Баннер ФЗ-54
23 июля 2009, 00:00 3664 просмотра

Улучшения потребительских настроений можно ждать к концу осени

Ситуация в российском потребительском секторе продолжает оставаться сложной, а по мнению некоторых аналитиков, даже ухудшается. Причин тому несколько – это и снижение доходов населения, а как следствие потребительского спроса, и значительная долговая нагрузка, и сложности с получением кредитов, а также многое другое. При этом аналитики отмечают, что российский потребительский сектор остается весьма привлекательным для инвесторов и по мере сокращения негативного влияния кризиса его притягательность только растет. Аналитик ИБ "КИТ Финанс" Наталья Колупаева отмечает, что в данный момент налицо продолжающееся ухудшение практически во всех сегментах рынка: потребители по-прежнему оптимизируют свои расходы на продукты питания, лекарства и непродовольственные товары. III квартал, по ее мнению, должен привести к стабилизации, а появления признаков улучшения потребительских настроений в текущих условиях можно ждать к концу осени. "Безусловно, господдержка существенно помогла компаниям, имевшим сложности с рефинансированием долгов, чего не скажешь о компаниях, не обладающих такой поддержкой: они попали в положение дефолта перед держателями облигаций, оказались на грани банкротства или были вынуждены продать бизнес за долги. Если же мы говорим о потерях компаний в результате операционной деятельности, то здесь устойчивость бизнеса определяется как ситуацией в конкретном сегменте сектора (насколько сильно изменился спрос), так и оперативностью и эффективностью мер, принимаемых самими компаниями для удержания потребителя и стимулирования продаж (прежде всего изменениями в ценовой политике)", - говорит эксперт. При этом Н.Колупаева отмечает, что за горизонтом кризисного периода российский потребительский сектор представляет собой исключительно привлекательный рынок с высоким потенциалом роста, что подтверждается и сохраняющимся интересом крупнейших мировых игроков к началу или интенсивному продолжению экспансии в России (Wal-Mart, Carrefour, Danone, Unilever и др.). Предварительный данные о росте ВВП в России в первом полугодии (-10,1%) могут свидетельствовать о том, что в секторе розничной торговли "дно" еще не достигнуто, считает аналитик Credit Suisse Виктория Петрова. Тем не менее она полагает, что потребительский сектор будет показывать лучшую динамику, чем ВВП (-4,5% в апреле, -5,6% в мае). При этом сегмент пищевых продуктов будет самым жизнеспособным, а доля его в общем объеме потребсектора будет расти. По мнению экономистов Credit Suisse, спрос будет постепенно увеличиваться и возрастет на 2,5% к концу 2010г. Ведущий аналитик ИК "Файненшл Бридж" Екатерина Лощакова также отмечает, что пока сложно говорить о стабилизации обстановки в секторе, поскольку безработица продолжает расти, а доходы населения - падать. Повышается социальная напряженность. Смещение спроса в сторону более доступной в ценовом плане продукции сохраняется. Кроме того, аналитик указывает на небольшой переток покупателей из организованных форматов магазинов на продуктовые рынки в силу более высокой ценовой привлекательности последних. Ориентация на цену как основной критерий принятия решения о покупке, по ее словам, заставляет многих ритейлеров пересматривать инвестиционную политику и менять формат планируемых магазинов с супермаркетов на дискаунтеры, чтобы не лишиться потенциальных клиентов. "Таким образом, пока рано говорить о том, что кризис в сфере ритейла завершен", - говорит Е.Лощакова. Уровень потерь от кризиса напрямую зависит от размера долговой нагрузки компаний, считает эксперт. "Если до начала проблем на финансовых рынках та или иная компания развивалась, более или менее адекватно оценивая собственные возможности в области своевременных расчетов по долгам и уровень финансового рычага находился для нее в пределах нормы (коэффициент долг/EBITDA был не выше 3), кризис не должен был вызвать у такой компании проблем на уровне выживания. Другой вопрос заключается в том, что мало кто надеялся в основном на собственные силы, проводя политику активной экспансии. Поэтому на рынке сейчас так часто звучат новости о финансовой несостоятельности, банкротствах и т.д.", - говорит эксперт. Говорить о том, что с меньшими потерями переживают кризис компании, получившие поддержку государства, по словам специалиста ИК "Файненшл Бридж", можно. Но стоит помнить, что одной помощи властей зачастую оказывается недостаточно: для того чтобы остаться на плаву, компания должна генерировать собственный положительный операционный денежный поток. Е.Лощакова отмечает, что в целом российский сектор розничной торговли продолжает занимать лидирующие позиции в рейтингах привлекательности для иностранных сетей, составленных ведущими исследовательскими агентствами. "Факт появления финансовых трудностей у огромного количества небольших компаний ведет к ускорению прихода иностранцев на отечественный рынок. Мы полагаем, что главными игроками на рынке М&А в ближайшей перспективе станут лидеры российского ритейла (такие, например, как X5 и "Магнит") и крупнейшие зарубежные игроки, активизирующие экспансию в развивающиеся страны (Wal-Mart и Carrefour). Стоит отметить, что потребительский сектор РФ с недавнего времени оказался в центре внимания федеральной власти. Кризисные условия, в которых вынуждены выживать компании, привели к необходимости реформировать действующий закон о торговле. В середине июля 2009г. президиум правительства РФ одобрил законопроект "Об основах госрегулирования в торговой деятельности в РФ", который затем был направлен в Госдуму. Как отмечал тогда первый вице-премьер РФ Виктор Зубков, в данном документе удалось соблюсти баланс интересов производителей, поставщиков и продавцов, используя рыночные механизмы регулирования. Эксперты называют этот законопроект "довольно мягким", однако указывают, что ряд принципиальных моментов требует доработки в связи с меняющимися условиями. На днях X5 провела телефонную конференцию с целью разъяснить ситуацию вокруг нового проекта закона "О торговле", направленного в Госдуму. Этот законопроект должен пройти три чтения на следующей сессии Думы, которая начнется в сентябре 2009г., и может вступить в силу уже с января 2010г. Аналитик UniCredit Securities Анна Кочкина отмечает, что в целом законопроект является компромиссным для операторов магазинов и их поставщиков, поскольку не устанавливает ограничений на цены, надбавки, объемы, скидки от поставщиков, рекламу или плату за услуги. В то же время в проекте оговаривается, что поставщик не может быть отвергнут за отказ от использования дополнительных услуг. Кроме того, законопроект ограничивает некоторые полномочия местных властей, в частности запрещает навязывать в административном порядке продажу продукции местных производителей в отдельных регионах. По словам А.Кочкиной, законопроект имеет два основных негативных момента применительно к продуктовым магазинам. В частности, его ст. 16 гласит, что сеть продуктовых магазинов с оборотом свыше 1 млрд руб. (32 млн долл.), занимающая 25% рынка в Москве, Санкт-Петербурге или в региональном центре или муниципальном образовании (X5 выявила около 2500 таких рынков), не сможет открывать там новые магазины или покупать магазины других операторов. Данное положение касается всех крупных сетей продовольственных магазинов, в том числе X5, "Магнита", Auchan и Metro, а также создает барьеры для роста бизнеса как операторов магазинов современных форматов (и российских, и иностранных), так и поставщиков продуктов питания. Законопроект не дает определения понятия региона, а также не устанавливает характера и масштабов наказания за нарушение этого требования. В долгосрочной перспективе законопроект может стать положительным явлением для российских розничных сетей, поскольку ограничит конкуренцию со стороны иностранных компаний (Auchan и Metro), стратегия которых основана на строительстве гипермаркетов за пределами крупных городов с немедленным захватом большой доли местного рынка, считает А.Кочкина. Аналогичным образом новый закон может повлиять на рост бизнеса "Магнита" в большей степени, чем на расширение X5, поскольку магазины первого располагаются в относительно небольших городах, где легко превысить установленный предел доли рынка. Одним из решений для операторов сетей является увеличение оборота непродовольственных товаров, так как последние не подпадают под данное требование законопроекта. Помимо этого, посредством введения более строгих ограничений на оплату товаров поставщикам с отсрочкой новый законопроект должен удлинить цикл оборота денежных средств, увеличить объем оборотных средств, а также оказать сдерживающее воздействие на рост цен на продукты питания. В соответствии с законопроектом, магазин должен оплатить продукты со сроком хранения 10 дней в течение 10 рабочих дней, а продукты со сроком хранения 30 дней – в течение 30 дней. X5 дала понять, что данное новое требование вызывает беспокойство только применительно к продуктам с десятидневным сроком хранения, на которые приходится около 30% выручки; сроки оплаты продуктов, на которые приходятся остальные 70% оборота, укладываются в новые ограничения. Данная мера будет распространяться только на новые договоры, что даст магазинам и поставщикам некоторое время на заключение договоров на новых условиях оплаты и по новым ценам. Аналитик UniCredit Securities отмечает, что данная мера соответствует политике X5 и "Магнита", направленной на снижение цен в целях увеличения трафика в магазинах – путем улучшения условий оплаты продуктов поставщикам в обмен на более низкие цены. "Учитывая большие возможности крупных сетей магазинов по снижению закупочных цен в результате переговоров с поставщиками, мы ожидаем, что многие поставщики, возможно, согласятся на новые условия. В результате эта мера может привести к снижению цен на скоропортящиеся продукты", - говорит эксперт. Первоначальные штрафы за нарушение данных требований устанавливаются на уровне 1 млн руб. (32 тыс долл.) для крупных сетей магазинов и 0,5 млн руб. (17 тыс. долл.) для некрупных, но могут быть повышены и привязаны к обороту, если компания не устранит нарушение. "Магнит" и X5 публично объявили о намерении бороться против принятия ст. 16 нового законопроекта. А.Кочкина также полагает, что данная статья едва ли пройдет утверждение в Совете Федерации, поскольку ограничивает приток иностранного капитала в сектор и развитие современной розничной торговли в России в целом. "Последствия для оборотных средств компаний представляются умеренными и должны отчасти быть компенсированы снижением цен. Таким образом, если не считать ст. 16, мы видим в новом законопроекте "О торговле" больше положительного, чем отрицательного", - заключила эксперт. Татьяна Романова Quote.ru

Статья относится к тематикам: Retail
Поделиться публикацией:
Куда уходит покупатель и во что играют современные...
995
Концепции настоящего и будущего
3478
Андрей Бударин, начальник Управления оперативного ...
1933
Михаил Иванцов, генеральный директор розничной се...
1183
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
3276
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
7035

Ситуация в российском потребительском секторе продолжает оставаться сложной, а по мнению некоторых аналитиков, даже ухудшается. Причин тому несколько – это и снижение доходов населения, а как следствие потребительского спроса, и значительная долговая нагрузка, и сложности с получением кредитов, а также многое другое. При этом аналитики отмечают, что российский потребительский сектор остается весьма привлекательным для инвесторов и по мере сокращения негативного влияния кризиса его притягательность только растет. Аналитик ИБ "КИТ Финанс" Наталья Колупаева отмечает, что в данный момент налицо продолжающееся ухудшение практически во всех сегментах рынка: потребители по-прежнему оптимизируют свои расходы на продукты питания, лекарства и непродовольственные товары. III квартал, по ее мнению, должен привести к стабилизации, а появления признаков улучшения потребительских настроений в текущих условиях можно ждать к концу осени. "Безусловно, господдержка существенно помогла компаниям, имевшим сложности с рефинансированием долгов, чего не скажешь о компаниях, не обладающих такой поддержкой: они попали в положение дефолта перед держателями облигаций, оказались на грани банкротства или были вынуждены продать бизнес за долги. Если же мы говорим о потерях компаний в результате операционной деятельности, то здесь устойчивость бизнеса определяется как ситуацией в конкретном сегменте сектора (насколько сильно изменился спрос), так и оперативностью и эффективностью мер, принимаемых самими компаниями для удержания потребителя и стимулирования продаж (прежде всего изменениями в ценовой политике)", - говорит эксперт. При этом Н.Колупаева отмечает, что за горизонтом кризисного периода российский потребительский сектор представляет собой исключительно привлекательный рынок с высоким потенциалом роста, что подтверждается и сохраняющимся интересом крупнейших мировых игроков к началу или интенсивному продолжению экспансии в России (Wal-Mart, Carrefour, Danone, Unilever и др.). Предварительный данные о росте ВВП в России в первом полугодии (-10,1%) могут свидетельствовать о том, что в секторе розничной торговли "дно" еще не достигнуто, считает аналитик Credit Suisse Виктория Петрова. Тем не менее она полагает, что потребительский сектор будет показывать лучшую динамику, чем ВВП (-4,5% в апреле, -5,6% в мае). При этом сегмент пищевых продуктов будет самым жизнеспособным, а доля его в общем объеме потребсектора будет расти. По мнению экономистов Credit Suisse, спрос будет постепенно увеличиваться и возрастет на 2,5% к концу 2010г. Ведущий аналитик ИК "Файненшл Бридж" Екатерина Лощакова также отмечает, что пока сложно говорить о стабилизации обстановки в секторе, поскольку безработица продолжает расти, а доходы населения - падать. Повышается социальная напряженность. Смещение спроса в сторону более доступной в ценовом плане продукции сохраняется. Кроме того, аналитик указывает на небольшой переток покупателей из организованных форматов магазинов на продуктовые рынки в силу более высокой ценовой привлекательности последних. Ориентация на цену как основной критерий принятия решения о покупке, по ее словам, заставляет многих ритейлеров пересматривать инвестиционную политику и менять формат планируемых магазинов с супермаркетов на дискаунтеры, чтобы не лишиться потенциальных клиентов. "Таким образом, пока рано говорить о том, что кризис в сфере ритейла завершен", - говорит Е.Лощакова. Уровень потерь от кризиса напрямую зависит от размера долговой нагрузки компаний, считает эксперт. "Если до начала проблем на финансовых рынках та или иная компания развивалась, более или менее адекватно оценивая собственные возможности в области своевременных расчетов по долгам и уровень финансового рычага находился для нее в пределах нормы (коэффициент долг/EBITDA был не выше 3), кризис не должен был вызвать у такой компании проблем на уровне выживания. Другой вопрос заключается в том, что мало кто надеялся в основном на собственные силы, проводя политику активной экспансии. Поэтому на рынке сейчас так часто звучат новости о финансовой несостоятельности, банкротствах и т.д.", - говорит эксперт. Говорить о том, что с меньшими потерями переживают кризис компании, получившие поддержку государства, по словам специалиста ИК "Файненшл Бридж", можно. Но стоит помнить, что одной помощи властей зачастую оказывается недостаточно: для того чтобы остаться на плаву, компания должна генерировать собственный положительный операционный денежный поток. Е.Лощакова отмечает, что в целом российский сектор розничной торговли продолжает занимать лидирующие позиции в рейтингах привлекательности для иностранных сетей, составленных ведущими исследовательскими агентствами. "Факт появления финансовых трудностей у огромного количества небольших компаний ведет к ускорению прихода иностранцев на отечественный рынок. Мы полагаем, что главными игроками на рынке М&А в ближайшей перспективе станут лидеры российского ритейла (такие, например, как X5 и "Магнит") и крупнейшие зарубежные игроки, активизирующие экспансию в развивающиеся страны (Wal-Mart и Carrefour). Стоит отметить, что потребительский сектор РФ с недавнего времени оказался в центре внимания федеральной власти. Кризисные условия, в которых вынуждены выживать компании, привели к необходимости реформировать действующий закон о торговле. В середине июля 2009г. президиум правительства РФ одобрил законопроект "Об основах госрегулирования в торговой деятельности в РФ", который затем был направлен в Госдуму. Как отмечал тогда первый вице-премьер РФ Виктор Зубков, в данном документе удалось соблюсти баланс интересов производителей, поставщиков и продавцов, используя рыночные механизмы регулирования. Эксперты называют этот законопроект "довольно мягким", однако указывают, что ряд принципиальных моментов требует доработки в связи с меняющимися условиями. На днях X5 провела телефонную конференцию с целью разъяснить ситуацию вокруг нового проекта закона "О торговле", направленного в Госдуму. Этот законопроект должен пройти три чтения на следующей сессии Думы, которая начнется в сентябре 2009г., и может вступить в силу уже с января 2010г. Аналитик UniCredit Securities Анна Кочкина отмечает, что в целом законопроект является компромиссным для операторов магазинов и их поставщиков, поскольку не устанавливает ограничений на цены, надбавки, объемы, скидки от поставщиков, рекламу или плату за услуги. В то же время в проекте оговаривается, что поставщик не может быть отвергнут за отказ от использования дополнительных услуг. Кроме того, законопроект ограничивает некоторые полномочия местных властей, в частности запрещает навязывать в административном порядке продажу продукции местных производителей в отдельных регионах. По словам А.Кочкиной, законопроект имеет два основных негативных момента применительно к продуктовым магазинам. В частности, его ст. 16 гласит, что сеть продуктовых магазинов с оборотом свыше 1 млрд руб. (32 млн долл.), занимающая 25% рынка в Москве, Санкт-Петербурге или в региональном центре или муниципальном образовании (X5 выявила около 2500 таких рынков), не сможет открывать там новые магазины или покупать магазины других операторов. Данное положение касается всех крупных сетей продовольственных магазинов, в том числе X5, "Магнита", Auchan и Metro, а также создает барьеры для роста бизнеса как операторов магазинов современных форматов (и российских, и иностранных), так и поставщиков продуктов питания. Законопроект не дает определения понятия региона, а также не устанавливает характера и масштабов наказания за нарушение этого требования. В долгосрочной перспективе законопроект может стать положительным явлением для российских розничных сетей, поскольку ограничит конкуренцию со стороны иностранных компаний (Auchan и Metro), стратегия которых основана на строительстве гипермаркетов за пределами крупных городов с немедленным захватом большой доли местного рынка, считает А.Кочкина. Аналогичным образом новый закон может повлиять на рост бизнеса "Магнита" в большей степени, чем на расширение X5, поскольку магазины первого располагаются в относительно небольших городах, где легко превысить установленный предел доли рынка. Одним из решений для операторов сетей является увеличение оборота непродовольственных товаров, так как последние не подпадают под данное требование законопроекта. Помимо этого, посредством введения более строгих ограничений на оплату товаров поставщикам с отсрочкой новый законопроект должен удлинить цикл оборота денежных средств, увеличить объем оборотных средств, а также оказать сдерживающее воздействие на рост цен на продукты питания. В соответствии с законопроектом, магазин должен оплатить продукты со сроком хранения 10 дней в течение 10 рабочих дней, а продукты со сроком хранения 30 дней – в течение 30 дней. X5 дала понять, что данное новое требование вызывает беспокойство только применительно к продуктам с десятидневным сроком хранения, на которые приходится около 30% выручки; сроки оплаты продуктов, на которые приходятся остальные 70% оборота, укладываются в новые ограничения. Данная мера будет распространяться только на новые договоры, что даст магазинам и поставщикам некоторое время на заключение договоров на новых условиях оплаты и по новым ценам. Аналитик UniCredit Securities отмечает, что данная мера соответствует политике X5 и "Магнита", направленной на снижение цен в целях увеличения трафика в магазинах – путем улучшения условий оплаты продуктов поставщикам в обмен на более низкие цены. "Учитывая большие возможности крупных сетей магазинов по снижению закупочных цен в результате переговоров с поставщиками, мы ожидаем, что многие поставщики, возможно, согласятся на новые условия. В результате эта мера может привести к снижению цен на скоропортящиеся продукты", - говорит эксперт. Первоначальные штрафы за нарушение данных требований устанавливаются на уровне 1 млн руб. (32 тыс долл.) для крупных сетей магазинов и 0,5 млн руб. (17 тыс. долл.) для некрупных, но могут быть повышены и привязаны к обороту, если компания не устранит нарушение. "Магнит" и X5 публично объявили о намерении бороться против принятия ст. 16 нового законопроекта. А.Кочкина также полагает, что данная статья едва ли пройдет утверждение в Совете Федерации, поскольку ограничивает приток иностранного капитала в сектор и развитие современной розничной торговли в России в целом. "Последствия для оборотных средств компаний представляются умеренными и должны отчасти быть компенсированы снижением цен. Таким образом, если не считать ст. 16, мы видим в новом законопроекте "О торговле" больше положительного, чем отрицательного", - заключила эксперт. Татьяна Романова Quote.ru

Улучшения потребительских настроений можно ждать к концу осенизакон о торговле, торговля, ритейл
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Улучшения потребительских настроений можно ждать к концу осени
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/38859/2017-10-21