Баннер ФЗ-54
19 октября 2011, 00:01 2885 просмотров

Кризис и перспективы ритейла. Мнение эксперта

Андрей Калмыков: Умным ретейлерам Урала кризис поможет стать лишь сильнее

15 ноября в рамках Ноябрьской торговой недели по многочисленным просьбам предпринимателей Екатеринбурга и Свердловской области столицу Урала посетит известный эксперт-практик в области развития розничного бизнеса Андрей Калмыков. В преддверии этого события он ответил на ряд вопросов корреспондента УрБК.

— Андрей, сейчас идет активная экспансия федеральных сетей в регионы. Какие советы вы могли бы дать региональным ретейлерам для укрепления их позиций?

— Во-первых, имеет смысл обратить внимание на отличия регионального покупателя от столичного, чтобы понять логику действия конкурентов. Так, региональный покупатель в первую очередь отличается своими потребностями и культурой покупок. Здесь существует три покупательских сегмента: низкий, средний, высокий. К примеру, в Москве средний и высокий сегмент очень экономит время, а низкий сегмент очень экономит деньги. В регионах времени на покупки больше. Москва избалована ассортиментом, а регионы имеют только региональную специфику. Кроме того, Россия — большая страна — 9 часовых поясов. Нужно понимать, о каком регионе идет речь. К примеру, на Камчатке самый большой выбор морской и тихоокеанской рыбы холодного копчения и икры. А в Москве самый большой выбор твердых сыров старше 1 года и есть большой ассортимент мягких сыров с добавками. В Москве средний и высокий сегменты покупателей готовы делать покупку на 2 недели, то есть покупку выходного дня, приезжая в «Мега Москва». Так же и в Нижнем Новгороде приезжают. А в Муроме не приезжают в «Мега Москва» 2 раза в неделю, так как Москва — это 5 часов от Мурома в одну сторону, а «Меги» в Муроме нет, поэтому там покупка ежедневная и нет еще развития мегадискаунтеров, cash&carry, гипермаркетов, которые предлагают покупку выходного дня на 2–3 недели.

— Насколько сильно зависит эффективность магазина от работы персонала?

— Да, зависит, и очень сильно. На сегодняшний день производительность труда персонала в ретейле России в 2 раза ниже, чем оплата труда. На моем докладе в 2011 г. на форуме в Москве говорилось о том, что при зарплате 20 000 рублей в месяц персонал отрабатывает с производительностью труда на 50% и, таким образом, прямые потери составляют 10 000 рублей. Косвенные потери, к примеру, от задержки открытия нового магазина на 1 день при его обороте в 300 000 руб. в день при наценке 15% составляют 45 000 руб. в день недополученного дохода.

— Андрей, скажите, по оценкам московских экспертов, кризис все же будет?

— Кризис должен быть регулярно. Сейчас он имеет цикличность 1 раз в 7–10 лет (в 1991, 1998, 2009 годах). Кризис, как и болезнь, — благодать Божия, он посылается, чтобы отмерло то, что не нужно. А как же жить без благодати? К примеру, зачем человечеству 16 000 sku (количество наименований ассортимента) в магазине у дома? В СССР было достаточно 4000 sku. Между 4000 и 16 000 лежит разница в 12 000 sku, из которых 6000 sku приносят вред населению благодаря наличию генетически изменяющих тело добавок, консервантов, красителей. Дети и старики болеют чаще. А ретейл от жадности не может от них избавиться. Вот для чистки, когда ума не хватает, и прибегаем к кризису. Я — за кризис!

— А как кризис отразится на регионах, и на Урале в частности? На ретейле?

— Урал богат и живет традициями и силой духа управленцев в ретейле. Урал на подъеме экономики за счет развития добычи полезных ископаемых и производств. Кризис быстрым и умным поможет стать сильнее. Сильные сети будут доминировать. Локации в центре городов будут успешными благодаря улучшению инфраструктуры центра городов. При этом некоторые «внешне большие» сети упадут, как колосс на подкошенных ногах, — смотрите, например: «В Яблочко» (Саратов), «Провиант» (Старый Оскол) и другие регионы.

— Тогда, Андрей, с учетом неотвратимого кризиса, ваши прогнозы: каковы тренды 2012 года в розничной торговле?

— Повышение эффективности работы действующих сетей как самый важный приоритет. Наконец ретейл стал измерять свои показатели не только в абсолютных величинах, но и в динамике их прироста и в показателях эффективности. Готовность и выполнение планов десятки ретейла России (X5, «Дикси», Auchan, «Магнит» и так далее) — купить любые сети в регионах России. Кроме того, более четкая формализация форматов. Еще одна тенденция — отмирание слабых магазинов у дома в диапазоне торговой площади 500–800 кв. метров. И, увы, сохраняется повсеместно слабое управление товарными остатками.

ИА «УралБизнесКонсалтинг»

Статья относится к тематикам: Retail, Бизнес мнения, Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:

Андрей Калмыков: Умным ретейлерам Урала кризис поможет стать лишь сильнее

15 ноября в рамках Ноябрьской торговой недели по многочисленным просьбам предпринимателей Екатеринбурга и Свердловской области столицу Урала посетит известный эксперт-практик в области развития розничного бизнеса Андрей Калмыков. В преддверии этого события он ответил на ряд вопросов корреспондента УрБК.

— Андрей, сейчас идет активная экспансия федеральных сетей в регионы. Какие советы вы могли бы дать региональным ретейлерам для укрепления их позиций?

— Во-первых, имеет смысл обратить внимание на отличия регионального покупателя от столичного, чтобы понять логику действия конкурентов. Так, региональный покупатель в первую очередь отличается своими потребностями и культурой покупок. Здесь существует три покупательских сегмента: низкий, средний, высокий. К примеру, в Москве средний и высокий сегмент очень экономит время, а низкий сегмент очень экономит деньги. В регионах времени на покупки больше. Москва избалована ассортиментом, а регионы имеют только региональную специфику. Кроме того, Россия — большая страна — 9 часовых поясов. Нужно понимать, о каком регионе идет речь. К примеру, на Камчатке самый большой выбор морской и тихоокеанской рыбы холодного копчения и икры. А в Москве самый большой выбор твердых сыров старше 1 года и есть большой ассортимент мягких сыров с добавками. В Москве средний и высокий сегменты покупателей готовы делать покупку на 2 недели, то есть покупку выходного дня, приезжая в «Мега Москва». Так же и в Нижнем Новгороде приезжают. А в Муроме не приезжают в «Мега Москва» 2 раза в неделю, так как Москва — это 5 часов от Мурома в одну сторону, а «Меги» в Муроме нет, поэтому там покупка ежедневная и нет еще развития мегадискаунтеров, cash&carry, гипермаркетов, которые предлагают покупку выходного дня на 2–3 недели.

— Насколько сильно зависит эффективность магазина от работы персонала?

— Да, зависит, и очень сильно. На сегодняшний день производительность труда персонала в ретейле России в 2 раза ниже, чем оплата труда. На моем докладе в 2011 г. на форуме в Москве говорилось о том, что при зарплате 20 000 рублей в месяц персонал отрабатывает с производительностью труда на 50% и, таким образом, прямые потери составляют 10 000 рублей. Косвенные потери, к примеру, от задержки открытия нового магазина на 1 день при его обороте в 300 000 руб. в день при наценке 15% составляют 45 000 руб. в день недополученного дохода.

— Андрей, скажите, по оценкам московских экспертов, кризис все же будет?

— Кризис должен быть регулярно. Сейчас он имеет цикличность 1 раз в 7–10 лет (в 1991, 1998, 2009 годах). Кризис, как и болезнь, — благодать Божия, он посылается, чтобы отмерло то, что не нужно. А как же жить без благодати? К примеру, зачем человечеству 16 000 sku (количество наименований ассортимента) в магазине у дома? В СССР было достаточно 4000 sku. Между 4000 и 16 000 лежит разница в 12 000 sku, из которых 6000 sku приносят вред населению благодаря наличию генетически изменяющих тело добавок, консервантов, красителей. Дети и старики болеют чаще. А ретейл от жадности не может от них избавиться. Вот для чистки, когда ума не хватает, и прибегаем к кризису. Я — за кризис!

— А как кризис отразится на регионах, и на Урале в частности? На ретейле?

— Урал богат и живет традициями и силой духа управленцев в ретейле. Урал на подъеме экономики за счет развития добычи полезных ископаемых и производств. Кризис быстрым и умным поможет стать сильнее. Сильные сети будут доминировать. Локации в центре городов будут успешными благодаря улучшению инфраструктуры центра городов. При этом некоторые «внешне большие» сети упадут, как колосс на подкошенных ногах, — смотрите, например: «В Яблочко» (Саратов), «Провиант» (Старый Оскол) и другие регионы.

— Тогда, Андрей, с учетом неотвратимого кризиса, ваши прогнозы: каковы тренды 2012 года в розничной торговле?

— Повышение эффективности работы действующих сетей как самый важный приоритет. Наконец ретейл стал измерять свои показатели не только в абсолютных величинах, но и в динамике их прироста и в показателях эффективности. Готовность и выполнение планов десятки ретейла России (X5, «Дикси», Auchan, «Магнит» и так далее) — купить любые сети в регионах России. Кроме того, более четкая формализация форматов. Еще одна тенденция — отмирание слабых магазинов у дома в диапазоне торговой площади 500–800 кв. метров. И, увы, сохраняется повсеместно слабое управление товарными остатками.

ИА «УралБизнесКонсалтинг»

Кризис и перспективы ритейла. Мнение экспертакризис, ритейл, ритейлер, эксперты
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Кризис и перспективы ритейла. Мнение эксперта
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/58413/2017-10-17