15 сентября 2010, 00:00 1258 просмотров

Две трети фармрынка обрели свободу

Минздрав завершил реформу госрегулирования цен на лекарства — постановлением правительства регионы лишены права устанавливать предельные оптовые и розничные надбавки на лекарственные средства, которое имели с 1995 года и которым почти не пользовались. С осени 2010 года в РФ действует госрегулирование цен на 25–30% аптечной лекарственной продукции из списка жизненно необходимых и важнейших лекарств. Вне списка ценообразование теперь свободно, и эксперты, констатирующие с 2009 года "лекарственную дефляцию", не видят угрозы роста цен в свободном секторе. Минздрав завершил реформу системы контроля за ценообразованием лекарств. Правительство своим распоряжением отменило госрегулирование оптовых и розничных наценок на лекарственные средства, не входящие в список жизненно необходимых и важнейших лекарств (ЖНВЛС). Необходимость такого решения, поясняют в Минздраве, продиктована вступлением с 1 сентября нового закона "Об обращении лекарственных средств" — постановлением правительства для регионов ликвидируется возможность контроля наценок на фармацевтическом рынке за пределами этого списка. Согласно закону, цены на лекарства могут регулироваться на препараты только из перечня ЖНВЛС. В список включены 500 наименований лекарственных средств, которые более всего влияют на заболеваемость и смертность. Это более 5,5 тыс. лекарственных форм (или 2 тыс. торговых наименований) из 17 тыс. зарегистрированных в РФ. Доля отечественных препаратов в перечне составляет 67%. Таким образом, государство с 1 апреля 2010 года регулирует цены на 25–30% аптечной лекарственной продукции. По оценке DSM Group, годовой объем коммерческого сегмента фармацевтического рынка составляет 290 млрд руб. в год. Решение ввести новую схему регулирования цен на лекарства принято Белым домом в 2009 году, когда в отдельных регионах РФ в период эпидемии гриппа наценки на противовирусные препараты достигали 200%. Регионы, наделенные, согласно постановлению правительства № 239 (1995 год), правом регулировать торговые надбавки и наценки на весь лекарственный ассортимент, с регулированием де-факто не справились — в том числе из-за отсутствия единого механизма определения отпускной цены лекарств. "Кроме Самары, все регионы по своим индивидуальным методикам регулировали наценки розницы и дистрибуторов — но не сами цены. Проблемы возникли, когда подрос курс доллара и цены на лекарства возросли, тогда понадобилось более жесткое регулирование",— поясняет гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. В Минздраве первыми результатами регулирования цен препаратов перечня ЖНВЛС довольны. По данным Росздравнадзора, во втором квартале 2010 года розничные цены на препараты из перечня ЖНВЛС по сравнению с первым кварталом снизились на 2,7%, на 5,4% снизились и закупочные цены. С отменой госрегулирования вне списка роста цен на "нестратегические" лекарства Минздрав не ожидает. Эксперты подтверждают: на рынке высока конкуренция, предпосылок роста цен нет. По данным DSM Group, в июне 2010 года рублевые цены на лекарства упали на 1,4% по сравнению с декабрем 2009 года. Ъ
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Космическим ценам – космические ценники!

Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Две трети фармрынка обрели свободуфармрынок, регулирование