Маркетинг и экономика торговли
Общеотраслевое
16 ноября 2009, 00:00 2508 просмотров

Сбербанк подал сигнал POS

Один из самых консервативных российских банков — Сбербанк рассматривает возможность заняться экспресс-кредитованием в торговых сетях (POS-кредитованием). Сбербанк вел переговоры о возможном приобретении с тремя банками, работающими на этом очень доходном, но и высокорисковом рынке. Выйдя на новый рынок ради увеличения розничного кредитного портфеля, Сбербанк потеснит нынешних лидеров благодаря возможности предлагать кредиты на треть дешевле, отмечают эксперты. Сбербанк в настоящее время рассматривает возможность выхода на рынок POS-кредитования, сообщили источники, близкие к банку. Источник в банке подтвердил эту информацию. Окончательного решения по этому вопросу пока не принято, но один из вариантов — приобретение действующего игрока. По словам источника, близкого к ХКФ Банку, Сбербанк проявлял заинтересованность в его приобретении и вел по этому поводу переговоры. В крупном инвестбанке рассказали, что возможность продажи бизнеса также рассматривали банки "Ренессанс Кредит" и ДжиИ Мани банк. В ХКФ Банке, "Ренессанс Кредите" и ДжиИ Мани банке не смогли дать комментарии по этому вопросу. Руководитель розничного блока Сбербанка Дмитрий Давыдов отказался прокомментировать информацию о планах банка по выходу в розничные сети и возможном приобретении с этой целью какого-либо из перечисленных банков. Член правления Сбербанка Денис Бугров, отвечающий за стратегию развития банка, и несколько других представителей правления сообщили, что не готовы комментировать данную информацию, не подтвердив и не опровергнув ее. Объем российского рынка кредитования покупателей торговых сетей на приобретение товаров (POS-кредитования), по оценкам экспертов, превышает 60 млрд руб. Лидерами рынка по итогам первого полугодия являются ХКФ Банк (доля — 44%), ОТП-банк — 14,5%, Русфинансбанк —12,1%, банк "Русский стандарт" —11,5%, Альфа-банк — 8%, "Ренессанс Кредит" — 2%. Основной особенностью POS-кредитования является экспресс-оценка потенциального заемщика (примерно за час). В связи с этим POS-кредитование является одним из наиболее высокорисковых видов розничного банковского бизнеса. Ставки по POS-кредитам составляют 30-50% годовых. Выход Сбербанка на рынок POS-кредитования наиболее вероятен именно через приобретение банка, уже работающего на этом рынке, отмечают эксперты. Для выдачи кредитов на приобретение товаров в торговых сетях необходимы технологии, позволяющие быстро оценивать потенциального заемщика, а таких технологий у Сбербанка сейчас нет, говорит старший вице-президент Альфа-банка Андрей Сокольский. Сегодня минимальный срок принятия решения по кредитам в Сбербанке в рамках новой технологии "Кредитная фабрика" составляет минимум двое суток. "Выход на рынок POS-кредитования через покупку одного из действующих игроков может обойтись Сбербанку дешевле, чем отладка собственных технологий",— говорит аналитик "ВТБ Капитала" Михаил Шлемов. Стоимость банков, к которым проявлял интерес Сбербанк, составляет 1,2-1,5 их капитала, считает аналитик ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн. То есть ХКФ Банк может стоить порядка 36 млрд руб., банк "Ренессанс Кредит" — около 8 млрд руб., ДжиИ Мани банк — 5,5-6 млрд руб. Подсчитать, сколько может стоить введение скоринговых технологий в масштабах всего Сбербанка, аналитики не берутся, указывая, что затраты будут "гораздо большими". Выход такого консервативного игрока, как Сбербанк, на высокорисковый рынок POS-кредитования эксперты связывают с необходимостью увеличения доли на рынке розничного кредитования. Сейчас она составляет около 32,2%, при этом розничный кредитный портфель сократился с начала кризиса на 6,5%. В стратегии развития Сбербанка до 2014 года обозначена цель увеличивать "долю от кошелька клиента", то есть сделать его пользователем широкого набора услуг Сбербанк, для этого сегмент POS-кредитования является хорошей базой, отмечает господин Шлемов. Он считает, что собственную клиентскую базу Сбербанк уже исчерпал: "Все, кто хотел взять в нем кредит или разместить депозит, по большей части уже сделали это". Важным конкурентным преимуществом Сбербанка на рынке POS-кредитования могут стать сравнительно низкие ставки по кредитам, которые он сможет себе позволить из-за дешевизны привлекаемых средств, отмечает Андрей Сокольский. По оценкам господина Шлемова, средневзвешенная стоимость фондирования Сбербанка — 5,4% годовых, что позволит ему легко кредитовать под 20% годовых, в то время как средняя эффективная ставка в торговых сетях сейчас порядка 36%."На этом рынке не так много игроков, поэтому выход на него Сбербанка однозначно изменит расстановку сил",— отмечает господин Сокольский. Рынок POS-кредитования является не только высокодоходным, но и высокорисковым, отмечают эксперты. По словам зампреда правления ХКФ Банка Владимира Гасяка, в данном сегменте залог успеха — "отработанная скоринговая модель, построенная на большом объеме статистических данных". Именно поэтому в первые годы после выхода на рынок, пока нет необходимой статистической базы, риски и просрочка особенно высоки, продолжает господин Гасяк. Тем не менее значительного ухудшения показателей просрочки по розничному портфелю Сбербанка в связи с выходом на рынок POS-кредитования ожидать не стоит, считает Марк Рубинштейн. "Учитывая размер розничного портфеля банка (1,17 трлн руб.), вряд ли просрочка, которая на сегодня составляет около 3%, увеличится более чем на 1 процентный пункт, так как средние суммы POS-кредитов невелики",— поясняет он. Ъ
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Актуально
Сеть «Галамарт» тотально перестроила ИТ-ландшафт в России и Китае
971
«1С:ERP Управление предприятием» заменила пять учетных систем.
Как компании в Ленинградской области решают вопрос хранения и перевозки товаров  в условиях нехватки складов
879
Цепочки поставок изменились – пришло время минимизировать расходы.
«Винни»: магазин, который «играет» с покупателем
1111
Ребрендинг сети – с чего начать и как создать масштабируемый проект?
Коллаборация латте и курочки: как две американские сети сообща покорили китайский общепит
467
Канадская сеть кофеен Tim's и конкурент KFC из Луизианы Popeyes пришли в Китай позже конкурентов...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Сбербанк подал сигнал POSОдин из самых консервативных российских банков — Сбербанк рассматривает возможность заняться экспресс-кредитованием в торговых сетях (POS-кредитованием). Сбербанк вел переговоры о возможном приобретении с тремя банками, работающими на этом очень доходном, но и высокорисковом рынке. Выйдя на новый рынок ради увеличения розничного кредитного портфеля, Сбербанк потеснит нынешних лидеров благодаря возможности предлагать кредиты на треть дешевле, отмечают эксперты. Сбербанк в настоящее время рассматривает возможность выхода на рынок POS-кредитования, сообщили источники, близкие к банку. Источник в банке подтвердил эту информацию. Окончательного решения по этому вопросу пока не принято, но один из вариантов — приобретение действующего игрока. По словам источника, близкого к ХКФ Банку, Сбербанк проявлял заинтересованность в его приобретении и вел по этому поводу переговоры. В крупном инвестбанке рассказали, что возможность продажи бизнеса также рассматривали банки "Ренессанс Кредит" и ДжиИ Мани банк. В ХКФ Банке, "Ренессанс Кредите" и ДжиИ Мани банке не смогли дать комментарии по этому вопросу. Руководитель розничного блока Сбербанка Дмитрий Давыдов отказался прокомментировать информацию о планах банка по выходу в розничные сети и возможном приобретении с этой целью какого-либо из перечисленных банков. Член правления Сбербанка Денис Бугров, отвечающий за стратегию развития банка, и несколько других представителей правления сообщили, что не готовы комментировать данную информацию, не подтвердив и не опровергнув ее. Объем российского рынка кредитования покупателей торговых сетей на приобретение товаров (POS-кредитования), по оценкам экспертов, превышает 60 млрд руб. Лидерами рынка по итогам первого полугодия являются ХКФ Банк (доля — 44%), ОТП-банк — 14,5%, Русфинансбанк —12,1%, банк "Русский стандарт" —11,5%, Альфа-банк — 8%, "Ренессанс Кредит" — 2%. Основной особенностью POS-кредитования является экспресс-оценка потенциального заемщика (примерно за час). В связи с этим POS-кредитование является одним из наиболее высокорисковых видов розничного банковского бизнеса. Ставки по POS-кредитам составляют 30-50% годовых. Выход Сбербанка на рынок POS-кредитования наиболее вероятен именно через приобретение банка, уже работающего на этом рынке, отмечают эксперты. Для выдачи кредитов на приобретение товаров в торговых сетях необходимы технологии, позволяющие быстро оценивать потенциального заемщика, а таких технологий у Сбербанка сейчас нет, говорит старший вице-президент Альфа-банка Андрей Сокольский. Сегодня минимальный срок принятия решения по кредитам в Сбербанке в рамках новой технологии "Кредитная фабрика" составляет минимум двое суток. "Выход на рынок POS-кредитования через покупку одного из действующих игроков может обойтись Сбербанку дешевле, чем отладка собственных технологий",— говорит аналитик "ВТБ Капитала" Михаил Шлемов. Стоимость банков, к которым проявлял интерес Сбербанк, составляет 1,2-1,5 их капитала, считает аналитик ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн. То есть ХКФ Банк может стоить порядка 36 млрд руб., банк "Ренессанс Кредит" — около 8 млрд руб., ДжиИ Мани банк — 5,5-6 млрд руб. Подсчитать, сколько может стоить введение скоринговых технологий в масштабах всего Сбербанка, аналитики не берутся, указывая, что затраты будут "гораздо большими". Выход такого консервативного игрока, как Сбербанк, на высокорисковый рынок POS-кредитования эксперты связывают с необходимостью увеличения доли на рынке розничного кредитования. Сейчас она составляет около 32,2%, при этом розничный кредитный портфель сократился с начала кризиса на 6,5%. В стратегии развития Сбербанка до 2014 года обозначена цель увеличивать "долю от кошелька клиента", то есть сделать его пользователем широкого набора услуг Сбербанк, для этого сегмент POS-кредитования является хорошей базой, отмечает господин Шлемов. Он считает, что собственную клиентскую базу Сбербанк уже исчерпал: "Все, кто хотел взять в нем кредит или разместить депозит, по большей части уже сделали это". Важным конкурентным преимуществом Сбербанка на рынке POS-кредитования могут стать сравнительно низкие ставки по кредитам, которые он сможет себе позволить из-за дешевизны привлекаемых средств, отмечает Андрей Сокольский. По оценкам господина Шлемова, средневзвешенная стоимость фондирования Сбербанка — 5,4% годовых, что позволит ему легко кредитовать под 20% годовых, в то время как средняя эффективная ставка в торговых сетях сейчас порядка 36%."На этом рынке не так много игроков, поэтому выход на него Сбербанка однозначно изменит расстановку сил",— отмечает господин Сокольский. Рынок POS-кредитования является не только высокодоходным, но и высокорисковым, отмечают эксперты. По словам зампреда правления ХКФ Банка Владимира Гасяка, в данном сегменте залог успеха — "отработанная скоринговая модель, построенная на большом объеме статистических данных". Именно поэтому в первые годы после выхода на рынок, пока нет необходимой статистической базы, риски и просрочка особенно высоки, продолжает господин Гасяк. Тем не менее значительного ухудшения показателей просрочки по розничному портфелю Сбербанка в связи с выходом на рынок POS-кредитования ожидать не стоит, считает Марк Рубинштейн. "Учитывая размер розничного портфеля банка (1,17 трлн руб.), вряд ли просрочка, которая на сегодня составляет около 3%, увеличится более чем на 1 процентный пункт, так как средние суммы POS-кредитов невелики",— поясняет он. ЪСбербанк подал сигнал POS
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/sberbank-podal-signal-pos/2009-11-16


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052