Крупные мировые ритейлеры
Законодательство в торговле
Госрегулирование
29 января 2010, 00:00 3073 просмотра

Бойся, хозяин прилавка!

 До вступления в силу закона, ограничивающего ритейл, остались считанные дни  С первого февраля в России вступает в силу ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Теперь поставщики могут хотя бы надеяться на законодательную защиту.  ПОСЛЕДНИЙ раз Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в России был подписан в 1992 году президентом Борисом Ельциным. Тогда еще не было понятий «ритейлер» или «сетевой магазин», да и во­обще многого из того, что есть сейчас в сфере торговли. Именно поэтому принятия «свежего» закона ждали. Ритейлеры - с ужасом, поскольку законодатели громко (то есть через СМИ) обещали урезать их права, поставщики - с надеждой.  Кстати, обсуждая почти полгода на страницах «СГ» необходимость появления нового закона и опрашивая заинтересованные стороны, после его принятия автор этих строк ждал некоего резонанса - ну кого-то должны были «прижать»?  «Авторы документа пришли к компромиссу. Документ получился в стиле «и нашим, и вашим», - уверен руководитель департамента потребительского рынка и услуг г.о. Самара Дмитрий Харчев. - Основной мо­мент, который, по моему мнению, тормозил его принятие, касался взаимоотношений поставщиков това­ров и представителей сетевой торговли».  Итак, в чем выиграли поставщики? Одним из важнейших пунктов теперь являются условия, связанные с принятием товара на реализацию и ограничением срока его оплаты в зависимости от групп товаров. Отны­не скоропортящиеся товары, например молоко или хлеб, должны оплачиваться в течение десяти дней. По мнению сетевиков, таким образом закон вмешивается в порядок ведения их бизнеса. «Однако такая «бук­ва закона» вполне справедлива. Товар, который не только продается в течение недели, но еще и имеет маленький срок годности, должен оплачиваться быстро», - считает Дмитрий Харчев.  Принципиальный момент - до принятия закона производители товаров активно протестовали против того, что ритейлеры затягивали сроки оплаты. Больше всего по этому поводу возмущались производители молочной продукции. Корреспонденту «СГ» не раз приходилось выслушивать от производителей этой группы товаров, мягко говоря, «непарламентские» выражения в адрес продавцов, задерживающих оплату.  По мнению руководителя пресс- службы регионального отделения Россельхозбанка Вячеслава Аблапо­хина, до принятия закона производители испытывали серьезный финансовый дефицит как раз из-за того, что ритейлеры срывали сроки выплат за проданный товар. «Продавцы берут товар сельхозпроизводителя на реализацию, а деньги за него отдают через месяц, а то и больше. А поставщику корову кормить надо, сотрудникам зарплату платить надо, деньги в оборот пускать надо», - объясняет положение крестьян Вя­чеслав Аблапохин. - Позиция Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в этом смысле не просто правильная, а совершенно необхо­димая».  Еще о новшествах. Закон помогает поставщикам оптимизировать расходы. С 1 февраля 2010 года по­ставщик не обязан за свой счет рекламировать свой товар. Впрочем, на добровольных основаниях поставщик имеет право рекламировать свою продукцию, никаких ограничений нет.  Государство озаботилось еще и проблемами граждан. Органы государственной власти, в первую очередь Правительство РФ, теперь вправе вводить мораторий на рост торговых наценок, если в течение трех месяцев рост цен на товары составляет более 30%. По мнению Дмитрия Харчева, скорее всего тут сыграла роль ситуация с ростом цен на зерно более чем на 30% в прошлом году, а как следствие - рост цен на хлебную продукцию.  Но вот что интересно - как же будет реализовываться новый закон? Кто будет контролировать исполнение требований? По словам Дмитрия Харчева, его департамент не имеет права проводить проверки: «С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который говорит о необходимости ограничить проверки. Поэтому слово «проверки» в работе нашего департамента не употребляется, они проводятся только в том случае, если существует какая-либо опасность для жизни или здоровья жителей города, по согласованию с органами прокуратуры».  Однако несмотря на проверочные «послабления» «законодатели мод» в сфере торговли - ритейлеры - уже начали перестраивать свои отношения с поставщиками. Хотя в полном объеме требования закона объективно они не готовы выполнить за такой короткий срок. Продолжает свою мысль Вячеслав Аблапохин: «Закон пока еще, естественно, не уравновесил поставщиков и ритейлеров. Но все к этому идет, например, по молоку изменения к лучшему уже произошли».  Каково же мнение самих ритейлеров? Мы обратились сразу в несколько работающих в Самаре сетей - «Любимый магазин», супермаркет «Хороший», «Атлант» - и нигде нам не смогли оперативно предоставить комментарий. Обвинять в этом ритейл нельзя, у них сейчас «горячая» пора - до вступления в силу закона осталось всего несколько дней. Единственные, кто готов был ответить на наш вопрос, - австрийская сеть мебельных гипермаркетов «КИКА», недавно пришедшая и в Самару. «Мы полностью поддерживаем этот закон. Он принят российским правительством, и нам надо выполнять его требования», - заявили нам в пресс-службе российского представительства «КИКА». Правда, посетовали на то, что не все механизмы исполнения Закона «О торговле» отлажены. Впрочем, возможно, их оптимизм в адрес нового закона объясняется тем, что мебельный гипермаркет не торгует скоропортящимися товарами...  историческая справка Первым российским законом о торговле стал торговый устав 1653 года. Этот документ был принят в интересах русского купечества и по инициативе торговых людей Москвы и других городов, подавших царю челобитную с требованием реформы таможенного обложения. По торговому уставу прежнее обложение торговых операций множеством различных пошлин было заменено правительством в 1653 году единой так называемой рублевой пошлиной в размере 10 копеек с рубля.

Сергей КРУГЛОВ  

Самарская Газета

Поделиться публикацией:
Актуально
Сеть «Галамарт» тотально перестроила ИТ-ландшафт в России и Китае
1533
«1С:ERP Управление предприятием» заменила пять учетных систем.
Как компании в Ленинградской области решают вопрос хранения и перевозки товаров  в условиях нехватки складов
992
Цепочки поставок изменились – пришло время минимизировать расходы.
«Винни»: магазин, который «играет» с покупателем
1205
Ребрендинг сети – с чего начать и как создать масштабируемый проект?
Коллаборация латте и курочки: как две американские сети сообща покорили китайский общепит
668
Канадская сеть кофеен Tim's и конкурент KFC из Луизианы Popeyes пришли в Китай позже конкурентов...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Бойся, хозяин прилавка! До вступления в силу закона, ограничивающего ритейл, остались считанные дни  С первого февраля в России вступает в силу ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Теперь поставщики могут хотя бы надеяться на законодательную защиту.  ПОСЛЕДНИЙ раз Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в России был подписан в 1992 году президентом Борисом Ельциным. Тогда еще не было понятий «ритейлер» или «сетевой магазин», да и во­обще многого из того, что есть сейчас в сфере торговли. Именно поэтому принятия «свежего» закона ждали. Ритейлеры - с ужасом, поскольку законодатели громко (то есть через СМИ) обещали урезать их права, поставщики - с надеждой.  Кстати, обсуждая почти полгода на страницах «СГ» необходимость появления нового закона и опрашивая заинтересованные стороны, после его принятия автор этих строк ждал некоего резонанса - ну кого-то должны были «прижать»?  «Авторы документа пришли к компромиссу. Документ получился в стиле «и нашим, и вашим», - уверен руководитель департамента потребительского рынка и услуг г.о. Самара Дмитрий Харчев. - Основной мо­мент, который, по моему мнению, тормозил его принятие, касался взаимоотношений поставщиков това­ров и представителей сетевой торговли».  Итак, в чем выиграли поставщики? Одним из важнейших пунктов теперь являются условия, связанные с принятием товара на реализацию и ограничением срока его оплаты в зависимости от групп товаров. Отны­не скоропортящиеся товары, например молоко или хлеб, должны оплачиваться в течение десяти дней. По мнению сетевиков, таким образом закон вмешивается в порядок ведения их бизнеса. «Однако такая «бук­ва закона» вполне справедлива. Товар, который не только продается в течение недели, но еще и имеет маленький срок годности, должен оплачиваться быстро», - считает Дмитрий Харчев.  Принципиальный момент - до принятия закона производители товаров активно протестовали против того, что ритейлеры затягивали сроки оплаты. Больше всего по этому поводу возмущались производители молочной продукции. Корреспонденту «СГ» не раз приходилось выслушивать от производителей этой группы товаров, мягко говоря, «непарламентские» выражения в адрес продавцов, задерживающих оплату.  По мнению руководителя пресс- службы регионального отделения Россельхозбанка Вячеслава Аблапо­хина, до принятия закона производители испытывали серьезный финансовый дефицит как раз из-за того, что ритейлеры срывали сроки выплат за проданный товар. «Продавцы берут товар сельхозпроизводителя на реализацию, а деньги за него отдают через месяц, а то и больше. А поставщику корову кормить надо, сотрудникам зарплату платить надо, деньги в оборот пускать надо», - объясняет положение крестьян Вя­чеслав Аблапохин. - Позиция Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в этом смысле не просто правильная, а совершенно необхо­димая».  Еще о новшествах. Закон помогает поставщикам оптимизировать расходы. С 1 февраля 2010 года по­ставщик не обязан за свой счет рекламировать свой товар. Впрочем, на добровольных основаниях поставщик имеет право рекламировать свою продукцию, никаких ограничений нет.  Государство озаботилось еще и проблемами граждан. Органы государственной власти, в первую очередь Правительство РФ, теперь вправе вводить мораторий на рост торговых наценок, если в течение трех месяцев рост цен на товары составляет более 30%. По мнению Дмитрия Харчева, скорее всего тут сыграла роль ситуация с ростом цен на зерно более чем на 30% в прошлом году, а как следствие - рост цен на хлебную продукцию.  Но вот что интересно - как же будет реализовываться новый закон? Кто будет контролировать исполнение требований? По словам Дмитрия Харчева, его департамент не имеет права проводить проверки: «С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который говорит о необходимости ограничить проверки. Поэтому слово «проверки» в работе нашего департамента не употребляется, они проводятся только в том случае, если существует какая-либо опасность для жизни или здоровья жителей города, по согласованию с органами прокуратуры».  Однако несмотря на проверочные «послабления» «законодатели мод» в сфере торговли - ритейлеры - уже начали перестраивать свои отношения с поставщиками. Хотя в полном объеме требования закона объективно они не готовы выполнить за такой короткий срок. Продолжает свою мысль Вячеслав Аблапохин: «Закон пока еще, естественно, не уравновесил поставщиков и ритейлеров. Но все к этому идет, например, по молоку изменения к лучшему уже произошли».  Каково же мнение самих ритейлеров? Мы обратились сразу в несколько работающих в Самаре сетей - «Любимый магазин», супермаркет «Хороший», «Атлант» - и нигде нам не смогли оперативно предоставить комментарий. Обвинять в этом ритейл нельзя, у них сейчас «горячая» пора - до вступления в силу закона осталось всего несколько дней. Единственные, кто готов был ответить на наш вопрос, - австрийская сеть мебельных гипермаркетов «КИКА», недавно пришедшая и в Самару. «Мы полностью поддерживаем этот закон. Он принят российским правительством, и нам надо выполнять его требования», - заявили нам в пресс-службе российского представительства «КИКА». Правда, посетовали на то, что не все механизмы исполнения Закона «О торговле» отлажены. Впрочем, возможно, их оптимизм в адрес нового закона объясняется тем, что мебельный гипермаркет не торгует скоропортящимися товарами...  историческая справка Первым российским законом о торговле стал торговый устав 1653 года. Этот документ был принят в интересах русского купечества и по инициативе торговых людей Москвы и других городов, подавших царю челобитную с требованием реформы таможенного обложения. По торговому уставу прежнее обложение торговых операций множеством различных пошлин было заменено правительством в 1653 году единой так называемой рублевой пошлиной в размере 10 копеек с рубля.

Сергей КРУГЛОВ  

Самарская Газета

закон о торговле, торговля. ритейлеры, торговые сети, потавщики, производители, место на полке, покупатель, правительство, ритейлерБойся, хозяин прилавка!
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/boysya-khozyain-prilavka/2010-01-29


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052