Кризис. Точка бифуркации
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Товар на полку
28 ноября 2008, 00:00 12864 просмотра

Импортное вино скапливается на таможенных складах

Финансовый кризис полез в бутылку

Финансовый кризис сорвал подготовку импортеров вина к новогоднему сезону. На таможенных терминалах зависли тысячи неоплаченных бутылок, и объем поставок в октябре—ноябре снизился в 2,5– раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Впрочем, дефицита эксперты не предсказывают, потому что спрос на алкоголь, считают они, также снижается.

Вино не вывозится импортерами с таможенных складов, подтвердили “Ъ” директор терминала DNT (расположен в Латвии, ежегодно обрабатывает более 1 тыс. фур с импортируемым в Россию вином, в одной фуре — 16 тыс. бутылок 0,75 л) Артур Барановский и директор московского терминала в Солнцеве (через него проходит вино из стран СНГ) Александр Арбузов. «У меня в транзитной зоне скопилось очень много товара, с конца сентября россияне вино не возят»,— говорит господин Барановский. По его словам, обычно в октябре—ноябре оборот терминала увеличивается в 2,5– раза по сравнению с предыдущими месяцами: обрабатываются поставки к Новому году. В этом году осенний оборот держится на уровне лета, когда в импорте происходит традиционный спад поставок: сейчас DNT обрабатывает в день одну-пять машин с вином, хотя в это же время год назад с терминала уходило 10– машин. «Осеннего объема нет вообще, судя по заказам на декабрь, в этом году его и не случится,— отмечает господин Барановский.— При этом речь идет об уже вывезенном вине, а у производителей остается еще столько же уже заказанного импортерами товара».

Господин Арбузов добавляет, что на солнцевском терминале скопилось 60 вагонов молдавского вина (в одном вагоне — 40 тыс. бутылок 0,75 л). По его прогнозу, большая часть вина встретит Новый год в транзитной зоне: «На прошлой неделе вроде был всплеск отгрузок, но сейчас опять все тихо».

Всего, по данным ФТС, за январь—октябрь 2008 года в Россию было ввезено 207 млн л вина, а произведено в стране, по данным Росстата, 430 млн л. При этом даже дешевое иностранное вино примерно в 1,5– раза дороже российского, поэтому в денежном выражении их доли на рынке примерно одинаковы, говорит глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Информация из терминалов подтверждается и данными Федеральной таможенной службы (ФТС). В текущем октябре импорт вина сократился до 20,4 млн л по сравнению с 21,3 млн л в сентябре. Хотя в 2007-м объемы ввозимого вина, наоборот, увеличивались к октябрю: до 20,1 млн л против сентябрьских 18,8 млн л. При этом даже крупные импортеры сократили поставки в 1,5–,5 раза: так, импорт компании «Моро» сократился с 2,9 млн л до 2,5 млн л, «Русьимпорта» — с 1,7 млн л до 0,9 млн л, «Сварога» — с 329 тыс. л до 177 тыс. л, «М-Винником» — с 204 тыс. л до 76 тыс. л. Компании ILS и Simple в октябре поставки все-таки увеличили (с 1,6 млн л до 1,8 млн л и с 270 тыс. л до 339 тыс. л соответственно), но и они отмечают общую тенденцию к снижению ввоза вина. «В ноябре падение импорта будет более заметным. Это можно видеть по тенденции заказа акцизной марки: традиционно весь год заказ марки был выше, чем в аналогичные периоды прошлого года, а в октябре эта тенденция впервые сломалась»,— прогнозирует представитель ILS. По его оценкам, в октябре было заказано на 18% меньше марок, чем в сентябре 2008-го, а в 2007-м в такие же сроки их количество, наоборот, выросло на 7%.

Импортеры не только заказывают меньше новых марок, но и возвращают уже оплаченные, то есть отказываются от запланированных на будущее поставок. По информации одного из таможенных брокеров, компания «Моро» уже сдала 423 тыс. марок (бутылок, обклеенных этими марками, хватило бы на 26 фур), «Русьимпорт» — 180 тыс., «Авионт» — 200 тыс. Коммерческий директор «Моро-импорт» (на нее приходится около 10% импорта «Моро») Григорий Володин подтвердил, что из-за финансовых трудностей ряда московских и региональных торговых компаний у брокерской компании «Моро» завис товар.

Импортеры объясняют, что сокращают поставки из-за задержек оплаты товара магазинами и возросших ставок по банковским кредитам. По словам гендиректора сети «Коллекция вин» Андрея Ткемаладзе, логистическое плечо (время от заказа товара до его поставки в розницу) для импортеров составляет четыре месяца, на это время им приходится использовать кредитные средства. «Сейчас все нуждаются в перекредитовке,— соглашается начальник службы корпоративных связей ГК “Сварог” Сергей Переселени.— Мы уже получили новые кредиты, но если еще некоторое время назад они были под 9,5–%, то сейчас проценты гораздо выше». По словам Андрея Ткемаладзе, ставки доходят до 30%, «и то дают не всем».

Винные компании уже начали сокращать персонал: по данным аналитического отдела кадрового агентства «Можайская и партнеры» на основе анализа открытых источников, количество размещенных в ноябре резюме от сотрудников «Русьимпорта» увеличилось в сравнении с октябрем с 11 до 49, «Лудинга» — с 11 до 26, «Дионис-клуба» — с 3 до 18.

Если сети не начнут платить поставщикам, покупатели останутся почти что без вина к Новому году, опасается Ольга Савицкая из компании-импортера «Каудаль». Совладелец ГК «Виктория» (магазины «Виктория», «Квартал», «Дешево» и др.) Николай Власенко знает, что у импортеров возникли проблемы с оплатой товара: «Алкоголь стоит на таможне, им не хватает денег оплатить товар». Сеть не снизит закупки алкоголя перед Новым годом, уверяет он, но возможно снижение закупок элитного импортного алкоголя на 10% в начале 2009-го.

Господин Володин из «Моро-импорта» считает, что проблема не только в ритейлерах: в среднем по стране спрос на весь алкоголь, «даже на дешевую водку и портвейн», уже сократился на 15–% в зависимости от региона, утверждает он. Например, по его данным, в таких городах, как Челябинск и Магнитогорск, где прошли или намечаются массовые сокращения (например, на Челябинском трубопрокатном заводе объявлено о возможном сокращении 5 тыс. человек) спрос на алкоголь сократился на 50–%.

Анна Рябова, Кристина Бусько, КоммерсантЪ

Поделиться публикацией:
Актуально
Самые востребованные логистические услуги в ритейле: опыт «О.Л.К.»
396
Логисты стали полноценными партнерами в бизнесе для поставщиков и ритейлеров.
Комплексное оснащение магазинов: новые проекты в Казахстане
378
Решения 4RM Systems под ключ для магазинов разных форматов.
«Честное» пиво: как внедрить обязательную маркировку в пивном магазине
628
«Пив&Ко» помогает разобраться в нюансах и настроить работу.
iCover внедряет Forecast NOW! для оптимизации процессов управления запасами на маркетплейсах
563
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Импортное вино скапливается на таможенных складах

Финансовый кризис полез в бутылку

Финансовый кризис сорвал подготовку импортеров вина к новогоднему сезону. На таможенных терминалах зависли тысячи неоплаченных бутылок, и объем поставок в октябре—ноябре снизился в 2,5– раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Впрочем, дефицита эксперты не предсказывают, потому что спрос на алкоголь, считают они, также снижается.

Вино не вывозится импортерами с таможенных складов, подтвердили “Ъ” директор терминала DNT (расположен в Латвии, ежегодно обрабатывает более 1 тыс. фур с импортируемым в Россию вином, в одной фуре — 16 тыс. бутылок 0,75 л) Артур Барановский и директор московского терминала в Солнцеве (через него проходит вино из стран СНГ) Александр Арбузов. «У меня в транзитной зоне скопилось очень много товара, с конца сентября россияне вино не возят»,— говорит господин Барановский. По его словам, обычно в октябре—ноябре оборот терминала увеличивается в 2,5– раза по сравнению с предыдущими месяцами: обрабатываются поставки к Новому году. В этом году осенний оборот держится на уровне лета, когда в импорте происходит традиционный спад поставок: сейчас DNT обрабатывает в день одну-пять машин с вином, хотя в это же время год назад с терминала уходило 10– машин. «Осеннего объема нет вообще, судя по заказам на декабрь, в этом году его и не случится,— отмечает господин Барановский.— При этом речь идет об уже вывезенном вине, а у производителей остается еще столько же уже заказанного импортерами товара».

Господин Арбузов добавляет, что на солнцевском терминале скопилось 60 вагонов молдавского вина (в одном вагоне — 40 тыс. бутылок 0,75 л). По его прогнозу, большая часть вина встретит Новый год в транзитной зоне: «На прошлой неделе вроде был всплеск отгрузок, но сейчас опять все тихо».

Всего, по данным ФТС, за январь—октябрь 2008 года в Россию было ввезено 207 млн л вина, а произведено в стране, по данным Росстата, 430 млн л. При этом даже дешевое иностранное вино примерно в 1,5– раза дороже российского, поэтому в денежном выражении их доли на рынке примерно одинаковы, говорит глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Информация из терминалов подтверждается и данными Федеральной таможенной службы (ФТС). В текущем октябре импорт вина сократился до 20,4 млн л по сравнению с 21,3 млн л в сентябре. Хотя в 2007-м объемы ввозимого вина, наоборот, увеличивались к октябрю: до 20,1 млн л против сентябрьских 18,8 млн л. При этом даже крупные импортеры сократили поставки в 1,5–,5 раза: так, импорт компании «Моро» сократился с 2,9 млн л до 2,5 млн л, «Русьимпорта» — с 1,7 млн л до 0,9 млн л, «Сварога» — с 329 тыс. л до 177 тыс. л, «М-Винником» — с 204 тыс. л до 76 тыс. л. Компании ILS и Simple в октябре поставки все-таки увеличили (с 1,6 млн л до 1,8 млн л и с 270 тыс. л до 339 тыс. л соответственно), но и они отмечают общую тенденцию к снижению ввоза вина. «В ноябре падение импорта будет более заметным. Это можно видеть по тенденции заказа акцизной марки: традиционно весь год заказ марки был выше, чем в аналогичные периоды прошлого года, а в октябре эта тенденция впервые сломалась»,— прогнозирует представитель ILS. По его оценкам, в октябре было заказано на 18% меньше марок, чем в сентябре 2008-го, а в 2007-м в такие же сроки их количество, наоборот, выросло на 7%.

Импортеры не только заказывают меньше новых марок, но и возвращают уже оплаченные, то есть отказываются от запланированных на будущее поставок. По информации одного из таможенных брокеров, компания «Моро» уже сдала 423 тыс. марок (бутылок, обклеенных этими марками, хватило бы на 26 фур), «Русьимпорт» — 180 тыс., «Авионт» — 200 тыс. Коммерческий директор «Моро-импорт» (на нее приходится около 10% импорта «Моро») Григорий Володин подтвердил, что из-за финансовых трудностей ряда московских и региональных торговых компаний у брокерской компании «Моро» завис товар.

Импортеры объясняют, что сокращают поставки из-за задержек оплаты товара магазинами и возросших ставок по банковским кредитам. По словам гендиректора сети «Коллекция вин» Андрея Ткемаладзе, логистическое плечо (время от заказа товара до его поставки в розницу) для импортеров составляет четыре месяца, на это время им приходится использовать кредитные средства. «Сейчас все нуждаются в перекредитовке,— соглашается начальник службы корпоративных связей ГК “Сварог” Сергей Переселени.— Мы уже получили новые кредиты, но если еще некоторое время назад они были под 9,5–%, то сейчас проценты гораздо выше». По словам Андрея Ткемаладзе, ставки доходят до 30%, «и то дают не всем».

Винные компании уже начали сокращать персонал: по данным аналитического отдела кадрового агентства «Можайская и партнеры» на основе анализа открытых источников, количество размещенных в ноябре резюме от сотрудников «Русьимпорта» увеличилось в сравнении с октябрем с 11 до 49, «Лудинга» — с 11 до 26, «Дионис-клуба» — с 3 до 18.

Если сети не начнут платить поставщикам, покупатели останутся почти что без вина к Новому году, опасается Ольга Савицкая из компании-импортера «Каудаль». Совладелец ГК «Виктория» (магазины «Виктория», «Квартал», «Дешево» и др.) Николай Власенко знает, что у импортеров возникли проблемы с оплатой товара: «Алкоголь стоит на таможне, им не хватает денег оплатить товар». Сеть не снизит закупки алкоголя перед Новым годом, уверяет он, но возможно снижение закупок элитного импортного алкоголя на 10% в начале 2009-го.

Господин Володин из «Моро-импорта» считает, что проблема не только в ритейлерах: в среднем по стране спрос на весь алкоголь, «даже на дешевую водку и портвейн», уже сократился на 15–% в зависимости от региона, утверждает он. Например, по его данным, в таких городах, как Челябинск и Магнитогорск, где прошли или намечаются массовые сокращения (например, на Челябинском трубопрокатном заводе объявлено о возможном сокращении 5 тыс. человек) спрос на алкоголь сократился на 50–%.

Анна Рябова, Кристина Бусько, КоммерсантЪ

вино, алкоголь, кризис, производители, дистрибуторыИмпортное вино скапливается на таможенных складах
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/importnoe-vino-skaplivaetsya-na-tamozhennykh-skladakh/2008-11-28


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052