2 декабря 2011, 00:12 697 просмотров

Cristal не дождался Нового года

Элитное шампанское перестало поставляться в Россию

Как выяснил “Ъ”, компания Simple, эксклюзивный поставщик продукции французского дома Louis Roederer, прекратила поставки в Россию знаменитого шампанского Cristal. Louis Roederer отчаялся доказать, что его бренд не похож на водочную марку Kristal, поэтому он не должен платить роялти российской госкомпании «Союзплодоимпорт». Теперь Cristal пропустит новогодний сезон, на который приходится до 70% годовой реализации шампанских вин.

Законность использования домом Louis Roederer товарного знака Cristal в России ФКП «Союзплодоимпорт» оспаривает с 2008 года. В ФКП посчитали, что французский бренд, получивший международную регистрацию №141885 в июне 1946 года, сходен до степени смешения с принадлежащей госкомпании водочной маркой Kristal. По мнению «Союзплодоимпорта», французы должны платить ФКП роялти за право продавать продукцию под товарным знаком на территории России. 6 апреля 2009 года Палата по патентным спорам (ППС) Роспатента по жалобе ФКП признала недействительным предоставление товарному знаку Cristal правовой охраны в России. Louis Roederer оспорил решение в суде, сославшись на пропуск ФКП пятилетнего срока для подачи возражений. Суды трех инстанций с этим согласились. Но президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) 9 марта 2011 года направил дело на новое рассмотрение, указав, что срок для подачи возражений не пропущен и суды должны оценить доводы сторон по существу.

За время судебных тяжб поставки шампанского Cristal в Россию не только не прекращались, но даже увеличивались. Если в докризисные годы марка импортировалась в объеме около 1 тыс. бутылок в год, то с 2009 года, когда эксклюзивные права на дистрибуцию продукции Louis Roederer в России перешли к Simple, ее оборот увеличился в разы. По словам основного владельца Simple Максима Каширина, на этот год у него была квота на ввоз 5–6 тыс. бутылок Cristal. Однако, сетует бизнесмен, выполнить ее удалось только на 30%, поскольку с лета компания была вынуждена прекратить поставки. «Это было совместное решение наших юристов и юрстов Louis Roederer»,– отметил бизнесмен.

Патентный поверенный французского производителя Марина Гринева пояснила, что оборот Cristal в России оказался вне закона в связи с постановлением ВАС. «Оно означает, что решение ППС от 6 апреля 2009 года, отменяющее правовую охрану знака, вновь обрело законную силу»,– сказала госпожа Гринева. По ее словам, даже если до конца года суд первой инстанции примет решение в пользу Louis Roederer, оно не вступит в законную силу до решения апелляции. Соответственно, возобновления поставок в ближайшее время ждать не стоит.

Марка Cristal Louis Roederer была создана в 1876 году по заказу российского императора Александра II. Ежегодный объем выпуска составляет около 500 тыс. бутылок. По данным Nielsen на конец 2010 года, вся линейка шампанского дома Louis Roederer занимала 2,11% московского рынка французских шампанских вин по стоимости (см. таблицу).

Хотя Cristal в силу своей цены (от 20 тыс. до 100 тыс. руб. за бутылку в зависимости от разновидности) не является товаром с быстрой оборачиваемостью, опрошенные “Ъ” розничные продавцы и рестораторы рассказали, что у них больше не осталось этого шампанского. «У нас последняя бутылка была продана где-то осенью. Думаю, что и у других розничных операторов его не осталось»,– сказал менеджер одной из московских сетей винных бутиков. Объем продаж Cristal через его сеть составлял около 200 бутылок в год. Экс-глава сети «Коллекция вин» Андрей Ткемаладзе отмечает, что Cristal был востребованной маркой шампанского и все магазины, занимающиеся продажами элитного алкоголя, должны быть заинтересованы в возобновлении поставок. «Шампанского такого качества в мире можно сосчитать по пальцам руки, поэтому ситуацию, когда ему препятствуют в допуске в Россию, кроме как маразматической назвать нельзя»,– возмущается господин Ткемаладзе. Менеджер ресторана Tommy D, где этим летом была открыта веранда Cristal Yard, также сообщил, что запасы марки давно закончились.

Господин Каширин подсчитал, что недополученная прибыль от срыва поставок Cristal для Simple только в этом году составит около €500 тыс. В пиковый сезон новогодних праздников, когда, по оценке бизнесмена, реализуется до 70% годового объема шампанских вин, Cristal, таким образом, не попадает.

В пресс-службе «Союзплодоимпорта» вчера сказали, что не знали о приостановках поставок шампанского Cristal в Россию, но считают это решение абсолютно логичным. Там по-прежнему убеждены, что французский Cristal и российский Kristal являются сходными до степени смешения. «Лишним подтверждением этого является то, что французская компания в свое время способствовала аннулированию регистраций российских товарных знаков, содержащих словесный элемент Kristal, на территории ряда европейских стран»,– отметили в ФКП.

Олег Трутнев, Анастасия Горшкова, “Ъ”

Статья относится к тематикам: Категорийный менеджмент, Марка. Брэнд. PrivateLabel
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Cristal не дождался Нового годаCristal, шампанское Cristal, шампанское, алкогольный ритейл, бренд