4 февраля 2011, 00:00 2973 просмотра

"Дикси" попала в пятерку

На рынке ритейла снова инвестиционный подъем: продуктовые сети "Дикси" и "Виктория" объявили о слиянии меньше чем через два месяца после присоединения "Копейки" к X5 Retail Group. Цена нынешней сделки — 20 млрд руб. После ее закрытия объединенная "Дикси" поднимется в рейтинге сразу на две строчки, обогнав "О`кей" и "Ленту". В пресс-релизе "Дикси" сообщается "о достижении принципиальных договоренностей" по покупке 100% "Виктории". Стоимость сделки составит 20 млрд руб., она не учитывает долга "Виктории", который на конец прошлого года достиг 5,1 млрд руб. Сделка будет оплачена деньгами и акциями самой "Дикси", которая проведет допэмиссию. В результате владельцы "Виктории" получат около 15% в объединенной компании. Структуры холдинга "Меркурий" сохранят пакет 50% плюс одна акция. По словам источника, знакомого с деталями, деньгами будет оплачено примерно две трети общей суммы, то есть около 13 млрд руб. "Дикси" привлечет кредит в размере 4,5 млрд руб., а остальное — еще примерно 8,5 млрд руб.— возьмет у своих нынешних акционеров: они будут участвовать в ее допэмиссии. Долг самой "Дикси" на конец 2010 года составлял 9 млрд руб. при EBITDA около 3,7 млрд руб., так что новые займы не критичны, уточнил собеседник. EBITDA "Виктории" в 2010 году могла составить 2,5-2,7 млрд руб., окончательного понимания у покупателя пока нет, говорит он. Исходя из этой оценки, "Виктория" может быть приобретена за 7-8 EBITDA. Для сравнения, X5 Retail Group покупала "Копейку" за 11-12 EBITDA 2010 года, и управляющий директор ИК "Тройка Диалог" Виктория Соколова называла это "нормальной ценой". ОАО "Дикси групп" на 31 декабря 2010 года управляла 646 магазинами (торговая площадь — 227,868 тыс. кв. м), включая 623 дискаунтера "Дикси", 15 компактных гипермаркетов "Мегамарт" и 8 экономичных супермаркетов "Минимарт" в Центральном, Северо-Западном и Уральском округах. Выручка в 2010 году — 64,73 млрд руб. В мае 2007 года "Дикси" провела IPO на РТС и ММВБ на $360 млн. В конце того же года создатель "Дикси" Олег Леонов уступил контроль над сетью ЗАО "Торговая компания "Мегаполис"", входящей в холдинг "Меркурий" Игоря Кесаева за $600 млн, по оценкам экспертов. Сейчас "Меркурий" владеет 63,37% головного ОАО, остальное — free float. ОАО "Группа компаний "Виктория"" на 31 декабря 2010 года управляло 257 магазинами (торговая площадь — 120,999 тыс. кв. м) "Квартал", "Виктория", "Дешево", "Семейная копилка" и "Кэш" в Москве и Московской области, Петербурге и Ленинградской области, Калининградской и Тульской областях. Выручка в 2010 году — 33,039 млрд руб. По последним данным, которые раскрывали акционеры "Виктории", Николаю Власенко принадлежит 37,4% компании, Александру Зарибко — 29,08%, Владимиру Кацману — 27,51%, фондам — 5%, еще около 1% — у топ-менеджеров. Стороны планируют закрыть сделку в конце мая. Ее завершение потребует одобрения Федеральной антимонопольной службой (ФАС), согласия кредиторов и утверждения на внеочередном общем собрании акционеров "Дикси". Вице-президент "Дикси" Федор Рыбасов считает, что проблем не возникнет: для одобрения нужны 75% голосов акционеров компании, нынешняя доля структур Игоря Кесаева — 63,37%, так что добрать придется менее 12%. В течение четверга стоимость "Дикси" на ММВБ выросла на 0,7%, до $1,26 млрд, на РТС — на 2%, до $1,28 млрд. Объединенная компания сможет стать пятым по величине продуктовым ритейлером в России (см. таблицу). "Посмотрим, как пойдет процесс консолидации — он достаточно сложный. Но в целом я одобряю эту сделку, по цене она не такая дорогая, как предыдущие",— говорит совладелец "Магнита" Сергей Галицкий. Совладельцам "Виктории" комфортен переход из стратегических инвесторов в портфельные, сообщил один из них Александр Зарибко. "Нам нравится, что мы получаем и деньги, и акции публичной компании",— добавил он. Деньги они могут вложить в собственные проекты. Например, господин Власенко инвестирует в гостиничный бизнес, господин Зарибко открывает в России и Белоруссии магазины "Алми", а у Владимира Кацмана есть ресторанный бизнес в Калининграде. Топ-менеджер одной из конкурирующих сетей рассказывал, что сделка "Дикси" и "Виктории" обсуждается с лета. "Стороны сели за стол переговоров только в четвертом квартале и решили все без задержек",— утверждает управляющий директор ИГ "Ренессанс капитал" Максим Арефьев. "Ренессанс Капитал" выступил консультантом "Виктории", "Дикси" обошлась силами собственных юристов, добавил он. ""Ренессанс" помогал Олегу Леонову продать "Дикси" Игорю Кесаеву в 2007 году. И в этот раз он, что называется, свел компании",— говорит осведомленный источник. Будущее объединенной компании еще обсуждается. Собеседник со стороны "Виктории" говорит, что по крайней мере один из ее бывших владельцем должен войти в совет директоров "Дикси". До конца года партнеры решат, какие из их многочисленных форматов продолжат существование. ""Квартал", видимо, останется. Он генерирует хорошую выручку, это вообще уникальный формат — низкие цены, но ассортимент шире, чем у обычного дискаунтера",— советует господин Арефьев. "В Калининграде, например, все знают марки "Виктории", было бы странно ребрендировать там магазины",— отмечает господин Зарибко. До 2012 года точно не будет изменений, пообещал господин Рыбасов. В дальнейшем, по его словам, может остаться один бренд в нише, где сейчас работают "Дешево" и "Семейная копилка". Ъ
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

"Дикси" попала в пятеркудикси, виктория