30 июля 2012, 00:37 3254 просмотра

Потребители вина предпочли ближний импорт

Российские потребители переключились на вина из Молдавии и Украины

Импортные вина продолжают пользоваться устойчивым спросом у российских потребителей. Как следует из данных Федеральной таможенной службы, за первые пять месяцев 2012 года объем ввезенного в Россию зарубежного вина увеличился на 10,2%. Основными драйверами роста стали дешевые вина из Молдавии и Украины, объемы ввоза которых уже сопоставимы с показателями стран из большой винной тройки – Франции, Италии и Испании.

За первые пять месяцев 2012 года в Россию было ввезено 97,5 млн л вина, что на 9 млн л больше, чем годом ранее. Рост импорта на 10,2% оказался сопоставим с ростом внутреннего производства вина (13,4% в первом полугодии 2012 года). По оценкам директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, каждая третья бутылка вина, продающаяся в России, иностранного производства.

В общей структуре импорта тон по-прежнему задают крупнейшие европейские винные производители – Франция, Италия и Испания, при этом французы заметно снизили свою долю рынка импортных вин с 21,9 до 18,5%. По данным ФТС, снижение ввоза французских вин в Россию в 2012 году составило 1,3 млн л. В это же время объем импорта испанских вин вырос на 1,2 млн л, итальянских – на 800 тыс. л.

На фоне относительной стагнации винных лидеров выделяются резкие темпы поставок вина из бывших советских республик – Молдавии и Украины. Сумевшие найти общий язык с Роспотребнадзором молдоване прогнозируемо увеличили поставки в Россию – на 3,8 млн л по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Общий объем импорта вина из Молдавии в первые пять месяцев 2012 года составил 9,5 млн л. До возникновения претензий со стороны ведомства Геннадия Онищенко за аналогичный период из Молдавии ввозилось до 11,9 млн л вина.

Самый стремительный рост продемонстрировали поставщики украинских вин. Еще год назад Украина была седьмым по величине поставщиком вина в Россию с долей 6% от общего объема импорта. Однако в начале 2012 года поставки вина с Украины выросли более чем в два раза, с 5,3 млн до 12,8 млн л. Теперь соседняя страна занимает четвертое место среди импортеров вина с долей рынка 13,2%.

«На внутреннем украинском винном рынке последние 2,5 года наблюдается коллапс, связанный с изменением структуры потребления алкоголя, – рассказал РБК daily г-н Дробиз. – Украинцы переходят на домашние продукты и алкогольные суррогаты. Производство вина в стране снизилось в два раза, и в этих условиях для украинских производителей выход на российский рынок важен как никогда». По словам Вадима Дробиза, в России сохранилось позитивное отношение к украинским маркам, к тому же украинцы имеют возможность поставлять вина приличного качества значительно дешевле аналогичных вин из Западной Европы и Нового Света.

Среди компаний-импортеров продолжает доминировать «Лудинг», контролируемый структурами, близкими к армянскому политику Гагику Царукяну. Однако по сравнению с предыдущими годами, когда преимущество «Лудинга» над конкурентами было почти двукратным, в начале 2012 года лидер рынка существенно сократил объем поставок. Так, «Лудинг» снизил импорт из Франции с 4,6 млн до 2,9 млн л. Поставки из Испании сократились на 400 тыс. л, из Италии – на 500 тыс. л, из Германии – на 450 тыс. л. Общее снижение объемов импорта «Лудингом» составило 34,3%, а доля компании сократилась с 15,56 до 9,28%.

В выигрыше оказались компании, занимающиеся поставками вина из Молдавии и Украины. В десятку крупнейших попали крупнейшие импортеры молдавского вина («Моро» и «Эко-Алко»), украинского («Локус», «Вастом»), а также абхазского («Русалкоимпорт»). Наибольшие потери понесли поставщики немецких вин, импорт которых рухнул на 40,8%, с 8,7 млн до 5,2 млн л.

Денис Пузырев, РБК Daily

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Потребители вина предпочли ближний импортУкраина, вино, импорт, Молдавия, предпочтения потребителей