7 июня 2011, 00:00 2631 просмотр

Х5 целится в десятку

Компания огласила задачи на 2011 год

Гендиректор Х5 Retail Group Андрей Гусев, в марте сменивший на этом посту Льва Хасиса, назвал десять приоритетов в развитии Х5 на 2011 год. Помимо основной задачи — догнать по темпам открытия магазинов краснодарский «Магнит», компании необходимо менять ценообразование и совершенствовать логистику, увеличивать долю товаров под частной маркой и непродовольственных товаров.

С момента назначения на должность гендиректора Х5 Retail Group Андрея Гусева Х5 очень осторожно рассказывала о своей новой стратегии. Господин Гусев заявлял лишь, что приоритетом для компании станет органический рост (планируется открытие 540 магазинов), а также жесткий контроль над затратами и операционными расходами. На прошлой неделе Х5 сообщила, что, возможно, откажется от непрофильных проектов, в числе которых аптечный ритейл (компании принадлежит 8,45% сети А5 и опцион на увеличение своей доли до 100% в 2012 году).

Но выступая 26 марта перед менеджментом Х5, Андрей Гусев назвал и другие задачи Х5, а также причины отставки Льва Хасиса. Текст этого выступления опубликован в последнем номере корпоративной газеты Х5, с которым «Ъ» ознакомился.

Среди причин, которые привели к кадровым изменениям, господин Гусев называет «выдающуюся личность Льва Хасиса» и отставание от ближайшего конкурента — сети «Магнит». «Компания стала в очень большой степени ориентироваться на решения центрального офиса и на его (Льва Хасиса.— «Ъ») мнение»,— считает господин Гусев. А «многолетнее отставание в (органическом) развитии» от «Магнита» «не может не раздражать». Кроме того, чистая прибыль Х5 в два раза меньше, чем у «Магнита» при больших продажах: «Это не может не наводить на мысли о неэффективности, которая накопилась в компании».

Переломить «негативные тенденции» должна новая стратегия, которая включает десять приоритетов на 2011 год, отмечает Андрей Гусев. Так, компании необходимо «качественное развитие форматов» — «сейчас форматы имеют меньшее наполнение, чем это нужно». Коммерческая дирекция должна увеличить долю товаров под собственной торговой маркой до 13–15% в товарообороте к концу года, нарастить долю непродовольственных товаров в ассортименте с нынешних 8% до 15% и усилить работу региональных служб закупки. Кроме этого, приоритетами являются ускоренная интеграция сети «Копейка» (приобретена в декабре 2010 года), разработка новой системы ценообразования, усиление логистики, построение более качественной системы сбора и обработки данных, завершение внедрения SAP, внедрение качественной системы бюджетирования (сейчас у компании нет возможности планировать работу каждого магазина на несколько лет вперед), снижение кадровой текучки и «воссоздание культуры по управлению затратами наподобие той, которой славилась «Пятерочка».

X5 Retail Group на 31 марта этого года управляла 2,545 тыс. магазинов в России и на Украине. Чистая розничная выручка за 2010 год с учетом приобретенной в конце прошлого года сети «Копейка» — $13,047 млрд. 47,9% X5 принадлежит «Альфа-групп», 19,8% — у основателей сети «Пятерочка», 1,9% — у менеджмента, 0,1% — казначейские акции, еще 30,3% торгуется на Лондонской фондовой бирже (LSE). Капитализация на вчера — $11,02 млрд.

Постепенно Андрей Гусев меняет и менеджмент, ответственный за приоритетные направления. С середины марта директором департамента развития Х5 назначен Игорь Плетнев, курировавший развитие «Копейки» в регионах. Занимавший ранее эту должность Михаил Куприш покинул компанию. Недавно из компании ушли также  директор по маркетингу Карина Черникова и директор по закупкам частных торговых марок Ольга Малышева, рассказал «Ъ» один из сотрудников Х5.

В первом квартале этого года Х5 показала хорошие результаты, считает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Есть ли в этом вклад новой стратегии и менеджмента судить рано, так как в начале года компанией все еще руководил Лев Хасис, отмечает господин Кривошапко. В четвертом квартале Х5 заметно снизила рентабельность по EBITDA — с 8,6% в 2010-м до 7,2% в этом году. Но в первые три месяца этого года результаты компании превысили ожидания рынка — рентабельность по EBITDA составила 7,3% против 7% годом ранее, что стало лучшим показателем в отрасли. Правда, по темпам открытия магазинов Х5 по-прежнему отстает от «Магнита»: в первом квартале Х5 открыла 74 новых магазина (+1% по торговой площади) против 134 новых объектов у «Магнита» (+4,5%), подсчитало аналитическое агентство InfoLine.

Кристина Бусько

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Х5 целится в десяткуАндрей Гусев, X5 Retail Group, Магнит, СТМ, эффективность, результаты, гипермаркеты