Баннер ФЗ-54
24 июля 2008, 00:00 3932 просмотра

Логистический рынок РФ не вдохновил Европу, склады выпали из лидеров

Специалисты компании Cushman & Wakefield (C&W) составили рейтинг стран, наиболее интересных для размещения логистических объектов, и Россия в нем заняла лишь 22-е место. В то же время по стоимости строительства и величине арендных ставок наш рынок уверенно входит в первую десятку. По мнению экспертов, дороговизна объектов в совокупности с высокими рисками сильно снижают российские рейтинги. Однако участники рынка надеются, что после спада, который происходит в складском сегменте в этом году, ситуация сможет выправиться.

Согласно отчету C&W, самыми перспективными европейскими площадками для развития индустриальной и логистической недвижимости являются Бельгия, Нидерланды и Венгрия. Достоинствами этих рынков специалисты считают невысокую инвестиционную стоимость строительства и развитую инфраструктуру. Российский логистический рынок эксперты C&W поставили на 22-е место из 25. В прошлом обзоре Россия была на 13-й строчке. «Это не значит, что у нас все так плохо, — говорит руководитель отдела складской и производственной недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Егор Дорофеев. — Просто если взять прозрачность российского рынка, процессов на нем, то у нас все гораздо более туманно, чем в других странах Европы».

Помимо этого в рейтинге учитывалась высокая стоимость земли и строительства. Так, по данным C&W, возведение 1 кв. м склада в Москве обходится в 757 евро (около 1,2 тыс. долл.). При этом российские консультанты отмечают, что порой стоимость строительства логистического объекта класса А достигает 1,4 тыс. долл., приближаясь к показателям более дорогого офисного рынка. «Но такой доходности, как в России, нет ни в одной стране Центральной Европы — в арендную ставку инвесторы вкладывают все риски и затраты», — добавляет г-н Дорофеев.

Любопытно, что по ставкам аренды Санкт-Петербург вышел в рейтинге C&W на шестое место, тогда как Москва находится на девятом. Стоимость складского «квадрата» в год в Петербурге и в Москве европейские эксперты оценили, соответственно, в 94 евро (148 долл.) и 87 евро (137 долл.). Для сравнения, бесспорным лидером пока является Хитроу в Лондоне — там 1 кв. м склада ежегодно обходится арендаторам в 165 евро (259 долл.).

Эксперты указывают на высокие темпы удорожания объектов, тогда как новых складов на рынок выводится все меньше. По подсчетам руководителя отдела складской и производственной недвижимости Praedium Oncor International Руслана Суворова, во втором квартале 2008 года ставки выросли на 8,5%, тогда как за тот же период прошлого года всего на 4,2%. «В целом, средняя арендная ставка за первое полугодие выросла на 12,5%», — отмечает г-н Суворов. В то же время в компании Colliers International говорят о 15% роста ставок в отдельно взятом московском регионе.

Однако Егор Дорофеев полагает, что девелоперы, которые вышли ранее на российский логистический рынок, рассчитывали на еще большую доходность: «Сейчас многие проекты застопорились, например, у MLP и Quinn Group. Основные проблемы — привлечение средств на строительство и получение согласовательной документации. К тому же некоторые из них закладывали в проекты более высокую рентабельность». По данным участников рынка, ряд крупных проектов откладывается на более поздний срок, а отдельные девелоперы даже пытаются перепродать их. Также на рынке говорят об отказе MLP от реализации ряда региональных проектов, но сам девелопер это не комментирует.

«Уходят с рынка в основном непрофильные компании, крупные же продолжают работать», — говорит руководитель проектного отдела компании Astera Светлана Ярова. Но и она замечает, что тот же фонд Raven Russia, который в прошлом году активно скупал проекты, стал очень осторожным и избирательным. По информации компании Astera, отложен ввод таких крупных объектов, как «Северное Домодедово» «Евразии логистик» (третья фаза на 281 тыс. кв. м), логопарк «Дмитров» компании Ghelamco (220 тыс. кв. м) и вторая фаза MLP в Подольске (100 тыс. кв. м). «Этот год действительно будет провальным: из заявленного 1 млн кв. м реально будет введено не больше 300 тыс. кв. м. Но уже следующий год, когда застопорившиеся девелоперы получат документы и финансирование, будет ближе к планирующимся цифрам», — надеется г-н Дорофеев.

RBC daily

Статья относится к тематикам: Логистика в ритейле, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Что нового предстоит в общении рекрутеров с персон...
321
Как использование полупаллет сокращает ритейлу опе...
1676
Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артса...
339
Виктория Большакова, руководитель московского фили...
2041
Как создавалась оптимальная упаковка для готовых ...
1018
Производительность труда кассиров и продавцов увел...
2507

Специалисты компании Cushman & Wakefield (C&W) составили рейтинг стран, наиболее интересных для размещения логистических объектов, и Россия в нем заняла лишь 22-е место. В то же время по стоимости строительства и величине арендных ставок наш рынок уверенно входит в первую десятку. По мнению экспертов, дороговизна объектов в совокупности с высокими рисками сильно снижают российские рейтинги. Однако участники рынка надеются, что после спада, который происходит в складском сегменте в этом году, ситуация сможет выправиться.

Согласно отчету C&W, самыми перспективными европейскими площадками для развития индустриальной и логистической недвижимости являются Бельгия, Нидерланды и Венгрия. Достоинствами этих рынков специалисты считают невысокую инвестиционную стоимость строительства и развитую инфраструктуру. Российский логистический рынок эксперты C&W поставили на 22-е место из 25. В прошлом обзоре Россия была на 13-й строчке. «Это не значит, что у нас все так плохо, — говорит руководитель отдела складской и производственной недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Егор Дорофеев. — Просто если взять прозрачность российского рынка, процессов на нем, то у нас все гораздо более туманно, чем в других странах Европы».

Помимо этого в рейтинге учитывалась высокая стоимость земли и строительства. Так, по данным C&W, возведение 1 кв. м склада в Москве обходится в 757 евро (около 1,2 тыс. долл.). При этом российские консультанты отмечают, что порой стоимость строительства логистического объекта класса А достигает 1,4 тыс. долл., приближаясь к показателям более дорогого офисного рынка. «Но такой доходности, как в России, нет ни в одной стране Центральной Европы — в арендную ставку инвесторы вкладывают все риски и затраты», — добавляет г-н Дорофеев.

Любопытно, что по ставкам аренды Санкт-Петербург вышел в рейтинге C&W на шестое место, тогда как Москва находится на девятом. Стоимость складского «квадрата» в год в Петербурге и в Москве европейские эксперты оценили, соответственно, в 94 евро (148 долл.) и 87 евро (137 долл.). Для сравнения, бесспорным лидером пока является Хитроу в Лондоне — там 1 кв. м склада ежегодно обходится арендаторам в 165 евро (259 долл.).

Эксперты указывают на высокие темпы удорожания объектов, тогда как новых складов на рынок выводится все меньше. По подсчетам руководителя отдела складской и производственной недвижимости Praedium Oncor International Руслана Суворова, во втором квартале 2008 года ставки выросли на 8,5%, тогда как за тот же период прошлого года всего на 4,2%. «В целом, средняя арендная ставка за первое полугодие выросла на 12,5%», — отмечает г-н Суворов. В то же время в компании Colliers International говорят о 15% роста ставок в отдельно взятом московском регионе.

Однако Егор Дорофеев полагает, что девелоперы, которые вышли ранее на российский логистический рынок, рассчитывали на еще большую доходность: «Сейчас многие проекты застопорились, например, у MLP и Quinn Group. Основные проблемы — привлечение средств на строительство и получение согласовательной документации. К тому же некоторые из них закладывали в проекты более высокую рентабельность». По данным участников рынка, ряд крупных проектов откладывается на более поздний срок, а отдельные девелоперы даже пытаются перепродать их. Также на рынке говорят об отказе MLP от реализации ряда региональных проектов, но сам девелопер это не комментирует.

«Уходят с рынка в основном непрофильные компании, крупные же продолжают работать», — говорит руководитель проектного отдела компании Astera Светлана Ярова. Но и она замечает, что тот же фонд Raven Russia, который в прошлом году активно скупал проекты, стал очень осторожным и избирательным. По информации компании Astera, отложен ввод таких крупных объектов, как «Северное Домодедово» «Евразии логистик» (третья фаза на 281 тыс. кв. м), логопарк «Дмитров» компании Ghelamco (220 тыс. кв. м) и вторая фаза MLP в Подольске (100 тыс. кв. м). «Этот год действительно будет провальным: из заявленного 1 млн кв. м реально будет введено не больше 300 тыс. кв. м. Но уже следующий год, когда застопорившиеся девелоперы получат документы и финансирование, будет ближе к планирующимся цифрам», — надеется г-н Дорофеев.

RBC daily

Логистический рынок РФ не вдохновил Европу, склады выпали из лидеровлогистика, рейтинг
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Логистический рынок РФ не вдохновил Европу, склады выпали из лидеров
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/28560/2018-09-19

Прямая трансляция