Баннер ФЗ-54
11 сентября 2012, 11:46 2519 просмотров

Ритейлеры чаще всех нарушают права потребителей

Чаще всего права потребителей в России нарушают торговые предприятия. К такому выводу пришла Счетная палата. И порекомендовала правительству разработать долгосрочную стратегию по защите прав потребителей и подкорректировать законодательство в этой части, поскольку в нем имеются существенные пробелы. Такие рекомендации аудиторы выдали, проверив, насколько эффективно справляется со своими функциями Роспотребнадзор. "Счетная палата впервые провела мероприятие, в рамках которого оценила, как госорган выполняет возложенную на него функцию, оказывающую непосредственное влияние на повышение качества жизни людей", - рассказывает "РГ" аудитор Владимир Катренко. Для аудита были выбраны Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и четыре ее территориальных органа. Однако в ходе проверки были выявлены не столько недостатки в работе Роспотребнадзора, сколько прорехи в законодательстве, которые не позволяют защищать потребителей максимально качественно. "Роспотребнадзор ежегодно проводит порядка 140 тысяч проверок, постоянно увеличивается число внеплановых из-за роста жалоб людей", - продолжает Владимир Катренко. Более двух третей нарушений приходятся на сферу торговли, и их число постоянно растет. Наиболее типичные нарушения - это отсутствие полной и достоверной информации о продавце и товаре, документов, подтверждающих безопасность продукции, нарушение сроков годности товаров и правил продажи,. Значительное число нарушений зафиксировано в сфере жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на то что законодательство России в основном соответствует требованиям Руководящих принципов для защиты интересов потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, имеющиеся нормативные правовые акты не в полной мере обеспечивают правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей. И не всегда позволяют Роспотребнадзору работать более эффективно. Например, поясняет Владимир Катренко, сейчас запрещено использовать при внеплановых проверках "эффект внезапности", то есть о проверке надо заранее предупреждать. "В итоге недобросовестный продавец, реализующий товары с истекшим сроком годности, зная о проверке, имеет возможность временно устранить нарушения, а после ее завершения вернуться к соответствующей практике", - говорит он. Кроме того, в законодательстве есть пробелы, позволяющие недобросовестному предпринимателю и уклониться от проверки. Не урегулирован механизм выездной проверки, если при ее проведении отсутствует руководитель или его представитель. "В итоге недобросовестные предприниматели избегают проверок", - продолжает аудитор. Отсутствует механизм переноса срока проверки, если руководитель болен или находится в отпуске. А если меняется наименование юрлица и место фактический адрес, проверки в текущем году исключаются. Есть и еще факторы, затрудняющие защиту прав потребителей. Например, отсутствует универсальный правовой механизм защиты прав неопределенного круга потребителей, который бы позволил в случае признания противоправным действия конкретного предпринимателя по отношению к потребителям априори считать аналогичное действие противоправным и со стороны других предпринимателей. Тем не менее Роспотребнадзор достаточно неплохо справляется со своими обязательствами, и реальная, финансово измеримая польза практически превышает расходы государства на это направление работы службы. Так, в 2011 году при участии Роспотребнадзора присуждено в судах в пользу потребителей почти 1,2 миллиарда рублей. Хотя и внутри ведомства есть свои проблемы, например, кадровые. Так, штаты центрального аппарата ведомства и управления по Москве укомплектованы на 75-78 процентов. Связано это с существенной разницей между зарплатой работников и средней зарплатой на рынке. Например, средняя зарплата сотрудников Роспотребнадзора в столице в 2011 году была 15,9 тысячи рублей, а рабочих и служащих по Москве, включая организации малого предпринимательства, - 40,5 тысячи рублей. И еще одну неожиданную негативную тенденцию выявили аудиторы - общества защиты прав потребителей, которые по идее должны быть помощниками Роспотребнадзора, стали за деньги защищать, наоборот, предпринимателей от потребителей.Российская газета  Марина Грицюк
Поделиться публикацией:
Куда уходит покупатель и во что играют современные...
1064
Концепции настоящего и будущего
3563
Андрей Бударин, начальник Управления оперативного ...
2008
Михаил Иванцов, генеральный директор розничной се...
1201
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
3287
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
7048
Чаще всего права потребителей в России нарушают торговые предприятия. К такому выводу пришла Счетная палата. И порекомендовала правительству разработать долгосрочную стратегию по защите прав потребителей и подкорректировать законодательство в этой части, поскольку в нем имеются существенные пробелы. Такие рекомендации аудиторы выдали, проверив, насколько эффективно справляется со своими функциями Роспотребнадзор. "Счетная палата впервые провела мероприятие, в рамках которого оценила, как госорган выполняет возложенную на него функцию, оказывающую непосредственное влияние на повышение качества жизни людей", - рассказывает "РГ" аудитор Владимир Катренко. Для аудита были выбраны Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и четыре ее территориальных органа. Однако в ходе проверки были выявлены не столько недостатки в работе Роспотребнадзора, сколько прорехи в законодательстве, которые не позволяют защищать потребителей максимально качественно. "Роспотребнадзор ежегодно проводит порядка 140 тысяч проверок, постоянно увеличивается число внеплановых из-за роста жалоб людей", - продолжает Владимир Катренко. Более двух третей нарушений приходятся на сферу торговли, и их число постоянно растет. Наиболее типичные нарушения - это отсутствие полной и достоверной информации о продавце и товаре, документов, подтверждающих безопасность продукции, нарушение сроков годности товаров и правил продажи,. Значительное число нарушений зафиксировано в сфере жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на то что законодательство России в основном соответствует требованиям Руководящих принципов для защиты интересов потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, имеющиеся нормативные правовые акты не в полной мере обеспечивают правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей. И не всегда позволяют Роспотребнадзору работать более эффективно. Например, поясняет Владимир Катренко, сейчас запрещено использовать при внеплановых проверках "эффект внезапности", то есть о проверке надо заранее предупреждать. "В итоге недобросовестный продавец, реализующий товары с истекшим сроком годности, зная о проверке, имеет возможность временно устранить нарушения, а после ее завершения вернуться к соответствующей практике", - говорит он. Кроме того, в законодательстве есть пробелы, позволяющие недобросовестному предпринимателю и уклониться от проверки. Не урегулирован механизм выездной проверки, если при ее проведении отсутствует руководитель или его представитель. "В итоге недобросовестные предприниматели избегают проверок", - продолжает аудитор. Отсутствует механизм переноса срока проверки, если руководитель болен или находится в отпуске. А если меняется наименование юрлица и место фактический адрес, проверки в текущем году исключаются. Есть и еще факторы, затрудняющие защиту прав потребителей. Например, отсутствует универсальный правовой механизм защиты прав неопределенного круга потребителей, который бы позволил в случае признания противоправным действия конкретного предпринимателя по отношению к потребителям априори считать аналогичное действие противоправным и со стороны других предпринимателей. Тем не менее Роспотребнадзор достаточно неплохо справляется со своими обязательствами, и реальная, финансово измеримая польза практически превышает расходы государства на это направление работы службы. Так, в 2011 году при участии Роспотребнадзора присуждено в судах в пользу потребителей почти 1,2 миллиарда рублей. Хотя и внутри ведомства есть свои проблемы, например, кадровые. Так, штаты центрального аппарата ведомства и управления по Москве укомплектованы на 75-78 процентов. Связано это с существенной разницей между зарплатой работников и средней зарплатой на рынке. Например, средняя зарплата сотрудников Роспотребнадзора в столице в 2011 году была 15,9 тысячи рублей, а рабочих и служащих по Москве, включая организации малого предпринимательства, - 40,5 тысячи рублей. И еще одну неожиданную негативную тенденцию выявили аудиторы - общества защиты прав потребителей, которые по идее должны быть помощниками Роспотребнадзора, стали за деньги защищать, наоборот, предпринимателей от потребителей.Российская газета  Марина Грицюк Ритейлеры чаще всех нарушают права потребителейторговля, права потребителей, роспотребнадзор, ритейл, ритейлеры, закон, правительство
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Ритейлеры чаще всех нарушают права потребителей
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/66688/2017-10-21