Крупные мировые ритейлеры
Бизнес мнения
Исследования и рейтинги
Маркетинг и экономика торговли
Мерчендайзинг. Выкладка. Витрины
Открытия и закрытия магазинов
31 июля 2013, 00:11 3691 просмотр

Буря и натиск сетевого ритейла

Сегодня в сегменте розничной торговли остро ощущается разделение рынка между крупными сетевыми операторами и небольшими нишевыми магазинами. Противостоять натиску крупных ритейлеров представителям малого и среднего бизнеса становится все сложнее.

К вытеснению крупными сетями небольших розничных магазинов уже привыкли в городах-миллионниках. Сейчас этот процесс постепенно распространяется и на провинцию. В развитых странах, в частности США – родине Walmart, Target и других крупных ритейл-корпораций, – эти процессы происходят давно. В Китае большие сетевые операторы пока лишь набирают силу, однако, учитывая национальные особенности и национальную специфику населения Китая, с уверенностью можно сказать, что небольшие магазинчики вряд ли уступят свои позиции. Несмотря на наступление глобальных торговых корпораций, вклад в экономику малого и среднего бизнеса составляет в США около 50%, а в Китае – более 60%, иными словами, очень маловероятно, что формат маленьких магазинов в этих странах уйдет в прошлое. В России этот показатель находится на уровне чуть более 20% и, несмотря на декларируемое намерение государства увеличить долю малых предприятий к 2020 году до 50%, наступление на несетевой ритейл, как и на малый и средний бизнес вообще, активно поддерживается последними законодательными инициативами.

Повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей вынудило огромное количество бизнесменов прекратить свою работу, при этом около трети из них занимались именно розничной торговлей. Кроме того, ФАС инициировала ряд поправок в закон о торговле, предусматривающих возможность преодоления 25-процентного барьера присутствия ритейлеров в муниципалитетах при условии постройки новых торговых площадей, а также реконструкции или переоборудования непрофильных помещений. Наконец, с начала 2013 года квоты для привлечения на работу иностранных граждан в сфере розничной торговли были увеличены до 25% от общей численности персонала, что позволило снять вопросы легализации труда мигрантов у крупных ритейлеров, однако поставило в достаточно сложную ситуацию владельцев маленьких, часто семейных магазинов. Сами же торговые сети продолжают агрессивную политику интенсивного расширения, повсеместно выкупая торговые площади.

В итоге, по разным оценкам, на долю совокупной выручки десяти крупнейших ритейлеров в 2012 году пришлось до 20% всего оборота розничной торговли, и этот показатель имеет устойчивую тенденцию роста. Правда, готовность федеральных ритейлеров к покорению некоторых регионов пока неочевидна, в том числе и из-за проблем транспортной и складской логистики. Впрочем, в нынешних экономических условиях это лишь вопрос времени.

Не стоит забывать о таком важном преимуществе сетей, как широта ассортиментной матрицы. В магазинах крупных операторов, как правило, представлено не менее 30 тыс. товарных групп (в «Ашане», например, их более 50 тыс.), однако средний покупатель обычно бывает там не более одного раза в неделю. Более того, в силу географического расширения и необходимости оптимизировать издержки многие сетевые операторы в последнее время начали сужать ассортимент продукции, тем самым ограничивая выбор российских покупателей, уже успевших привыкнуть к разнообразию ассортимента. Небольшие магазины, напротив, широтой выбора похвастаться не могут, однако, безусловно, чаще посещаются. По сравнению с крупными сетевыми операторами у небольших магазинчиков есть существенное преимущество – клиентоориентированность. Правильно подобранный для конкретной аудитории ассортимент, уютный дизайн, внимательное обслуживание многократно увеличивают привлекательность магазина.

Все это дает основания полагать, что малый и средний бизнес все же способен прочно занять и отстоять свои уникальные рыночные ниши в розничной торговле. Мелкие магазины перепрофилируются и начинают активно заниматься специализированной продукцией, формируя ответ на все более актуальный сегодня потребительский запрос на индивидуальность. К примеру, горнолыжный костюм хорошего качества не найти ни в «Ашане», ни в «Спортмастере», а некоторых видов крепежа ни в OBI, ни в «Леруа Мерлен» нет и быть не может. В силу уникальности ассортимента и гибкости в его формировании, свободы от прямой конкуренции со стороны сетей и отсутствия зависимости от поставщиков небольшие и энергичные компании могут значительно повышать норму прибыли своих торговых операций. Кстати, устойчивое положение небольших «магазинов у дома» по-прежнему весьма характерно для стран Европы. Доля среднего и малого бизнеса в ВВП достигает, по разным оценкам, от 50% во Франции и Германии до 95% в Италии, притом в среднем около трети таких предприятий заняты в торговле.

Сегодняшние кризисные явления в мировой экономике и стремительное развитие рынка онлайн-торговли также диктуют сетевым торговым форматам – гипермаркетам, супермаркетам, стрит-ритейлу – необходимость разработки и внедрения гибких клиентоориентированных стратегий. Среди главных трендов здесь стоит упомянуть развитие формата шоу-рум для создания более комфортных условий ознакомления потребителя с ассортиментом и, пожалуй, расширение интерактивных сервисов, таких как поиск, проверка товара и т.п. Однако разработка и внедрение подобных программ требует достаточного времени и серьезных вложений, а успех при этом крупному ритейлеру не гарантирован.

Формат маленьких магазинов удобнее и ближе покупателю, который не хочет терять возможность выбора. Именно в этом заключается жизнеспособность позиций мелкого и среднего бизнеса как одного из основных элементов, формирующих экономику любой страны.

Игорь Ремез, «Ремилинг», совладелец, заместитель генерального директора, для РБК Daily

Поделиться публикацией:
Актуально
Уехать со склада: как продавать автомобили на маркетплейсах
180
Инструкция для дилера по работе с онлайн-площадками.
Сеть «Галамарт» тотально перестроила ИТ-ландшафт в России и Китае
2541
«1С:ERP Управление предприятием» заменила пять учетных систем.
Китай: что нужно знать тем, кто планирует начать бизнес в стране?
314
Особенности мышления и ведения бизнеса китайских партнеров, кейсы, нюансы и тренды.
Дмитрий Бутин, «Смена»: «В среднем магазин выходит на плановую окупаемость в течение двух лет»
695
О бренде с 90-летней историей, собственной рознице и создании одежды для детей и подр...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Буря и натиск сетевого ритейла

Сегодня в сегменте розничной торговли остро ощущается разделение рынка между крупными сетевыми операторами и небольшими нишевыми магазинами. Противостоять натиску крупных ритейлеров представителям малого и среднего бизнеса становится все сложнее.

К вытеснению крупными сетями небольших розничных магазинов уже привыкли в городах-миллионниках. Сейчас этот процесс постепенно распространяется и на провинцию. В развитых странах, в частности США – родине Walmart, Target и других крупных ритейл-корпораций, – эти процессы происходят давно. В Китае большие сетевые операторы пока лишь набирают силу, однако, учитывая национальные особенности и национальную специфику населения Китая, с уверенностью можно сказать, что небольшие магазинчики вряд ли уступят свои позиции. Несмотря на наступление глобальных торговых корпораций, вклад в экономику малого и среднего бизнеса составляет в США около 50%, а в Китае – более 60%, иными словами, очень маловероятно, что формат маленьких магазинов в этих странах уйдет в прошлое. В России этот показатель находится на уровне чуть более 20% и, несмотря на декларируемое намерение государства увеличить долю малых предприятий к 2020 году до 50%, наступление на несетевой ритейл, как и на малый и средний бизнес вообще, активно поддерживается последними законодательными инициативами.

Повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей вынудило огромное количество бизнесменов прекратить свою работу, при этом около трети из них занимались именно розничной торговлей. Кроме того, ФАС инициировала ряд поправок в закон о торговле, предусматривающих возможность преодоления 25-процентного барьера присутствия ритейлеров в муниципалитетах при условии постройки новых торговых площадей, а также реконструкции или переоборудования непрофильных помещений. Наконец, с начала 2013 года квоты для привлечения на работу иностранных граждан в сфере розничной торговли были увеличены до 25% от общей численности персонала, что позволило снять вопросы легализации труда мигрантов у крупных ритейлеров, однако поставило в достаточно сложную ситуацию владельцев маленьких, часто семейных магазинов. Сами же торговые сети продолжают агрессивную политику интенсивного расширения, повсеместно выкупая торговые площади.

В итоге, по разным оценкам, на долю совокупной выручки десяти крупнейших ритейлеров в 2012 году пришлось до 20% всего оборота розничной торговли, и этот показатель имеет устойчивую тенденцию роста. Правда, готовность федеральных ритейлеров к покорению некоторых регионов пока неочевидна, в том числе и из-за проблем транспортной и складской логистики. Впрочем, в нынешних экономических условиях это лишь вопрос времени.

Не стоит забывать о таком важном преимуществе сетей, как широта ассортиментной матрицы. В магазинах крупных операторов, как правило, представлено не менее 30 тыс. товарных групп (в «Ашане», например, их более 50 тыс.), однако средний покупатель обычно бывает там не более одного раза в неделю. Более того, в силу географического расширения и необходимости оптимизировать издержки многие сетевые операторы в последнее время начали сужать ассортимент продукции, тем самым ограничивая выбор российских покупателей, уже успевших привыкнуть к разнообразию ассортимента. Небольшие магазины, напротив, широтой выбора похвастаться не могут, однако, безусловно, чаще посещаются. По сравнению с крупными сетевыми операторами у небольших магазинчиков есть существенное преимущество – клиентоориентированность. Правильно подобранный для конкретной аудитории ассортимент, уютный дизайн, внимательное обслуживание многократно увеличивают привлекательность магазина.

Все это дает основания полагать, что малый и средний бизнес все же способен прочно занять и отстоять свои уникальные рыночные ниши в розничной торговле. Мелкие магазины перепрофилируются и начинают активно заниматься специализированной продукцией, формируя ответ на все более актуальный сегодня потребительский запрос на индивидуальность. К примеру, горнолыжный костюм хорошего качества не найти ни в «Ашане», ни в «Спортмастере», а некоторых видов крепежа ни в OBI, ни в «Леруа Мерлен» нет и быть не может. В силу уникальности ассортимента и гибкости в его формировании, свободы от прямой конкуренции со стороны сетей и отсутствия зависимости от поставщиков небольшие и энергичные компании могут значительно повышать норму прибыли своих торговых операций. Кстати, устойчивое положение небольших «магазинов у дома» по-прежнему весьма характерно для стран Европы. Доля среднего и малого бизнеса в ВВП достигает, по разным оценкам, от 50% во Франции и Германии до 95% в Италии, притом в среднем около трети таких предприятий заняты в торговле.

Сегодняшние кризисные явления в мировой экономике и стремительное развитие рынка онлайн-торговли также диктуют сетевым торговым форматам – гипермаркетам, супермаркетам, стрит-ритейлу – необходимость разработки и внедрения гибких клиентоориентированных стратегий. Среди главных трендов здесь стоит упомянуть развитие формата шоу-рум для создания более комфортных условий ознакомления потребителя с ассортиментом и, пожалуй, расширение интерактивных сервисов, таких как поиск, проверка товара и т.п. Однако разработка и внедрение подобных программ требует достаточного времени и серьезных вложений, а успех при этом крупному ритейлеру не гарантирован.

Формат маленьких магазинов удобнее и ближе покупателю, который не хочет терять возможность выбора. Именно в этом заключается жизнеспособность позиций мелкого и среднего бизнеса как одного из основных элементов, формирующих экономику любой страны.

Игорь Ремез, «Ремилинг», совладелец, заместитель генерального директора, для РБК Daily

конкуренция, ритейл, малый и средний бизнес, магазин у домаБуря и натиск сетевого ритейла
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/burya-i-natisk-setevogo-riteyla/2013-07-30


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052