10 августа 2011, 00:00 1739 просмотров

Сеть магазинов "Топ-книга" переформатируется

Распродав остатки в своих магазинах, сеть «Топ-книга» сменит формат, в котором книги станут для нее сопутствующим товаром. «Топ-книга», крупнейший книжный ритейлер России, меняет формат. С 1 октября все магазины банкротящейся сети станут канцелярско-книжными дискаунтерами, где книги будут представлены как сопутствующий ассортимент. Менеджмент компании надеется, что это поможет ей сохранить свое присутствие на рынке. Увеличение доли сопутствующих товаров — стандартный ход для книжных ритейлеров, ведь из-за доступности художественной литературы в интернете объемы продаж бумажных книг падают, объясняют эксперты. «Топ-книга» имеет более 500 магазинов и 200 отделов. Совладельцы: Георгий Лямин (68%), Татьяна Воронова (11%), Михаил Трифонов (10%), Сергей Щебетов (9%), Елена Щебетова (1%), Genidoro Ltd (1%). Финансовые показатели (РСБУ, 2010 год): выручка — 5,5 млрд руб., убыток — 355 млн руб. С мая текущего года в компании введена процедура наблюдения, на тот момент ее долг перед Сибирским банком Сбербанка РФ составлял 888,9 млн руб., перед поставщиками — более 2 млрд руб. Сейчас в магазинах «Топ-книги» книги распродаются с 50%-ной скидкой. Осенью все магазины сети «Топ-книга» откроются в новом формате, сообщил „Ъ“ один из менеджеров компании. Это будет канцелярско-книжный дискаунтер. 60% ассортимента составят канцелярские товары и «продукция для всей семьи» — книги для детей, «дом-сад-стиль-дизайн», а также развивающие игры и игрушки, уточнил собеседник. До сих пор на долю этой категории в сети приходилось не более 30% продаж. По мнению источника, после переформатирования бумажные книги будут обеспечивать не более 40% продаж магазинов. Изменится и ценовая политика сети. Как пояснил менеджер, «Топ-книга» станет магазином «низких цен»: на самые ходовые товары будет делаться минимальная наценка. Переходу на новый формат будет предшествовать масштабная распродажа, которая стартует 26 августа. Первую неделю скидки составят 55%, а в сентябре возрастут до 70%. В конце сентября помещения магазинов переоборудуют с учетом нового формата. По словам источника, в «Топ-книге» рассчитывают, что «эти меры помогут компании сохранить свое присутствие на сложном рынке». Гендиректор сибирской сети «Аристотель» Михаил Трифонов признает действия менеджмента «Топ-книги» оправданными. «Объемы продаж книжной продукции падают, увеличение доли сопутствующих товаров — логичный ответ», — рассуждает он. По данным господина Трифонова, новосибирский книжный рынок демонстрирует снижение продаж последние семь-восемь лет, наиболее значительным — на 20% — было падение в конце 2008 года. В прошлом году спад сильнее всего затронул сегмент художественной литературы: объемы сократились вдвое. «Люди научились скачивать книжки в интернете», — сетует предприниматель. Правда, есть книги, которым сложно существовать в сети: детская литература, альбомы по искусству, дорогие иллюстрированные издания, а также самые дешевые, такие как poket book. «В дальнейшем именно они и составят основу ассортимента», — рассуждает господин Трифонов. Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин также позитивно оценивает решение «Топ-книги» сменить формат. Он полагает, что за счет увеличения доли высокомаржинальных товаров (детские книги, игрушки) финансовые показатели сети могут улучшиться. Ставку на рынок канцелярских товаров он назвал «целесообразной». По оценкам аналитика, объем новосибирского рынка канцелярских товаров — около $100-120 млн против $60-75 млн книжного. Перспективы рынка канцелярских товаров эксперт называет оптимистичными, ведь «он больше зависит от корпоративного сегмента, а не доходов потребителей-физлиц». «Хотя по итогам 2009 года продажи снизились на 15-20%, но по мере улучшения экономической ситуации рынок канцелярских товаров вернется к докризисным темпам роста на уровне 15-20%», — прогнозирует господин Клягин. Однако не все участники рынка разделают оптимизм экспертов. По мнению одного из них, высказанному на условиях анонимности, резкое увеличение предложения канцелярских товаров в Новосибирске приведет к отрицательным последствиям. «Рынок не сможет переварить столь большие объемы, платежеспособного спроса не хватит на все магазины. Но планы «Топ-книги» маловыполнимы. Вряд ли найдутся поставщики, которые рискнут отгружать продукцию в адрес компании, чьи долги перед контрагентами уже достигли миллиардов рублей», — полагает он. По подсчетам бизнесмена, чтобы закупить канцелярскую продукцию, «Топ-книге» потребуется более 1 млрд руб. Предполагается, что магазины сети «Топ-книга» начнут работу в новом формате 1 октября. kommersant.ru
Статья относится к тематикам: Актуально, Марка. Брэнд. PrivateLabel
Поделиться публикацией:
Космическим ценам – космические ценники!

Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Сеть магазинов "Топ-книга" переформатируетсяТоп-книга, сеть магазинов, ребрендинг, формат, ритейлер, ритейл, книжный магазин