Законодательство в торговле
Общеотраслевое
21 октября 2008, 00:00 5047 просмотров

Вопреки обещаниям Минпромторга РФ в законопроекте о торговле сохранился "антимонопольный" блок

Минпромторг опубликовал вчера рабочую версию законопроекта о торговле, разосланную на согласования в ведомства — впервые согласование скандального закона будет вестись публично. Ранее предполагалось, что из проекта будет исключено антимонопольное регулирование, но документ фактически содержит предлагаемую ФАС норму о запрете на "злоупотребление влиянием" на рынке. В компаниях полагают, что закон не решает ничьих проблем и в этой редакции.

Обсуждение законопроекта "Об основах госрегулирования и развития торговой деятельности в РФ" вчера стало публичным. Минпромторг опубликовал рабочий проект документа, направленный на согласования в ведомства. В ФАС, которая была основным оппонентом Минпромторга при разработке закона, отказались комментировать опубликованный законопроект — в ведомстве сослались на то, что официально он еще на согласование в антимонопольную службу не поступил, а версию с интернет-сайта ведомства Виктора Христенко комментировать просто не стали. Минпромторг, Минфин, ЦБ и ряд других органов власти с начала 2000-х публично обсуждают концепции документов, но на стадии согласования законопроекта в правительстве официально документы такого уровня не распространяются публично. Правительство с лета 2008 года не рекомендует ведомствам без спецразрешения разглашать рабочие документы.

Проект оказался менее либеральным, чем обещали разработчики Минпромторга, но много более свободным, чем предыдущая версия документа, разработанная Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Напомним, что работа над законопроектом начиналась в Минэкономразвития и шла в тесном взаимодействии с ФАС. После реорганизации правительства в мае 2008 года функции госрегулирования торговли вместе с проектом закона были переданы в Минпромторг. Жесткие антимонопольные нормы законопроекта не встретили поддержки в ведомстве Виктора Христенко — проект предполагал снижение планки доминирования для торговых сетей с 35% до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге — до 5%. По настоянию Минсельхоза законопроектом допускалось также госрегулирование цен на сельхозпродукцию.

Виктор Христенко взял три месяца на подготовку новой редакции законопроекта. "Закон необходим, но он должен не ограничивать, а способствовать развитию торговли",— заявил тогда вице-премьер Игорь Шувалов, отметив, что "и сельхозпроизводители, и переработчики, и ритейлеры должны сесть за стол переговоров и самостоятельно выработать правила торговли, не дискриминирующие ни одну из сторон". В августе Виктор Христенко назначил главой департамента госрегулирования внутренней торговли, отвечающего за разработку законопроекта, руководителя Ассоциации компаний розничной торговли Олега Сазанова. В ФАС назначение на эту должность лоббиста вызвало недоумение, зато ритейлеры, на которых в правительство жаловались и ФАС, и Минсельхоз, выразили надежду, что их голос наконец будет услышан при доработке законопроекта.

Вопреки обещаниям Минпромторга в текущей версии законопроекта сохранен "антимонопольный" блок регулирования. Согласно проекту, компания может быть признана "доминирующей", если имеет возможность оказывать "решающее влияние" на рынок. Однако следующая статья сводит на нет опасения ритейлеров — компания не может быть признана доминирующей, если ее доля на рынке в границах субъекта федерации не превышает 35%. "Если рынок ограничен регионом, то больше 35% добиться сложно. Раньше была опасность, что рынок будет ограничен муниципалитетом, городом — там очень легко стать доминирующим. А 35% в регионе — это справедливая норма",— полагает председатель совета директоров сети "Виктория" Николай Власенко. Законопроект содержит также уступки Минсельхозу, целая глава закона посвящена "особенностям торговли сельскохозпродукцией", однако заложенные в нее нормы носят рамочный характер. "Претензии сельхозпроизводителей необоснованны. Их главная проблема — это отсутствие инфраструктуры: складов, логистики, стандартизации, переработки. Это большая ошибка, когда розницу пытаются обвинить в слабом развитии сельского хозяйства",— полагает господин Власенко, по словам которого, в такой рамочной форме закон вообще не нужен, так как он "ничего не регулирует".

Как пояснил господин Сазанов, разработчики постарались учесть предложения ФАС, однако смогли закрепить в законопроекте "гарантии по развитию всех форм и форматов торговли". Минпромторг также намерен оградить бизнес от излишнего вмешательства государства — "проект содержит закрытый перечень методов госрегулирования торговли".

Законопроект должен быть внесен в правительство до 1 декабря. Отметим, смягчение норм проекта может продолжиться — в свете финансового кризиса в 2009-2010 годах в дополнительном давлении на ритейлеров, первыми пострадавших от кредитного сжатия, правительство вряд ли заинтересовано.

Ъ

Статья относится к тематикам: Законодательство в торговле, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Актуально
Сеть «Галамарт» тотально перестроила ИТ-ландшафт в России и Китае
1587
«1С:ERP Управление предприятием» заменила пять учетных систем.
Как компании в Ленинградской области решают вопрос хранения и перевозки товаров  в условиях нехватки складов
1013
Цепочки поставок изменились – пришло время минимизировать расходы.
«Винни»: магазин, который «играет» с покупателем
1223
Ребрендинг сети – с чего начать и как создать масштабируемый проект?
Коллаборация латте и курочки: как две американские сети сообща покорили китайский общепит
689
Канадская сеть кофеен Tim's и конкурент KFC из Луизианы Popeyes пришли в Китай позже конкурентов...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Вопреки обещаниям Минпромторга РФ в законопроекте о торговле сохранился "антимонопольный" блок

Минпромторг опубликовал вчера рабочую версию законопроекта о торговле, разосланную на согласования в ведомства — впервые согласование скандального закона будет вестись публично. Ранее предполагалось, что из проекта будет исключено антимонопольное регулирование, но документ фактически содержит предлагаемую ФАС норму о запрете на "злоупотребление влиянием" на рынке. В компаниях полагают, что закон не решает ничьих проблем и в этой редакции.

Обсуждение законопроекта "Об основах госрегулирования и развития торговой деятельности в РФ" вчера стало публичным. Минпромторг опубликовал рабочий проект документа, направленный на согласования в ведомства. В ФАС, которая была основным оппонентом Минпромторга при разработке закона, отказались комментировать опубликованный законопроект — в ведомстве сослались на то, что официально он еще на согласование в антимонопольную службу не поступил, а версию с интернет-сайта ведомства Виктора Христенко комментировать просто не стали. Минпромторг, Минфин, ЦБ и ряд других органов власти с начала 2000-х публично обсуждают концепции документов, но на стадии согласования законопроекта в правительстве официально документы такого уровня не распространяются публично. Правительство с лета 2008 года не рекомендует ведомствам без спецразрешения разглашать рабочие документы.

Проект оказался менее либеральным, чем обещали разработчики Минпромторга, но много более свободным, чем предыдущая версия документа, разработанная Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Напомним, что работа над законопроектом начиналась в Минэкономразвития и шла в тесном взаимодействии с ФАС. После реорганизации правительства в мае 2008 года функции госрегулирования торговли вместе с проектом закона были переданы в Минпромторг. Жесткие антимонопольные нормы законопроекта не встретили поддержки в ведомстве Виктора Христенко — проект предполагал снижение планки доминирования для торговых сетей с 35% до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге — до 5%. По настоянию Минсельхоза законопроектом допускалось также госрегулирование цен на сельхозпродукцию.

Виктор Христенко взял три месяца на подготовку новой редакции законопроекта. "Закон необходим, но он должен не ограничивать, а способствовать развитию торговли",— заявил тогда вице-премьер Игорь Шувалов, отметив, что "и сельхозпроизводители, и переработчики, и ритейлеры должны сесть за стол переговоров и самостоятельно выработать правила торговли, не дискриминирующие ни одну из сторон". В августе Виктор Христенко назначил главой департамента госрегулирования внутренней торговли, отвечающего за разработку законопроекта, руководителя Ассоциации компаний розничной торговли Олега Сазанова. В ФАС назначение на эту должность лоббиста вызвало недоумение, зато ритейлеры, на которых в правительство жаловались и ФАС, и Минсельхоз, выразили надежду, что их голос наконец будет услышан при доработке законопроекта.

Вопреки обещаниям Минпромторга в текущей версии законопроекта сохранен "антимонопольный" блок регулирования. Согласно проекту, компания может быть признана "доминирующей", если имеет возможность оказывать "решающее влияние" на рынок. Однако следующая статья сводит на нет опасения ритейлеров — компания не может быть признана доминирующей, если ее доля на рынке в границах субъекта федерации не превышает 35%. "Если рынок ограничен регионом, то больше 35% добиться сложно. Раньше была опасность, что рынок будет ограничен муниципалитетом, городом — там очень легко стать доминирующим. А 35% в регионе — это справедливая норма",— полагает председатель совета директоров сети "Виктория" Николай Власенко. Законопроект содержит также уступки Минсельхозу, целая глава закона посвящена "особенностям торговли сельскохозпродукцией", однако заложенные в нее нормы носят рамочный характер. "Претензии сельхозпроизводителей необоснованны. Их главная проблема — это отсутствие инфраструктуры: складов, логистики, стандартизации, переработки. Это большая ошибка, когда розницу пытаются обвинить в слабом развитии сельского хозяйства",— полагает господин Власенко, по словам которого, в такой рамочной форме закон вообще не нужен, так как он "ничего не регулирует".

Как пояснил господин Сазанов, разработчики постарались учесть предложения ФАС, однако смогли закрепить в законопроекте "гарантии по развитию всех форм и форматов торговли". Минпромторг также намерен оградить бизнес от излишнего вмешательства государства — "проект содержит закрытый перечень методов госрегулирования торговли".

Законопроект должен быть внесен в правительство до 1 декабря. Отметим, смягчение норм проекта может продолжиться — в свете финансового кризиса в 2009-2010 годах в дополнительном давлении на ритейлеров, первыми пострадавших от кредитного сжатия, правительство вряд ли заинтересовано.

Ъ

торговля, законопроект, регулированиеВопреки обещаниям Минпромторга РФ в законопроекте о торговле сохранился "антимонопольный" блок
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/vopreki-obeshchaniyam-minpromtorga-rf-v-zakonoproekte-o-torgovle-sokhranilsya-antimonopolnyy-blok/2008-10-21


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052