Баннер ФЗ-54
21 октября 2008, 00:00 4390 просмотров

Вопреки обещаниям Минпромторга РФ в законопроекте о торговле сохранился "антимонопольный" блок

Минпромторг опубликовал вчера рабочую версию законопроекта о торговле, разосланную на согласования в ведомства — впервые согласование скандального закона будет вестись публично. Ранее предполагалось, что из проекта будет исключено антимонопольное регулирование, но документ фактически содержит предлагаемую ФАС норму о запрете на "злоупотребление влиянием" на рынке. В компаниях полагают, что закон не решает ничьих проблем и в этой редакции.

Обсуждение законопроекта "Об основах госрегулирования и развития торговой деятельности в РФ" вчера стало публичным. Минпромторг опубликовал рабочий проект документа, направленный на согласования в ведомства. В ФАС, которая была основным оппонентом Минпромторга при разработке закона, отказались комментировать опубликованный законопроект — в ведомстве сослались на то, что официально он еще на согласование в антимонопольную службу не поступил, а версию с интернет-сайта ведомства Виктора Христенко комментировать просто не стали. Минпромторг, Минфин, ЦБ и ряд других органов власти с начала 2000-х публично обсуждают концепции документов, но на стадии согласования законопроекта в правительстве официально документы такого уровня не распространяются публично. Правительство с лета 2008 года не рекомендует ведомствам без спецразрешения разглашать рабочие документы.

Проект оказался менее либеральным, чем обещали разработчики Минпромторга, но много более свободным, чем предыдущая версия документа, разработанная Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Напомним, что работа над законопроектом начиналась в Минэкономразвития и шла в тесном взаимодействии с ФАС. После реорганизации правительства в мае 2008 года функции госрегулирования торговли вместе с проектом закона были переданы в Минпромторг. Жесткие антимонопольные нормы законопроекта не встретили поддержки в ведомстве Виктора Христенко — проект предполагал снижение планки доминирования для торговых сетей с 35% до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге — до 5%. По настоянию Минсельхоза законопроектом допускалось также госрегулирование цен на сельхозпродукцию.

Виктор Христенко взял три месяца на подготовку новой редакции законопроекта. "Закон необходим, но он должен не ограничивать, а способствовать развитию торговли",— заявил тогда вице-премьер Игорь Шувалов, отметив, что "и сельхозпроизводители, и переработчики, и ритейлеры должны сесть за стол переговоров и самостоятельно выработать правила торговли, не дискриминирующие ни одну из сторон". В августе Виктор Христенко назначил главой департамента госрегулирования внутренней торговли, отвечающего за разработку законопроекта, руководителя Ассоциации компаний розничной торговли Олега Сазанова. В ФАС назначение на эту должность лоббиста вызвало недоумение, зато ритейлеры, на которых в правительство жаловались и ФАС, и Минсельхоз, выразили надежду, что их голос наконец будет услышан при доработке законопроекта.

Вопреки обещаниям Минпромторга в текущей версии законопроекта сохранен "антимонопольный" блок регулирования. Согласно проекту, компания может быть признана "доминирующей", если имеет возможность оказывать "решающее влияние" на рынок. Однако следующая статья сводит на нет опасения ритейлеров — компания не может быть признана доминирующей, если ее доля на рынке в границах субъекта федерации не превышает 35%. "Если рынок ограничен регионом, то больше 35% добиться сложно. Раньше была опасность, что рынок будет ограничен муниципалитетом, городом — там очень легко стать доминирующим. А 35% в регионе — это справедливая норма",— полагает председатель совета директоров сети "Виктория" Николай Власенко. Законопроект содержит также уступки Минсельхозу, целая глава закона посвящена "особенностям торговли сельскохозпродукцией", однако заложенные в нее нормы носят рамочный характер. "Претензии сельхозпроизводителей необоснованны. Их главная проблема — это отсутствие инфраструктуры: складов, логистики, стандартизации, переработки. Это большая ошибка, когда розницу пытаются обвинить в слабом развитии сельского хозяйства",— полагает господин Власенко, по словам которого, в такой рамочной форме закон вообще не нужен, так как он "ничего не регулирует".

Как пояснил господин Сазанов, разработчики постарались учесть предложения ФАС, однако смогли закрепить в законопроекте "гарантии по развитию всех форм и форматов торговли". Минпромторг также намерен оградить бизнес от излишнего вмешательства государства — "проект содержит закрытый перечень методов госрегулирования торговли".

Законопроект должен быть внесен в правительство до 1 декабря. Отметим, смягчение норм проекта может продолжиться — в свете финансового кризиса в 2009-2010 годах в дополнительном давлении на ритейлеров, первыми пострадавших от кредитного сжатия, правительство вряд ли заинтересовано.

Ъ

Статья относится к тематикам: Законодательство в торговле, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
1 июля 2018 года - точка, когда кассами обзаведутс...
192
Как увеличить жизненный цикл покупателя в online
155
Михаил Иванцов, генеральный директор сети «Читай-г...
513
Сергей Вилков, директор сети «Бегемот», рассказал,...
1326
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
1504
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
4511
Детализация плана продаж внутри магазина на планы ...
2310
Как уменьшить рутинные операции при взаимодействии...
789

Минпромторг опубликовал вчера рабочую версию законопроекта о торговле, разосланную на согласования в ведомства — впервые согласование скандального закона будет вестись публично. Ранее предполагалось, что из проекта будет исключено антимонопольное регулирование, но документ фактически содержит предлагаемую ФАС норму о запрете на "злоупотребление влиянием" на рынке. В компаниях полагают, что закон не решает ничьих проблем и в этой редакции.

Обсуждение законопроекта "Об основах госрегулирования и развития торговой деятельности в РФ" вчера стало публичным. Минпромторг опубликовал рабочий проект документа, направленный на согласования в ведомства. В ФАС, которая была основным оппонентом Минпромторга при разработке закона, отказались комментировать опубликованный законопроект — в ведомстве сослались на то, что официально он еще на согласование в антимонопольную службу не поступил, а версию с интернет-сайта ведомства Виктора Христенко комментировать просто не стали. Минпромторг, Минфин, ЦБ и ряд других органов власти с начала 2000-х публично обсуждают концепции документов, но на стадии согласования законопроекта в правительстве официально документы такого уровня не распространяются публично. Правительство с лета 2008 года не рекомендует ведомствам без спецразрешения разглашать рабочие документы.

Проект оказался менее либеральным, чем обещали разработчики Минпромторга, но много более свободным, чем предыдущая версия документа, разработанная Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Напомним, что работа над законопроектом начиналась в Минэкономразвития и шла в тесном взаимодействии с ФАС. После реорганизации правительства в мае 2008 года функции госрегулирования торговли вместе с проектом закона были переданы в Минпромторг. Жесткие антимонопольные нормы законопроекта не встретили поддержки в ведомстве Виктора Христенко — проект предполагал снижение планки доминирования для торговых сетей с 35% до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге — до 5%. По настоянию Минсельхоза законопроектом допускалось также госрегулирование цен на сельхозпродукцию.

Виктор Христенко взял три месяца на подготовку новой редакции законопроекта. "Закон необходим, но он должен не ограничивать, а способствовать развитию торговли",— заявил тогда вице-премьер Игорь Шувалов, отметив, что "и сельхозпроизводители, и переработчики, и ритейлеры должны сесть за стол переговоров и самостоятельно выработать правила торговли, не дискриминирующие ни одну из сторон". В августе Виктор Христенко назначил главой департамента госрегулирования внутренней торговли, отвечающего за разработку законопроекта, руководителя Ассоциации компаний розничной торговли Олега Сазанова. В ФАС назначение на эту должность лоббиста вызвало недоумение, зато ритейлеры, на которых в правительство жаловались и ФАС, и Минсельхоз, выразили надежду, что их голос наконец будет услышан при доработке законопроекта.

Вопреки обещаниям Минпромторга в текущей версии законопроекта сохранен "антимонопольный" блок регулирования. Согласно проекту, компания может быть признана "доминирующей", если имеет возможность оказывать "решающее влияние" на рынок. Однако следующая статья сводит на нет опасения ритейлеров — компания не может быть признана доминирующей, если ее доля на рынке в границах субъекта федерации не превышает 35%. "Если рынок ограничен регионом, то больше 35% добиться сложно. Раньше была опасность, что рынок будет ограничен муниципалитетом, городом — там очень легко стать доминирующим. А 35% в регионе — это справедливая норма",— полагает председатель совета директоров сети "Виктория" Николай Власенко. Законопроект содержит также уступки Минсельхозу, целая глава закона посвящена "особенностям торговли сельскохозпродукцией", однако заложенные в нее нормы носят рамочный характер. "Претензии сельхозпроизводителей необоснованны. Их главная проблема — это отсутствие инфраструктуры: складов, логистики, стандартизации, переработки. Это большая ошибка, когда розницу пытаются обвинить в слабом развитии сельского хозяйства",— полагает господин Власенко, по словам которого, в такой рамочной форме закон вообще не нужен, так как он "ничего не регулирует".

Как пояснил господин Сазанов, разработчики постарались учесть предложения ФАС, однако смогли закрепить в законопроекте "гарантии по развитию всех форм и форматов торговли". Минпромторг также намерен оградить бизнес от излишнего вмешательства государства — "проект содержит закрытый перечень методов госрегулирования торговли".

Законопроект должен быть внесен в правительство до 1 декабря. Отметим, смягчение норм проекта может продолжиться — в свете финансового кризиса в 2009-2010 годах в дополнительном давлении на ритейлеров, первыми пострадавших от кредитного сжатия, правительство вряд ли заинтересовано.

Ъ

Вопреки обещаниям Минпромторга РФ в законопроекте о торговле сохранился "антимонопольный" блокторговля, законопроект, регулирование
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Вопреки обещаниям Минпромторга РФ в законопроекте о торговле сохранился "антимонопольный" блок
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/30683/2017-08-18