6 июля 2011, 00:00 1569 просмотров

Вокзалы не попали в сети

ОАО РЖД пытается привлечь на торговые площади железнодорожных вокзалов сетевых операторов. Но монополия разработала для этого сложную схему совместного партнерства по всей сети. В итоге первые же аукционы привели на вокзалы малоизвестные небольшие компании, что ставит под вопрос прозрачность условий использования площадей — в перспективе это более 240 тыс. кв. м с проходимостью 1 млрд человек в год.
ОАО РЖД сообщило, что в ходе открытых аукционов выбрало компании, которые в течение ближайших десяти лет будут торговать на вокзалах продуктами, медикаментами, мобильными телефонами, а также отвечать за организацию общественного питания. На торги выставлялось право заключения партнерского соглашения с ОАО РЖД на создание торговых сетей и управление ими, стартовая цена лотов — 30-150 млн руб. Выиграв аукцион, победитель учреждает с монополией СП, где ОАО РЖД получает 25-50%. СП получает право на аренду выделяемых под каждую сеть (например, аптеки или продажа мобильных телефонов) площадей. Оно обязано открыть магазины на указанных в документации восьми-десяти вокзалах, после чего может реализовать дополнительный опцион по торговой площади (до 30 тыс. кв. м) на любых вокзалах сети ОАО РЖД.
ОАО РЖД управляет более чем 350 вокзалами, общая площадь которых превышает 1,2 млн кв. м. По данным монополии, из них около 10% — коммерческие площади. В ОАО РЖД считают, что смогут довести этот показатель до 20%. В год через вокзалы проходит более 1 млрд человек.
Однако никого из крупных игроков рынка предложение ОАО РЖД не заинтересовало. По результатам прошедших аукционов аптеками на железнодорожных вокзалах будет управлять единственный претендент — СП с участием ООО «Ваше здоровье 5». По данным СПАРК, это одна из структур небольшой столичной сети аптек «Ирина Фарма». Доступ к российским вокзалам для продажи цветов получили малоизвестные ООО «Р.С. недвижимость» (из базы СПАРК больше всего к нему подходит компания, зарегистрированная в Калуге и принадлежащая кипрской «Грэйлок Инвестментс Лимитед») и «Арника» (компаний с таким названием очень много). Последнее также победило в аукционе на право заключения соглашений по организации и управлению (то есть субаренде площадей) сети мини – и супермаркетов и сети салонов сотовой связи.
«Арника» претендовала и на контракт по организации общественного питания на вокзалах, но уступила второму претенденту — ООО «Свежий ветер», которое уже стало оператором для организации фудкорта на Ленинградском вокзале (см. www.kommersant.ru). Теперь «Свежий ветер» в течение 20 лет будет отвечать за привлечение на вокзалы сетевых операторов, среди которых, по данным источников «Ъ» в ОАО РЖД, «Грабли», «Кофе Хаус», «Старбакс», «Коста Кофе», «Сабвэй», «Ростикс», «Шоколадница», «Му-му», «Дрова», «Теремок» и другие.
Также ОАО РЖД выбрало партнера по созданию и управлению торговым центром на Казанском вокзале в Москве площадью около 5 тыс. кв. м. (это площадь одного из ныне пустующих залов вокзала). Им стало ООО «Рейалвей Сервис», один из учредителей которого Владимир Фришер является совладельцем компании «Водка Селедка Бар». По словам предпринимателя, которые приводятся в сообщении ОАО РЖД, ТЦ на Казанском вокзале заработает перед новогодними праздниками.
Получение доступа к площадям железнодорожных вокзалов малоизвестными компаниями не удивляет ведущих игроков рынка. Собеседники «Ъ» в аптечных сетях «Ригла» и «36,6» знали о торгах, но отказались от участия. «Экономики в запуске магазинов по всей России для получения доступа на московские вокзалы нет»,— говорит представитель одной из компаний. По его словам, ОАО РЖД смогло бы получить большие деньги, если бы провело аукционы по региональному принципу. Глава отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова сказала, что компания не стала претендовать на позицию единого торгового оператора, «поскольку список предлагаемых объектов достаточно велик и требует значительных трудовых затрат в управлении». Кроме того, добавила она, пассажиропоток большинства вокзалов не соответствует требованиям, которые предъявляются к трафику для открытия новых магазинов «Связной».
Исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков ожидал, что ОАО РЖД, как это принято в мировой практике, привлечет для работы с торговыми площадями инфраструктурных объектов крупные управляющие компании. Но теперь, полагает эксперт, все выглядит как «сохранение »старых схем« работы торговых компаний на вокзалах и привокзальных площадях».
Александр Панченко, КоммерсантЪ
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Вокзалы не попали в сетиторговля, вокзальная торговля, магазины на вокзалах, сеть магазинов, торговые сети, ритейлеры