Баннер ФЗ-54
9 августа 2010, 00:00 1757 просмотров

На контролеров нашлась управа

Минэкономразвития (МЭР) взялось за ревизию контрольно-надзорной деятельности исполнительной власти. Возможности чиновников почти не ограничены (за 78 ведомствами закреплено более 700 соответствующих полномочий), а их желание проверить бизнес порой выходит за грани разумного (некоторым ведомствам Генпрокуратура отказывала во внеплановых проверках в четырех из пяти случаев). Как только станут известны истинные масштабы административной нагрузки, МЭР готово внести предложения по сокращению штатов и урезанию финансирования контролеров.

Наибольшее число проверок проводят министерства и ведомства, контролирующие не отдельную отрасль, а все сразу, говорится в докладе Минэкономразвития. На МЧС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, ФМС и Роструд приходится почти 80% из 1,6 млн проверок (данные за второе полугодие 2009-го и первый квартал 2010-го). Поскольку мониторинг ведется со второго полугодия 2009-го, динамику проверок Минэкономразвития оценить пока не в состоянии. Но уже сейчас МЭР в целях снижения административного бремени советует правительству уделить этим ведомствам особое внимание.

Основное административное бремя пало на малый и средний бизнес, а также на организации бюджетного сектора. Больше всех пострадали «малыши» — на них пришлось 54% проверок. «Для некоторых федеральных органов исполнительной власти наблюдается аномально высокая доля проверок малого и среднего бизнеса, — отмечают в МЭР. — Так, их доля в ФМС — более 96%, Ростехрегулировании — 87%, Россельхознадзоре — 75%, Ространснадзоре — 71%». На бюджетные организации пришлось около трети всех проверок (29%). Однако ведомств, заинтересованных в их контроле и надзоре, оказалось значительно меньше. Почти 75% проверок бюджетников сделали МЧС и Роспотребнадзор. «Ужесточение штрафов — намного более действенная мера, чем многочисленные проверки Рос­потребнадзора, который, как показывают опросы, наиболее коррумпированная структура», — считает председатель эксперт­ного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Примечательно, что около половины всех проверок (47%) — внеплановые. В лидерах все те же ведомства. Например, МЧС за девять месяцев провело 227 тыс. внеплановых проверок. Наиболее сложная ситуация опять-таки с предприятиями малого и среднего бизнеса. В первом полугодии 2009 года доля согласованных с Генпрокуратурой проверок составила 2,3%, в первом квартале 2010-го — 3,8%. Генпрокуратура, со своей стороны, отмечает невысокую эффективность проверок предпринимателей, по которым согласование не требовалось. Практически в половине случаев контролеры не выявили нарушений, не вынесли предписаний, не привлекли никого к административной ответственности. Из согласованных прокурорами внеплановых проверок реакция не последовала только в 10% случаев. Наиболее часто прокуратура отказывала в согласовании внеплановых выездных проверок в связи с отсутствием оснований для их проведения (45% случаев). «Доля отказов для некоторых ведомств составляет 78%, фактически прокуратура в силу отсутствия правовых оснований отклоняла четыре заявления из пяти», — отмечают в Минэкономразвития. Лидеры по отказам — Росреестр (78% обращений), Ростехнадзор (72%), Ространснадзор (57%), МЧС (57%). Наименьшее количество отклоненных обращений у ФМС (28%) и Роспотребнадзора (30%). «Кампания по снижению административной нагрузки на бизнес началась в 2003 году, — говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Но она была направлена на упрощение формальных процедур по открытию своего дела, а не на желание чиновников получать административную ренту».

Не исключено, что выше­приведенная статистика — всего лишь верхушка айсберга. Истинные масштабы контрольно-надзорной деятельности ведомств не ясны, уточняют в МЭР. «Не все федеральные органы исполнительной власти предоставляют нам эти сведения», — поясняют в министерстве. МЭР начало разработку информационной системы мониторинга эффективности государственного и муниципального контроля. Алгоритм подразумевает предоставление полной информации от проверяющих. «Могут быть сделаны выводы об изменении структуры контрольно-надзорных органов и перераспределении полномочий между ними, — говорится в докладе. — Также могут быть изменены штаты госслужащих и финансирование этих ведомств». Правительству предложено поручить Генпрокуратуре проверку законности действий чиновников, на которых приходится наибольшее количество проверок. А руководителям федеральных органов исполнительной власти МЭР советует обратить внимание на недопустимо низкий уровень согласования внеплановых проверок с прокуратурой.

 

ИНГА ВОРОБЬЕВА, ЕЛЕНА ЗИБРОВА www.rbcdaily.ru

Статья относится к тематикам: Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
2675
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1074
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
786
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2122
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2261
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5656
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
71
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
393

Минэкономразвития (МЭР) взялось за ревизию контрольно-надзорной деятельности исполнительной власти. Возможности чиновников почти не ограничены (за 78 ведомствами закреплено более 700 соответствующих полномочий), а их желание проверить бизнес порой выходит за грани разумного (некоторым ведомствам Генпрокуратура отказывала во внеплановых проверках в четырех из пяти случаев). Как только станут известны истинные масштабы административной нагрузки, МЭР готово внести предложения по сокращению штатов и урезанию финансирования контролеров.

Наибольшее число проверок проводят министерства и ведомства, контролирующие не отдельную отрасль, а все сразу, говорится в докладе Минэкономразвития. На МЧС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, ФМС и Роструд приходится почти 80% из 1,6 млн проверок (данные за второе полугодие 2009-го и первый квартал 2010-го). Поскольку мониторинг ведется со второго полугодия 2009-го, динамику проверок Минэкономразвития оценить пока не в состоянии. Но уже сейчас МЭР в целях снижения административного бремени советует правительству уделить этим ведомствам особое внимание.

Основное административное бремя пало на малый и средний бизнес, а также на организации бюджетного сектора. Больше всех пострадали «малыши» — на них пришлось 54% проверок. «Для некоторых федеральных органов исполнительной власти наблюдается аномально высокая доля проверок малого и среднего бизнеса, — отмечают в МЭР. — Так, их доля в ФМС — более 96%, Ростехрегулировании — 87%, Россельхознадзоре — 75%, Ространснадзоре — 71%». На бюджетные организации пришлось около трети всех проверок (29%). Однако ведомств, заинтересованных в их контроле и надзоре, оказалось значительно меньше. Почти 75% проверок бюджетников сделали МЧС и Роспотребнадзор. «Ужесточение штрафов — намного более действенная мера, чем многочисленные проверки Рос­потребнадзора, который, как показывают опросы, наиболее коррумпированная структура», — считает председатель эксперт­ного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Примечательно, что около половины всех проверок (47%) — внеплановые. В лидерах все те же ведомства. Например, МЧС за девять месяцев провело 227 тыс. внеплановых проверок. Наиболее сложная ситуация опять-таки с предприятиями малого и среднего бизнеса. В первом полугодии 2009 года доля согласованных с Генпрокуратурой проверок составила 2,3%, в первом квартале 2010-го — 3,8%. Генпрокуратура, со своей стороны, отмечает невысокую эффективность проверок предпринимателей, по которым согласование не требовалось. Практически в половине случаев контролеры не выявили нарушений, не вынесли предписаний, не привлекли никого к административной ответственности. Из согласованных прокурорами внеплановых проверок реакция не последовала только в 10% случаев. Наиболее часто прокуратура отказывала в согласовании внеплановых выездных проверок в связи с отсутствием оснований для их проведения (45% случаев). «Доля отказов для некоторых ведомств составляет 78%, фактически прокуратура в силу отсутствия правовых оснований отклоняла четыре заявления из пяти», — отмечают в Минэкономразвития. Лидеры по отказам — Росреестр (78% обращений), Ростехнадзор (72%), Ространснадзор (57%), МЧС (57%). Наименьшее количество отклоненных обращений у ФМС (28%) и Роспотребнадзора (30%). «Кампания по снижению административной нагрузки на бизнес началась в 2003 году, — говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Но она была направлена на упрощение формальных процедур по открытию своего дела, а не на желание чиновников получать административную ренту».

Не исключено, что выше­приведенная статистика — всего лишь верхушка айсберга. Истинные масштабы контрольно-надзорной деятельности ведомств не ясны, уточняют в МЭР. «Не все федеральные органы исполнительной власти предоставляют нам эти сведения», — поясняют в министерстве. МЭР начало разработку информационной системы мониторинга эффективности государственного и муниципального контроля. Алгоритм подразумевает предоставление полной информации от проверяющих. «Могут быть сделаны выводы об изменении структуры контрольно-надзорных органов и перераспределении полномочий между ними, — говорится в докладе. — Также могут быть изменены штаты госслужащих и финансирование этих ведомств». Правительству предложено поручить Генпрокуратуре проверку законности действий чиновников, на которых приходится наибольшее количество проверок. А руководителям федеральных органов исполнительной власти МЭР советует обратить внимание на недопустимо низкий уровень согласования внеплановых проверок с прокуратурой.

 

ИНГА ВОРОБЬЕВА, ЕЛЕНА ЗИБРОВА www.rbcdaily.ru

На контролеров нашлась управапроверки, малый бизнес, проверка предприятия
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
На контролеров нашлась управа
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/44967/2017-09-19