31 мая 2010, 00:00 1251 просмотр

Лекарства вышли из-под контроля

Минэкономразвития предложило отменить регулирование оптовых и розничных надбавок для изделий медназначения и препаратов, не входящих в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС; только 26% российского фармрынка). Право устанавливать максимально допустимые наценки на лекарства субъекты федерации получили еще в 1995 году — правда, пользовались им не во всех регионах. Исполнительные органы субъектов федерации могут самостоятельно устанавливать предельные оптовые и розничные наценки на лекарства, не входящие в перечень ЖНВЛС, и изделия медназначения согласно постановлению правительства от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению госрегулирования цен (тарифов)". На начало 2010 года только 60% регионов воспользовались этой возможностью, причем средняя надбавка для розничного сектора составляла 15-20%, для оптового — 10-15%, уточнили в Минэкономразвития. В пятницу на сайте министерства появился проект правительственного постановления об отмене такого регулирования цен. Как пояснил директор департамента развития конкуренции Минэкономразвития Александр Пироженко, существующие правила приводят к организации "серых" схем взаиморасчетов между производителями, оптовыми компаниями и аптеками. Вероятно, речь идет о так называемой компенсационной схеме, пояснил представитель крупной иностранной фармкомпании: производитель завышает отпускную стоимость препаратов, так как его наценки не регулируются, и одновременно заключает с аптечной сетью или оптовиком соглашение на предоставление ему маркетинговых услуг, то есть делится с ними частью выручки. "При этом, поскольку политика большинства западных компаний не позволяет им использовать нелегальные схемы расчета, многие из них просто отказывались поставлять товар, и возникал искусственный дефицит",— добавляет собеседник. Принятый в апреле федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" не содержит оснований и положений для установления торговых надбавок для препаратов вне списка ЖНВЛС, а закон "Об основах госрегулирования торговой деятельности" и вовсе предусматривает самостоятельное определение цен на продаваемый товар для хозяйствующих субъектов, подчеркивает господин Пироженко. По данным агентства DSM Group, в структуре российского фармрынка (по продажам в аптеках) препараты ЖНВЛС занимают только 26%, остальное — препараты вне списка (46%) и парафармацевтика (БАДы, лечебная косметика и др.; 28%). По оценке международного агентства IMS Health, объем фармрынка в России в ценах производителей в 2009 году составил 361,316 млрд руб. Отсутствие регулирования торговой наценки, по версии Минэкономразвития, не приведет к росту цен на лекарства. Ни одна из фармкомпаний не захотела поделиться своими опасениями на этот счет. "В этом секторе (изделия медназначения и препараты, не входящие в список ЖНВЛС) жесткая конкуренция, которая, скорее всего, станет препятствием для скачка цен",— полагает директор ЦМИ "Фармэксперт" Николай Демидов. "При тотальном регулировании некоторые препараты были убыточными и вообще не продавались аптеками",— добавляет гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Ъ
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Космическим ценам – космические ценники!

Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Лекарства вышли из-под контролялекарства, цены