Баннер ФЗ-54
24 сентября 2010, 00:00 1797 просмотров

Предписано потребление вслепую

Одновременно с принятием бюджета на 2011-2013 годы правительству вчера пришлось решать проблему стремительно меняющейся по структуре потребительской корзины и необходимости реформировать систему социальных параметров бюджета. К 2013 году Белый дом обещает пересмотреть принципы определения потребкорзины, на 2011-2012 годы ему придется лишь наращивать социальные расходы с малопрогнозируемым результатом. На вчерашнем заседании правительства, которое утвердило бюджет на 2011-2013 годы, премьер Владимир Путин подчеркнул приоритет социальной направленности утвержденных расходов. Так, по его словам, принципиально новым направлением в бюджете двух ближайших лет станут программы модернизации здравоохранения общей стоимостью 460 млрд руб. Кроме того, премьер назвал 135 млрд руб. утвержденных вчера расходов на допвыплаты участковым врачам и медсестрам, на помощь при ДТП, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях в рамках национального проекта "Здоровье". Предусмотрены и расходы на повышение пенсий — в целом пенсионная система обойдется бюджету в 2011 году в 4,7 трлн руб., расходы на нее приблизятся к 10% ВВП. Тем не менее правительству пришлось вчера не только констатировать рост социальных расходов, но и признать проблемы по структуре потребления граждан. Формально это отразилось в принятии вчера вместе с бюджетом проекта закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах". Необходимость изменений законодательства о потребительской корзине Минздрав объяснил истекшим сроком действия прежнего аналогичного закона и необходимостью его обновлять каждые пять лет. В материалах Минздрава тем не менее уже отмечается: "действующая потребительская корзина существенно отклонилась от фактического потребления типичного домохозяйства". По приведенным данным министерства, в потребительской корзине 2008 года расходы на питание составляли 44,8%. А фактически домохозяйства с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума, согласно данным обследования бюджетов домохозяйств, использовали на питание в среднем по Российской Федерации 49,9% от потребительских расходов. При этом нормативные расходы на непродовольственные товары составляли в потребительской корзине всего 16,9%, а на услуги — 38,3%, при том что статистика реальных расходов потребления продуктов питания показывает, что на эти цели в среднем тратится 24,7% корзины, на услуги расходуется меньшая доля общих расходов — 25,3%. Такой перекос структуры потребления никак не соотносится с заявленной вчера Владимиром Путиным основной целью бюджета, направленного на качественное развитие экономики, а не на получение доходов от нефтяной ренты и сырьевой конъюнктуры. Минздрав считает, что к таким перекосам привели чисто статистические факторы — "применение нормативного метода определения прожиточного минимума на основе потребительской корзины, включающей объемы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг по нормам в натуральных показателях". Но на немедленный пересмотр принципов учета реального объема и структуры расходов населения на те или иные группы товаров правительство не пошло. Законопроект Минздрава предполагает переход к новой, компромиссной форме определения потребкорзины, в которой продукты питания будут "нормироваться" в натуральных объемах в текущих ценах, а непродовольственные товары, по определению Белого дома — "по их доле в общих потребительских расходах малоимущих семей". Но произойдет это не ранее 2013 года — очевидно, к более быстрой реформе нормативов социального и бюджетного обеспечения сейчас не позволяет перейти состояние бюджета. Хотя Владимир Путин вчера и заявил, что Россия может перейти к бездефицитному бюджету ранее, чем к 2015 году, по сути, залогом выполнения этого обещания является стабильная цена нефти. Пока сокращение дефицита от планового достигается преимущественно не сокращением расходов государства — на 2010 год и на 2011-2012 годы размеры планового дефицита бюджета сопоставимы и принципиально не сокращаются. Впрочем, к реформе "социального бюджета" Белому дому придется вернуться еще при дефицитном бюджете 2013 года. Ъ
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
5253
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1319
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
1719
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2397
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2403
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5844
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
575
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
760
Одновременно с принятием бюджета на 2011-2013 годы правительству вчера пришлось решать проблему стремительно меняющейся по структуре потребительской корзины и необходимости реформировать систему социальных параметров бюджета. К 2013 году Белый дом обещает пересмотреть принципы определения потребкорзины, на 2011-2012 годы ему придется лишь наращивать социальные расходы с малопрогнозируемым результатом. На вчерашнем заседании правительства, которое утвердило бюджет на 2011-2013 годы, премьер Владимир Путин подчеркнул приоритет социальной направленности утвержденных расходов. Так, по его словам, принципиально новым направлением в бюджете двух ближайших лет станут программы модернизации здравоохранения общей стоимостью 460 млрд руб. Кроме того, премьер назвал 135 млрд руб. утвержденных вчера расходов на допвыплаты участковым врачам и медсестрам, на помощь при ДТП, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях в рамках национального проекта "Здоровье". Предусмотрены и расходы на повышение пенсий — в целом пенсионная система обойдется бюджету в 2011 году в 4,7 трлн руб., расходы на нее приблизятся к 10% ВВП. Тем не менее правительству пришлось вчера не только констатировать рост социальных расходов, но и признать проблемы по структуре потребления граждан. Формально это отразилось в принятии вчера вместе с бюджетом проекта закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах". Необходимость изменений законодательства о потребительской корзине Минздрав объяснил истекшим сроком действия прежнего аналогичного закона и необходимостью его обновлять каждые пять лет. В материалах Минздрава тем не менее уже отмечается: "действующая потребительская корзина существенно отклонилась от фактического потребления типичного домохозяйства". По приведенным данным министерства, в потребительской корзине 2008 года расходы на питание составляли 44,8%. А фактически домохозяйства с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума, согласно данным обследования бюджетов домохозяйств, использовали на питание в среднем по Российской Федерации 49,9% от потребительских расходов. При этом нормативные расходы на непродовольственные товары составляли в потребительской корзине всего 16,9%, а на услуги — 38,3%, при том что статистика реальных расходов потребления продуктов питания показывает, что на эти цели в среднем тратится 24,7% корзины, на услуги расходуется меньшая доля общих расходов — 25,3%. Такой перекос структуры потребления никак не соотносится с заявленной вчера Владимиром Путиным основной целью бюджета, направленного на качественное развитие экономики, а не на получение доходов от нефтяной ренты и сырьевой конъюнктуры. Минздрав считает, что к таким перекосам привели чисто статистические факторы — "применение нормативного метода определения прожиточного минимума на основе потребительской корзины, включающей объемы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг по нормам в натуральных показателях". Но на немедленный пересмотр принципов учета реального объема и структуры расходов населения на те или иные группы товаров правительство не пошло. Законопроект Минздрава предполагает переход к новой, компромиссной форме определения потребкорзины, в которой продукты питания будут "нормироваться" в натуральных объемах в текущих ценах, а непродовольственные товары, по определению Белого дома — "по их доле в общих потребительских расходах малоимущих семей". Но произойдет это не ранее 2013 года — очевидно, к более быстрой реформе нормативов социального и бюджетного обеспечения сейчас не позволяет перейти состояние бюджета. Хотя Владимир Путин вчера и заявил, что Россия может перейти к бездефицитному бюджету ранее, чем к 2015 году, по сути, залогом выполнения этого обещания является стабильная цена нефти. Пока сокращение дефицита от планового достигается преимущественно не сокращением расходов государства — на 2010 год и на 2011-2012 годы размеры планового дефицита бюджета сопоставимы и принципиально не сокращаются. Впрочем, к реформе "социального бюджета" Белому дому придется вернуться еще при дефицитном бюджете 2013 года. ЪПредписано потребление вслепуюпродукты, корзина
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Предписано потребление вслепую
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/45739/2017-09-24