25 сентября 2009, 00:00 5032 просмотра

"36,6" потеряла четверть покупателей

Из-за недостатка товара в аптеках

Продажи розничного подразделения аптечной сети «36,6» продолжают падать. Если в первом квартале 2009 года снижение составило 14%, то по итогам второго квартала выручка аптек «36,6» снизилась на 21,4%, до 4 млрд руб. Снижение продаж сети за полгода до 11,4 млрд руб. аналитики объясняют в том числе потерей «36,6» основного поставщика в лице «Протека». Нехватка товаров снизила покупательский поток в аптеках сети на 25%.

Как объяснила директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью «36,6» Ирина Лаврова, падение розничных продаж в первом полугодии связано с закрытием неприбыльных аптек — за второй квартал работу прекратили 54 точки. Помимо этого в снижении показателей компания винит падение потребительского спроса и недостаток товара на прилавках «36,6» из-за сокращения оборотного капитала сети. Так, клиентский трафик в аптеках «36,6» сократился во втором квартале на 25%.

«Компании нечем финансировать закупки нового товара», — объясняет аналитик ИФК «Метрополь» Мария Сулима. В самой компании уточнили, что количество наименований было сокращено с 17 до 7 тыс. Аналитик ФК «Открытие» Ирина Яроцкая добавляет, что сложности с ассортиментом у аптек «36,6» возникли во многом из-за того, что к компании по-прежнему не вернулся главный поставщик рынка — «Протек», на который ранее приходилось порядка 30% ассортимента. «Ни с кем другим «36,6» не смогла договориться, чтобы возместить потерянные объемы поставок», — говорит аналитик. По ее словам, потеря сетью своих покупателей заметна также по падению сопоставимых продаж в рублях во втором квартале на 16%, до 2,9 млрд руб.

Напомним, «Протек» прекратил работу с «36,6» в ноябре 2008 года. Аптечная сеть просрочила платежи по дебиторской задолженности в размере 740 млн руб., которые до сих пор полностью не были погашены. В августе 2009 года «Протек» начал требовать банкротства компаний, входящих в «36,6», — «ТДЕ Фармация» (управляет аптеками «36,6» в Нижегородской области), «Аптеки 36,6 Центр» (18 аптек в Центральном федеральном округе), а также производственного подразделения «Верофарм». Пока стороны договорились об условиях погашения 95 млн руб. задолженности.

Контракты с поставщиками-отказниками «36,6» частично заменила на продукцию собственных марок. В результате доля товаров private lable в общем объеме продаж выросла до 6,9%. По словам г-жи Яроцкой, это позволило сети нарастить во втором квартале валовую маржу до 32,8% по сравнению с 26% годом ранее.

По мнению экспертов, аптекам «36,6» в ближайшее время не удастся вернуть лояльное отношение покупателей. «Сейчас компания не сможет позволить себе активных маркетинговых усилий и увеличение расходов на рекламу», — объясняет г-жа Яроцкая. Долг сети хотя и сократился по сравнению с первым кварталом 2009 года на 3,5%, все равно остается на высоком уровне — 4,7 млрд руб. Именно долговая нагрузка «36,6» привела к тому, что чистый убыток компании в первом полугодии увеличился более чем втрое, до 601,8 млн руб. «Причина кроется в высоких расходах на обслуживание долга и потерях от валютного курса», — отмечает г-жа Яроцкая.

В то же время эксперты указывают, что компании удалось несколько повысить эффективность бизнеса: в розничном сегменте показатель EBITDA улучшился на 119,2% в рублях по сравнению со вторым кварталом прошлого года. Г-жа Яроцкая объясняет рост показателя увеличением доли private lable и переходом на прямые поставки с некоторыми производителями, например с «Фармстандартом». При этом продажи в третьем квартале, по прогнозам аналитиков, не продемонстрируют позитивной динамики.

МАРГАРИТА ПАРФЕНЕНКОВА РБК daily

Статья относится к тематикам: Актуально
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

"36,6" потеряла четверть покупателейprivate lable, сеть аптек, 36, 6, 36 и 6, аптечный ритейл, фармацевты