30 ноября 2012, 00:44 2308 просмотров

В России ожидается рост спроса на экоупаковку

Купив в магазине телевизор, мебельный гарнитур или посудомоечную машину, российский потребитель, как правило, не обращает внимание на то, что треть объема этих товаров составляет упаковка. В итоге сегодня 30–60% твердых бытовых отходов – это использованные упаковочные материалы, вопрос их утилизации с каждым годом становится все более актуальным. Мало пока интересует россиян и происхождение материала, из которого сделана упаковка. Между тем вся целлюлозно-бумажная продукция, а более 55% всей упаковки делается именно из нее, сертифицируется на соответствие экологическим стандартам. Примечательно, что в России дела с данными сертификатами обстоят совсем не так плохо, как можно было бы ожидать. По площади сертифицированных лесов страна занимает второе место в мире, уступая лишь Канаде.

Совместимы ли между собой два понятия – «общество потребления» и «благоприятное воздействие на окружающую среду»? Приходится констатировать, что если и совместимы, то пока слабо. Рост потребления приводит к более быстрому обороту товаров, частой их замене. Например, если в советское время люди покупали телевизоры на много лет вперед, то сейчас старая техника меняется на новую через два-три года. Рост потребления порождает проблему переработки вышедших из употребления вещей. Вторая проблема – утилизация упаковочных материалов, в которых новые товары доставляются покупателям.

«Мы живем в обществе потребления, где упаковка все больше используется маркетологами как средство борьбы за потребителя», – говорит главный эколог группы «Илим» Галина Христофорова. Более 55% упаковочных материалов – это бумага и картон, при этом, по оценкам аналитика «Инвесткафе» Дарьи Пичугиной, в 2010 году объем производства упаковки и тары из этих материалов в России составлял 5 млрд долл., в 2011 году – 5,6 млрд долл., а в этом году прогнозируется выпуск на 6–6,3 млрд долл.

Между тем большая часть этих денег оказывается... на свалке. «Около 30–60% твердых бытовых отходов, вывозимых на полигоны, – это упаковка», – отмечает Галина Христофорова. Чтобы не утонуть в мусоре, упаковочные материалы предпочитают изготавливать из экологически чистых материалов, переработка и производство которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. «Для решения проблемы утилизации упаковки появился термин eco-friendly-упаковка, – рассказывает г-жа Христофорова. – Возможна дальнейшая ее переработка. Как правило, на такой упаковке есть пометка Recycled content, что означает «сделана с использованием переработанных материалов», или Reusable – возможно повторное применение. Recyclable – упаковка, которая легко перерабатывается и может быть использована для производства новых продуктов (бумага, алюминий, картон, стекло и т.п.)». Согласно этой классификации вся целлюлозно-бумажная продукция (без полимерных покрытий) является легко перерабатываемой, заключает эксперт.

Сертифицируется не только сама упаковка, но и вся целлюлозно-бумажная продукция, из которой она производится. Есть экологический рейтинг WWF Check your paper, согласно которому производители целлюлозно-бумажной продукции ранжированы по ряду экокритериев. Некоторым аналогом рейтинга WWF является экологический лейбл Euroflower, который был получен рядом производителей бумаги. Весьма распространенным является сертификат Лесного попечительского совета (FSC), который свидетельствует о том, что древесина (для изготовления бумаги) происходит из ответственно управляемых лесов либо в производстве используются отходы бумажного сырья после потребителя (FSC recycled), говорит директор регионального офиса FSC по странам СНГ Андрей Птичников.

FSC-сертифицированное сырье – это древесина, которая была заготовлена на территории, сертифицированной Лесным попечительским советом, в России такая территория занимает более 33 млн га, поясняет Дарья Пичугина из «Инвесткафе». По сертифицированной площади Россию обгоняет только Канада (52 млн га). Таким образом, можно сказать, что в России достаточно большая доля продукции производится с использованием сертифицированного сырья, отмечает эксперт. Доля сертифицированной продукции в Великобритании, Швеции, Нидерландах составляет порядка 80%. В России 85% товарной целлюлозы, 70% газетной бумаги и 40% офисной бумаги произведены из сертифицированного сырья. Это неплохие показатели, резюмирует аналитик.

Российские граждане пока не обращают серьезного внимания на маркировку товаров, а тем более на экологические отметки на упаковке. Между тем опросы, проведенные рядом организаций (WWF, FSC, «Листок жизни»), говорят о том, что около трети потребителей в Европе готовы сознательно приобретать более экологичную упаковку, если они будут должным образом информированы об этой экологичности и положительных эффектах такой продукции для природы и человека, сообщает Андрей Птичников. В связи с этим он уверен, что в ближайшие годы сформируется тенденция быстрого (до 100% в год) прироста экоупаковки.

Ольга Ростовцева, РБК Daily

Поделиться публикацией:
С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Тенденции развития розницы в 2017 году

Многое в российском ритейле происходит впервые

Как избежать нарушений закона «О торговле»?

Цена каждой ошибки – миллионы рублей

В России ожидается рост спроса на экоупаковкуэкология, Упаковка, лес, эко
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии