16 декабря 2010, 00:00 1184 просмотра

Конец года исправит

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ проанализировал результаты опроса о финансово-экономической деятельности 4,2 тыс. организаций розничной торговли в четвертом квартале 2010 года. Вследствие "воздействия на отрасль внутренних и внешних регуляторов" в четвертом квартале зафиксировано замедление темпов роста индекса предпринимательской уверенности (учитывает оценку уровня складских запасов, изменение экономического положения в текущем, предыдущем и ожидаемом кварталах) — по сравнению с третьим кварталом на 2 п. п., до +7%. В анализируемом периоде зафиксировано снижение деловой активности розничных компаний после устойчивого восстановительного роста, наблюдаемого в двух предыдущих кварталах текущего года, констатирует ВШЭ. В частности, в последние месяцы наблюдалось снижение темпов оборота розничной торговли и объемов продаж, в результате этого компании зафиксировали снижение не только прибыли, но и уровня обеспеченности финансовыми ресурсами: доля организаций, у которых сокращались собственные финансовые ресурсы, по-прежнему превышает долю тех, у кого они увеличились. Опрошенные назвали "недостаток собственных финансовых средств" и "высокий уровень налогов" основными негативными факторами для сектора. При этом большая часть данных показала высокую степень мобильности российских ритейлеров к конъюнктуре рынка: в четвертом квартале 2010 года увеличилась доля компаний, отметивших рост своей конкурентоспособности. Основными тенденциями 2010 года, согласно опросу ВШЭ, стали рост реальных располагаемых денежных доходов населения, восстановление потребительского кредитования, улучшение внутренней и внешнеэкономической конъюнктуры. Конец 2010 года также охарактеризовался для компаний, по данным опроса, положительной динамикой заказов на поставку товара и расширением номенклатурных позиций товаров — это, отметим, хорошо согласуется с повышением прогнозов Минэкономики по обороту розничной торговли в 2010 году (см. статью на этой странице). Вместе с ростом российского потребительского рынка изменилась и его структура. Если почти весь год сохранялась "кризисная" структура потребления (в пользу продуктов питания), то в четвертом квартале разрыв между продовольственными и непродовольственными товарами серьезно сократился. Данное изменение, по оценке экспертов, косвенно указывает на постепенное возвращение к докризисному бюджету потребления. Ъ
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Конец года исправитритейл, прогноз