Баннер ФЗ-54
22 января 2010, 00:00 3119 просмотров

Правила игры: теперь сети будут выбирать поставщиков по алфавиту

Правила игры

переписывала из договоров ритейлеров с производителями спецкор отдела потребительского рынка Кристина Бусько

Американский антимонопольный регулятор — Федеральная торговая комиссия в 2003 году попыталась выяснить, является ли плата за полку в розничной сети и другие бонусы, взимаемые с поставщиков, «злоупотреблением рыночной властью» или все-таки повышают эффективность распределения товаров. К однозначному выводу американские эксперты прийти не смогли: «Ни академические исследователи, ни маркетологи, которые разрабатывали теории (о вреде бонусов), не изложили, как эти теории могут быть проверены на реальных данных»,— говорится в их отчете, который мне прислал один из российских экономистов.

Проверить обоснованность бонусов предстоит российским компаниям: принятый в конце прошлого года закон «О торговле» с 1 февраля отменит для сетей возможность взимать любые бонусы со своих поставщиков. Законом допускается только скидка за объем — не более 10% от суммы поставки. Все остальные бонусы, которые сети обычно называли услугами, должны быть выделены в отдельный договор об оказании услуг, не связанный с договором поставки. Привести договоры в соответствие с законом сети должны к 1 августа.

Переговорная кампания между ритейлерами и их контрагентами по поводу договоров на 2010 год началась только в конце 2009 года и продолжается до сих пор. X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и другие), например, вместо заключения новых долгосрочных контрактов предложила поставщикам пролонгировать договоры в прежнем виде — кому-то до 1 февраля, кому-то до конца первого квартала. «Нам требуется время, чтобы понять, каким образом надо переписывать договор поставки, чтобы он оставался выгодным для сети и не нарушал новый закон»,— объясняет гендиректор X5 Лев Хасис.

По оценкам одного из производителей, сейчас более 70% договоров с ритейлерами потенциально нарушают закон. «Переписать контракт несложно,— говорит владелец крупной продуктовой сети.— Проблема вдруг оказалась в том, что сами производители не спешат этого делать». Переделывать тексты соглашений, утверждает он, не хотят в первую очередь самые крупные и эффективные производители, такие как «Вимм-Билль-Данн», Coca-Cola, Procter & Gamble.

Производители, которые так рьяно добивались принятия закона, наконец-то удосужились его прочитать и пришли в ужас, утверждают торговцы. Например, до сих пор такая популярная услуга, как продвижение товара в магазине, оплачивалась производителем как скидка от стоимости поставки, в момент когда товар уже был реализован. «Теперь же надо заранее определить цену этой услуги в абсолютной величине. Как это сделать, ни нам, ни нашим контрагентам непонятно»,— рассказывает менеджер федеральной сети. Кроме того, теперь поставщику придется оплачивать эту и другие услуги из своей прибыли, то есть увеличится налогооблагаемая база, подтверждает руководитель одной из компаний-поставщиков. Оплачивать любые бонусы за счет снижения отпускной стоимости невозможно: предоставление лучшей цены конкурентам может означать разрыв отношений с сетью, а проследить за нарушениями несложно, так как товарные накладные, со слов поставщиков, «свободно гуляют по рынку».

«Бонусы были эффективным инструментом отбора поставщиков и получения лучшей цены на полке»,— признал гендиректор птицеводческой компании «Оптифуд» Иван Оболенцев. Теперь сети будут выбирать поставщиков по алфавиту, шутит он.

КоммерсантЪ

Статья относится к тематикам: Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
5244
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1317
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
1713
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2394
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2401
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5840
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
572
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
759

Правила игры

переписывала из договоров ритейлеров с производителями спецкор отдела потребительского рынка Кристина Бусько

Американский антимонопольный регулятор — Федеральная торговая комиссия в 2003 году попыталась выяснить, является ли плата за полку в розничной сети и другие бонусы, взимаемые с поставщиков, «злоупотреблением рыночной властью» или все-таки повышают эффективность распределения товаров. К однозначному выводу американские эксперты прийти не смогли: «Ни академические исследователи, ни маркетологи, которые разрабатывали теории (о вреде бонусов), не изложили, как эти теории могут быть проверены на реальных данных»,— говорится в их отчете, который мне прислал один из российских экономистов.

Проверить обоснованность бонусов предстоит российским компаниям: принятый в конце прошлого года закон «О торговле» с 1 февраля отменит для сетей возможность взимать любые бонусы со своих поставщиков. Законом допускается только скидка за объем — не более 10% от суммы поставки. Все остальные бонусы, которые сети обычно называли услугами, должны быть выделены в отдельный договор об оказании услуг, не связанный с договором поставки. Привести договоры в соответствие с законом сети должны к 1 августа.

Переговорная кампания между ритейлерами и их контрагентами по поводу договоров на 2010 год началась только в конце 2009 года и продолжается до сих пор. X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и другие), например, вместо заключения новых долгосрочных контрактов предложила поставщикам пролонгировать договоры в прежнем виде — кому-то до 1 февраля, кому-то до конца первого квартала. «Нам требуется время, чтобы понять, каким образом надо переписывать договор поставки, чтобы он оставался выгодным для сети и не нарушал новый закон»,— объясняет гендиректор X5 Лев Хасис.

По оценкам одного из производителей, сейчас более 70% договоров с ритейлерами потенциально нарушают закон. «Переписать контракт несложно,— говорит владелец крупной продуктовой сети.— Проблема вдруг оказалась в том, что сами производители не спешат этого делать». Переделывать тексты соглашений, утверждает он, не хотят в первую очередь самые крупные и эффективные производители, такие как «Вимм-Билль-Данн», Coca-Cola, Procter & Gamble.

Производители, которые так рьяно добивались принятия закона, наконец-то удосужились его прочитать и пришли в ужас, утверждают торговцы. Например, до сих пор такая популярная услуга, как продвижение товара в магазине, оплачивалась производителем как скидка от стоимости поставки, в момент когда товар уже был реализован. «Теперь же надо заранее определить цену этой услуги в абсолютной величине. Как это сделать, ни нам, ни нашим контрагентам непонятно»,— рассказывает менеджер федеральной сети. Кроме того, теперь поставщику придется оплачивать эту и другие услуги из своей прибыли, то есть увеличится налогооблагаемая база, подтверждает руководитель одной из компаний-поставщиков. Оплачивать любые бонусы за счет снижения отпускной стоимости невозможно: предоставление лучшей цены конкурентам может означать разрыв отношений с сетью, а проследить за нарушениями несложно, так как товарные накладные, со слов поставщиков, «свободно гуляют по рынку».

«Бонусы были эффективным инструментом отбора поставщиков и получения лучшей цены на полке»,— признал гендиректор птицеводческой компании «Оптифуд» Иван Оболенцев. Теперь сети будут выбирать поставщиков по алфавиту, шутит он.

КоммерсантЪ

Правила игры: теперь сети будут выбирать поставщиков по алфавитупоставщики, скидки за объем, договоры поставки, ритейлеры, торговые сети, лев хасис, закон о торговле
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Правила игры: теперь сети будут выбирать поставщиков по алфавиту
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/41728/2017-09-23