8 февраля 2011, 00:00 2498 просмотров

"Евросеть" переходит на "Билайн"

Компания построит сеть монобрендовых салонов для оператора

У «Евросети», крупнейшего сотового ритейлера в России, появится еще один формат: только в этом году она откроет 1 тыс. монобрендовых салонов «Билайн» для своего акционера «Вымпелкома». Как стало известно “Ъ”, cоглашение об этом было подписано в пятницу. Когда три года назад «Вымпелком» стал совладельцем ритейлера, Федеральная антимонопольная служба считала, что «Евросеть» не должна отказываться от сотрудничества с другими операторами.

Пятничный договор должен быть рассмотрен на совете директоров «Вымпелкома» 22 февраля, после чего к нему будут подписано несколько дополнительных соглашений. По словам собеседника “Ъ”, знакомого с договоренностями сторон, ритейлер от имени «Вымпелкома» будет договариваться об аренде новых магазинов: арендатором станет оператор, с которым «Евросеть» заключит соглашение о субаренде. «В этом году “Евросеть” должна открыть 1 тыс. таких магазинов плюс еще столько же либо в 2012-м либо в 2012–2013 годах — в зависимости от потребности оператора»,— поясняет источник “Ъ”. Прибыль достанется «Евросети», а «Вымпелком» получит дополнительный канал продаж.

По оценке гендиректора РТК (управляет монобрендовыми салонами МТС — около 3,6 тыс., из которых 30% приходится на франчайзи) Сергея Румянцева, открытие одного салона обходится в 1,2–1,5 млн руб. в зависимости от формата, таким образом, «Вымпелком» в этом году инвестирует в открытие магазинов $40–50 млн. Соглашение заключено на десять лет, за это время management fee (вознаграждение за управленческие услуги) «Евросети» составит 6,3 млрд руб.

Президент «Евросети» Александр Малис не подтвердил и не опроверг эту информацию. Руководитель службы корпоративных коммуникаций «Вымпелкома» Елена Прохорова сообщила, что «есть предварительные договоренности с “Евросетью” о совместной работе по развитию монобрендовой сети».

«Евросеть» — крупнейший сотовый ритейлер в России (примерно 4010 мультибрендовых салонов). В прошлом году компания открыла два гипермаркета по продаже мультимедийной продукции, электроники и техники. Выручка за третий квартал 2010 года по МСФО — 16,907 млрд руб., EBITDA — 2,543 млрд руб., EBITDA margin — 15,04%, чистая прибыль — 1,877 млрд руб. Около 50,9% акций у инвестиционной компании ANN Александра Мамута, 49,9% — у «Вымпелкома» и менее 0,1% — у телеведущей Ксении Собчак.

24 ноября 2008 года ФАС одобрила покупку «Вымпелкомом» «Евросети» при условии, что в течение трех лет ритейлер должен оставаться мультибрендовой сетью. Этот срок еще не истек, но обстоятельства заставляют «Вымпелком» плотнее использовать возможности «Евросети».

В начале весны прошлого года оператор впервые уступил «МегаФону» второе место по количеству обслуживаемых абонентов среди «большой тройки». По итогам декабря 2010 года, их абонентская база составляла 52,019 млн (50,886 млн в декабре 2009 года) и 56,607 млн (50,221 млн) соответственно. Сейчас у «Вымпелкома» 2,5 тыс. брендированных салонов (более 2 тыс. из них — франчайзинговые). В апреле прошлого года для управления ими «Вымпелком» пригласил бывшего коммерческого директора некогда одной из крупнейших сотовых сетей «Цифроград» Сергея Северова (см. “Ъ” от 30 августа 2010 года). Источник, близкий к «Вымпелкому», отмечает, что уже существующие магазины пока не планируется передавать в управление «Евросети», более того, «часть из них будет закрыта, так как расположена в неудачных местах».

По оценке топ-менеджера одного из сотовых ритейлеров, продажи sim-карт на один монобрендовый магазин в среднем составляют 270–300 штук в месяц (в мультибрендовом на 20% выше), таким образом, «Вымпелком» гарантирует себе только через этот канал более 300 тыс. реализованных контрактов. Господин Румянцев полагает, что действия «Вымпелкома» обусловлены тем, что оператор ожидал большего эффекта от покупки доли в «Евросети»: «Так как мультибрендовая сеть заключает маркетинговые соглашения на продажу контрактов с несколькими операторами, то она должна выдерживать баланс, невольно ущемляя таким образом “Вымпелком”. Сотовому оператору в первую очередь интересны новые подключения и качество абонентов, а прибыль в розничной компании, в которой он акционер, важна, но вторична. С этой точки зрения держать под управлением и монобренд, и мультибренд не очень целесообразно».

Гендиректор РТК добавляет, что, возможно, «Вымпелкому» придется дотировать новые магазины «Евросети», так как на текущем рынке фактически невозможно открыть такое количество точек в рентабельных местах, да и трафик в них ниже, чем в мультибренде, плюс часть клиентов «Евросети» отойдет монобренду «Билайна». Источник “Ъ”, близкий к «Евросети», не исключает такого сценария, но при этом надеется, что благодаря управлению монобрендом оператора прибыль «Евросеть» вырастет на 10–20% «за счет увеличения продаж оборудования и контрактов». Гендиректор «МегаФон-Ритейл» (1,1 тыс. собственных салонов, 1,4 тыс.— франчайзи) Михаил Золотовицкий считает, что «Вымпелком» стремится повысить качество обслуживания абонентов, а у «Евросети» гораздо больший пользовательский опыт, чем у оператора: «Такое количество салонов “Вымпелкома” не совсем оптимально для рынка, 3,5 тыс. вместе с “Евросетью” для России вполне достаточно».

Инна Ерохина, КоммерсантЪ

Статья относится к тематикам: Актуально
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

"Евросеть" переходит на "Билайн" Евросеть, Билайн, сотовый ритейл, Александр Малис, монобрендовый магазин