26 апреля 2010, 00:00 1403 просмотра

ХКФ-банк попал в свою сеть

Лидер рынка экспресс-кредитования в торговых сетях (POS-кредитования) ХКФ-банк, принадлежащий чешской PPF Group, потерял контракт с одним из крупнейших ритейлеров — сетью "М.Видео". Причиной этому могла стать аффилированность ХКФ-банка и сети "Эльдорадо", с осени прошлого года контролируемой PPF Group. По мнению экспертов, сохранить лидерские позиции на рынке POS-кредитования ХКФ-банку теперь будет сложно. Итоги тендера на право предоставления кредитов на покупку товаров "М.Видео" огласила на прошлой неделе, это первый тендер, который сеть провела с начала финансового кризиса. По его результатам для кредитования в магазинах сети были отобраны четыре банка — "Русский стандарт", Альфа-банк, "Ренессанс Кредит" и "БНП Париба" (предоставляет услуги потребкредитования под брендом Cetelem). Впервые за несколько лет в число победителей тендера не вошел действующий лидер рынка POS-кредитования (29% объема выдачи на начало года) ХКФ-банк. В "М.Видео" сообщили, что главными критериями отбора банков были "предложения по развитию современных технологий по выдаче потребительских кредитов, качество услуг, а также покрытие городов присутствия сети". Участников рынка удивило, что действующий лидер рынка POS-кредитования не прошел тендер по этим условиям. На начало 2010 года ХКФ-банк располагал 32,77 тыс. точек продаж в розничных сетях более чем в 1200 городах. Кроме того, его сеть включает 6 филиалов в Нижнем Новгороде, Уфе, Волгограде, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, 82 представительства и 181 допофис и 250 банкоматов. "Вряд ли этому были экономические предпосылки, ХКФ-банк в 2009 году был абсолютным лидером по выдаче POS-кредитов, сейчас он располагает серьезными ресурсами для кредитования",— говорит руководитель дирекции продаж розничного бизнеса банка "Российский капитал" Станислав Волошин. Источник в ХКФ-банке говорит, что формальной причиной прекращения сотрудничества с "М.Видео" стало завышенное требование "М.Видео" по комиссии, выплачиваемой банком сети с объема выданных кредитов, которую согласились платить другие участники тендера. Де-факто, считает собеседник, причиной стала связь ХКФ-банка и ближайшего конкурента "М.Видео" торговой сети "Эльдорадо" через общего акционера — чешскую PPF Group. PPF Group, которая владеет ХКФ-банком, в октябре прошлого года стала также владельцем 50% плюс одна акция сети "Эльдорадо". После приобретения доли в "Эльдорадо" PPF Group стала активно участвовать в развитии сети. "Сегодня PPF как мажоритарный акционер руководит комплексной программой реорганизации сети, большинство инициатив которой ориентировано непосредственно на покупателей, на повышение качества обслуживания и на обеспечение прямых поставок товаров ведущих брендов",— сообщили в пресс-службе PPF Group. Эксперты полагают, что столь тесное сотрудничество с одной сетью лишило банк возможности сотрудничать с другой. "Банк, аффилированный с сетью, может быть для нее хорошим источником информации об акциях, которые готовит сеть-конкурент, наиболее продаваемых в кредит товарным группам. Кроме того, он получает персональные данные покупателей сети, которые могут быть полезны в маркетинговых целях",— поясняет господин Волошин. Председатель правления ХКФ-банка Иван Свитек признал, что связь ХКФ-банка с сетью "Эльдорадо" отчасти повлияла на исход тендера. "Это могло быть одной из причин того, что ХКФ-банк не был отобран в ходе тендера. Однако мы рассчитываем, что сотрудничество в будущем возобновится",— заявил он. Возможно, высокая комиссия была установлена сетью в том числе для того, чтобы отсечь ХКФ-банк как претендента. "Акционеры ХКФ-банка могли счесть выплату конкуренту высокой комиссии за предоставление кредитов необоснованной",— считает первый вице-президент Пробизнесбанка Эльдар Бикмаев. Потеря контракта с "М.Видео" может стоить ХКФ-банку стратегического места на рынке. По словам зампредправления ОТП-банка Ласло Чука, ОТП-банк, партнером которого из числа федеральных сетей до последнего времени является только сеть "Техносила", готов начать переговоры с "М.Видео" о сотрудничестве. "Раньше у нас не было возможности входа в "М.Видео", поскольку у сети было избыточное количество банков-партнеров, теперь освободилось место крупного игрока, и мы готовы рассмотреть возможности совместной работы",— говорит господин Чука. Иван Свитек признает, что в результате прекращения кредитования в "М.Видео" ХКФ-банк "потеряет часть объема выдачи", однако насколько снизится выдача, господин Свитек уточнять не стал. По его словам, ХКФ-банк рассчитывает заместить ее кредитованием в локальных региональных сетях, а также кредитами на покупку таких товаров, как одежда и мебель. Впрочем, по мнению экспертов, это будет непросто. Кредиты на покупку электроники считаются наиболее доходным видом POS-кредитования, поэтому ХКФ-банку придется значительно увеличивать количество ссуд, выдаваемых на приобретение других товаров, считает господин Чука. А спрос на кредиты в локальных сетях, а также на мебель и одежду значительно ниже спроса на электронику в крупной сети, считает Эльдар Бикмаев. Ъ
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Почему ритейлеры тестируют, но не внедряют?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

ХКФ-банк попал в свою сетьм.видео, банк