17 сентября 2010, 00:00 1433 просмотра

Творческая борьба за дешевизну

Демонстративно дистанцировавшись от проблемы сдерживания растущих цен на продовольствие, правительство переложило ее решение на регионы. В результате попытки остановить рост цен на продовольствие получили ярко выраженные региональные особенности — от компенсации цен на "социальные" товары за счет алкоголя и табака до регионального регулирования доступа к федеральным дотациям и даже налоговых проверок подозреваемых в повышении цен. Российские регионы творчески подошли к решению проблемы сдерживания цен на социально значимые товары. В соответствии с законом "О торговле", вступившим в силу с февраля 2010 года, право замораживать цены в случае, если их рост превысил 30% в течение 30 дней, закреплено за правительством. Однако сначала Белый дом в лице Минэкономики, а затем и Кремль выступили против госрегулирования цен, не увидев признаков спекулятивного роста. В результате регионам пришлось искать компромиссы с торговыми сетями. Так, в Хакасии государственный комитет по промышленности и экологии предложил сетям сдержать рост цен на хлебопродукты, компенсировав это ростом цен на алкоголь и сигареты. Экономическое обоснование проекта будет рассмотрено комитетом сегодня. Предполагается, что договоренность с сетями будет закреплена в специальном соглашении. При этом цены на хлеб в августе выросли всего на 8,2%, в то время как цена на гречку, регулировать которую не предлагается, в июле выросла вдвое. Губернатор Курганской области Олег Богомолов пошел дальше. На совещании 13 сентября он обвинил в росте цен "московских собственников зауральских предприятий", пригрозив отменить дотации сельхозпроизводителям в объеме 1 млрд руб., если цены не будут снижены. "У нас более 300 тыс. тонн зерна лежит прошлогоднего урожая. Это годовая потребность по хлебу. Почему в два раза поднялась цена на муку?" — негодовал губернатор, предложив привлечь пенсионеров для контроля розничных цен на муку. В Саратовской области решили бороться с ростом цен рыночными методами, путем снижения административных и иных барьеров для входа на рынок. По инициативе зампреда правительства области Алексея Щербакова с 28 августа по выходным дням во всех муниципальных районах области и в областном центре проходят сезонные сельскохозяйственные ярмарки. В их работе принимают участие местные аграрии, которые получают возможность реализовывать свою продукцию по отпускной цене, без посредников и торговых надбавок. В Ростовской области для мониторинга цен была создана межведомственная рабочая группа из представителей УФАС, прокуратуры, Минсельхоза, Минэкономики и Росстата — но в ходе проверки было выявлено 35 нарушений, не связанных с ростом цен. "Комиссия УФАС до сих пор работает, пытаясь выяснить, кто конкретно виноват в росте стоимости продуктов: поставщики или торговые сети,— отметил прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Евгений Воронин,— в целом же сильного роста цен в Ростовской области мы не наблюдаем. Исключение составляет гречка, но это общероссийская проблема". В администрации Санкт-Петербурга заявляют, что намерены договариваться с бизнесом, однако припасли серьезные аргументы. В частности, администрация недавно заявила о намерении открыть или арендовать собственный хлебозавод и демпинговать. Через неделю вице-губернатор города Михаил Осеевский сообщил, что с хлебопеками "удалось договориться". Впрочем, самый надежный способ взаимодействия с бизнесом продемонстрировали власти Хабаровского края, где проверка показала, что рост цен на гречку объясняется исключительно сговором оптовых продавцов. Материалы проверки вполне ожидаемо были направлены в УФАС и прокуратуру, где обещали разобраться "отдельно" с каждым предприятием, допустившим рост цен, но заместитель главы администрации края Геннадий Апанасенко этим не удовлетворился, заявив, что "включить в план проверок все эти предприятия должны также налоговые органы". Ъ
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Творческая борьба за дешевизнупродукты, цены