Баннер ФЗ-54
24 апреля 2008, 10:37 1580 просмотров

Российские ритейлеры в опросе Ernst & Young излучают оптимизм

Розница во взглядах

Согласно исследованию российского розничного рынка, проведенного экспертами компании Ernst & Young, ритейлеры уверены, что бурный рост рынка сохранится еще примерно несколько лет. Несмотря на такой оптимизм, отечественные компании начинают все больше опасаться ужесточения конкуренции с иностранными сетями. Что объединяет российские и западные компании, так это взгляды на развитие бизнеса. И те и другие уверены, что альтернативы банковским кредитам в ближайшее время не появится.

Позитивные темпы Розничная торговля остается одной из самых быстрорастущих отраслей российской экономики и по темпам развития обгоняет большинство секторов. Согласно подсчетам Росстата, в 2007 году объем рынка розничной торговли составил более 10,8 трлн руб. При этом сектор обладает существенным потенциалом роста. Несмотря на ожидаемое замедление, по прогнозам Economist Intelligence Unit, в 2011 году темпы роста составят свыше 15%, а рост продаж непродовольственных товаров будут опережать аналогичные показатели продуктовой розницы.

Оптимистичные перспективы обусловлены совокупностью благоприятных макроэкономических условий. В первую очередь эксперты компании Ernst & Young выделяют рост покупательной способности населения: ожидаемый рост доходов населения по данным Росстата в ближайшие годы составит в среднем 8% с одновременным увеличением уровня расходов и потребления. Поддержку оказывает и расширение потребительского кредитования. Еще один фактор — фрагментированность розничного рынка (например, в 2006 году пять ведущих ритейлеров контролировали не более 6% продуктовой розницы).

Это в свою очередь способствует росту инвестиционной привлекательности сектора: в период с 2003 по 2006 год объем иностранных инвестиций в розничную торговлю вырос почти в три раза. А в рейтинге индекса страновой привлекательности для развития розничной торговли, составленном компанией AT Kearney в 2007 году, Россия сохраняет свое положение в тройке стран с наиболее благоприятными условиями.

Как выяснили аналитики компании Ernst & Young, ожидания самих игроков рынка еще более оптимистичны, чем прогнозы экспертов.

«В ближайшие три-пять лет большинство респондентов (85%) ожидают значительного роста отрасли: в среднем оценки колеблются на уровне 30%,— отмечают аналитики Ernst & Young.— При этом наиболее низкую оценку (около 10%) дали представители тех сегментов розницы, где рынок уже достаточно насыщен. Для сегментов, находящихся в стадии динамичного развития, была характерна оценка выше среднего уровня — более 50%». Самые высокие темпы роста участники рынка приписывают сегменту «продовольственные товары» — наиболее перспективным его сочли 57% респондентов. С небольшим отставанием за ним следуют сегменты «стройматериалы и товары для ремонта» — 55%, а также «одежда» — 47% и «обувь» — 33%. Интересно, что российские и иностранные операторы заметно расходятся в оценках перспективности форматов.

Так, представители западных компаний дают более сдержанные прогнозы по отрасли в целом — в среднем около 23% ежегодно (по мнению российских участников опроса, в среднем около 31%). И если российские респонденты сочли наиболее перспективным сегмент «продовольственные товары» (61% участников) и «стройматериалы и товары для ремонта» (56%), то иностранные участники выделили сегмент «стройматериалы и товары для ремонта» как наиболее привлекательный — 50%, а на «продовольственные товары» пришлось только около 38%.

Планы, формы и география Различны взгляды у игроков и на формы дальнейшего развития. Отвечая на вопрос о планах и формах расширения бизнеса, многие отечественные операторы выбирают открытие собственных магазинов (83%). Иностранные респонденты отдали одинаковое количество голосов за расширение бизнеса за счет органического роста (63%) и открытия новых собственных магазинов (63%).

Кроме того, в целях быстрого увеличения доли рынка и получения доступа к дефицитным современным торговым площадям в регионах крупные ритейлеры активно рассматривают варианты поглощения региональных сетей.

Эксперты отмечают и заметный интерес ритейлеров к предложению франшизы как форме расширения бизнеса. Так, 39% опрошенных операторов уже занимаются распространением франшизы. Еще 21% респондентов имеют планы по ее продаже региональным компаниям.

Что касается географии развития, то среди приоритетных регионов Российской Федерации лидирующуюпозицию продолжает занимать московский регион, что связано прежде всего с самым высоким уровнем доходов населения.

Вместе с тем более 90% крупных ритейлеров планируют экспансию в страны СНГ.

Кроме того, эксперты констатируют стремление большинства российских организаций к установлению сотрудничества с иностранными компаниями, прежде всего в форме договора купли-продажи и совместного предприятия. Правда, иностранные компании заинтересованы в расширении продаж по договорам купли-продажи и договорам поставки (67%), и только с большим отрывом рассматривается вариант создания совместного предприятия (33%). Основными препятствиями остаются непрозрачная структура владения и использование непрозрачных финансовых схем российскими контрагентами.

Борьба за прибыль Как отмечают эксперты Ernst & Young, в вопросе повышения эффективности работы розничных компаний одной из наиболее популярных тенденций является расширение ассортимента товаров, продающихся под собственной торговой маркой сетей — Private Label (PL). Наибольшую долю продаж товаров PL в общем объеме (более 20%) имеют ритейлеры, работающие в сегменте «одежда, обувь и аксессуары». На втором месте компании из сегмента «продовольственные товары» (6–%). При этом доля продаж товаров PL у большинства российских игроков не превышает 5% выручки, а у большинства иностранных составляет более 20%, что объясняется большей узнаваемостью иностранных брэндов и более ранним, чем у российских игроков, применением данной стратегии.

Также основная часть респондентов предлагает карты постоянных покупателей (88%). Относительно новыми являются различные формы сотрудничества с банками в области потребительского кредитования (29%). Накопительные программы в рамках пула с другими компаниями предлагают 25% участников рынка. Среди других способов привлечения покупателей — акции и распродажи (в том числе сезонные), подарочные карты, подарки с покупкой, лотереи и розыгрыши, дисконтные программы в партнерстве с производителем дополнительных услуг.

Финансовые стратегии Как отмечают в компании Ernst & Young, большинство участников рынка (83% иностранных компаний и 90% российских) самым популярным источником финансирования называют банковские кредиты. Далее следует привлечение финансовых инвесторов (50% и 33%) и размещение облигационных займов (17% и 33%).

Интересно, что 18% отечественных компаний не исключают в качестве источников финансирования размещение акций на бирже, в то время как для иностранных компаний этот вариант исключен (0%). Необходимость привлечения внешнего финансирования также во многом способствовала увеличению количества компаний, заботящихся о качестве и своевременности подготовки отчетности. Более половины респондентов (54%) указали этот фактор в числе приоритетных в управлении бизнесом.

Конкуренция и логистика Среди неблагоприятных факторов, тормозящих развитие своих компаний, участники исследования большинством голосов отдали проблеме растущей конкуренции. При этом эксперты Ernst & Young подчеркивают, что 90% игроков независимо от специфики сегмента полагают, что в ближайшие годы усилится конкуренция между российскими и иностранными ритейлерами. На втором месте по злободневности — проблемы логистики и дефицит торговой не движимости наряду с ростом арендных ставок. Больше всего от отсутствия логистической инфраструктуры страдают иностранные компании — 100% из них считают проблему первостепенной. Впрочем, для отечественных сетей важнее оказался дефицит качественных торговых площадей — 85%, в то время как проблемы логистики отметили только 49% компаний. Как поясняют эксперты, это связано с тем, что некоторые российские респонденты в настоящее время имеют либо небольшое региональное присутствие, либо собственную службу логистики. Кроме того, иностранные участники изначально более требовательны к качеству логистики, что связано с определенными ожиданиями, сложившимися на более развитых рынках. Для решения проблемы с нехваткой площадей большинство респондентов (свыше 80%) стараются заключать долгосрочные договоры аренды, однако это по силам только крупным сетям, имеющим узнаваемый брэнд и сильную переговорную позицию в отношениях с девелоперами.

Теги:
Поделиться публикацией:
Куда уходит покупатель и во что играют современные...
1102
Концепции настоящего и будущего
3602
Андрей Бударин, начальник Управления оперативного ...
2056
Михаил Иванцов, генеральный директор розничной се...
1221
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
3307
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
7065

Розница во взглядах

Согласно исследованию российского розничного рынка, проведенного экспертами компании Ernst & Young, ритейлеры уверены, что бурный рост рынка сохранится еще примерно несколько лет. Несмотря на такой оптимизм, отечественные компании начинают все больше опасаться ужесточения конкуренции с иностранными сетями. Что объединяет российские и западные компании, так это взгляды на развитие бизнеса. И те и другие уверены, что альтернативы банковским кредитам в ближайшее время не появится.

Позитивные темпы Розничная торговля остается одной из самых быстрорастущих отраслей российской экономики и по темпам развития обгоняет большинство секторов. Согласно подсчетам Росстата, в 2007 году объем рынка розничной торговли составил более 10,8 трлн руб. При этом сектор обладает существенным потенциалом роста. Несмотря на ожидаемое замедление, по прогнозам Economist Intelligence Unit, в 2011 году темпы роста составят свыше 15%, а рост продаж непродовольственных товаров будут опережать аналогичные показатели продуктовой розницы.

Оптимистичные перспективы обусловлены совокупностью благоприятных макроэкономических условий. В первую очередь эксперты компании Ernst & Young выделяют рост покупательной способности населения: ожидаемый рост доходов населения по данным Росстата в ближайшие годы составит в среднем 8% с одновременным увеличением уровня расходов и потребления. Поддержку оказывает и расширение потребительского кредитования. Еще один фактор — фрагментированность розничного рынка (например, в 2006 году пять ведущих ритейлеров контролировали не более 6% продуктовой розницы).

Это в свою очередь способствует росту инвестиционной привлекательности сектора: в период с 2003 по 2006 год объем иностранных инвестиций в розничную торговлю вырос почти в три раза. А в рейтинге индекса страновой привлекательности для развития розничной торговли, составленном компанией AT Kearney в 2007 году, Россия сохраняет свое положение в тройке стран с наиболее благоприятными условиями.

Как выяснили аналитики компании Ernst & Young, ожидания самих игроков рынка еще более оптимистичны, чем прогнозы экспертов.

«В ближайшие три-пять лет большинство респондентов (85%) ожидают значительного роста отрасли: в среднем оценки колеблются на уровне 30%,— отмечают аналитики Ernst & Young.— При этом наиболее низкую оценку (около 10%) дали представители тех сегментов розницы, где рынок уже достаточно насыщен. Для сегментов, находящихся в стадии динамичного развития, была характерна оценка выше среднего уровня — более 50%». Самые высокие темпы роста участники рынка приписывают сегменту «продовольственные товары» — наиболее перспективным его сочли 57% респондентов. С небольшим отставанием за ним следуют сегменты «стройматериалы и товары для ремонта» — 55%, а также «одежда» — 47% и «обувь» — 33%. Интересно, что российские и иностранные операторы заметно расходятся в оценках перспективности форматов.

Так, представители западных компаний дают более сдержанные прогнозы по отрасли в целом — в среднем около 23% ежегодно (по мнению российских участников опроса, в среднем около 31%). И если российские респонденты сочли наиболее перспективным сегмент «продовольственные товары» (61% участников) и «стройматериалы и товары для ремонта» (56%), то иностранные участники выделили сегмент «стройматериалы и товары для ремонта» как наиболее привлекательный — 50%, а на «продовольственные товары» пришлось только около 38%.

Планы, формы и география Различны взгляды у игроков и на формы дальнейшего развития. Отвечая на вопрос о планах и формах расширения бизнеса, многие отечественные операторы выбирают открытие собственных магазинов (83%). Иностранные респонденты отдали одинаковое количество голосов за расширение бизнеса за счет органического роста (63%) и открытия новых собственных магазинов (63%).

Кроме того, в целях быстрого увеличения доли рынка и получения доступа к дефицитным современным торговым площадям в регионах крупные ритейлеры активно рассматривают варианты поглощения региональных сетей.

Эксперты отмечают и заметный интерес ритейлеров к предложению франшизы как форме расширения бизнеса. Так, 39% опрошенных операторов уже занимаются распространением франшизы. Еще 21% респондентов имеют планы по ее продаже региональным компаниям.

Что касается географии развития, то среди приоритетных регионов Российской Федерации лидирующуюпозицию продолжает занимать московский регион, что связано прежде всего с самым высоким уровнем доходов населения.

Вместе с тем более 90% крупных ритейлеров планируют экспансию в страны СНГ.

Кроме того, эксперты констатируют стремление большинства российских организаций к установлению сотрудничества с иностранными компаниями, прежде всего в форме договора купли-продажи и совместного предприятия. Правда, иностранные компании заинтересованы в расширении продаж по договорам купли-продажи и договорам поставки (67%), и только с большим отрывом рассматривается вариант создания совместного предприятия (33%). Основными препятствиями остаются непрозрачная структура владения и использование непрозрачных финансовых схем российскими контрагентами.

Борьба за прибыль Как отмечают эксперты Ernst & Young, в вопросе повышения эффективности работы розничных компаний одной из наиболее популярных тенденций является расширение ассортимента товаров, продающихся под собственной торговой маркой сетей — Private Label (PL). Наибольшую долю продаж товаров PL в общем объеме (более 20%) имеют ритейлеры, работающие в сегменте «одежда, обувь и аксессуары». На втором месте компании из сегмента «продовольственные товары» (6–%). При этом доля продаж товаров PL у большинства российских игроков не превышает 5% выручки, а у большинства иностранных составляет более 20%, что объясняется большей узнаваемостью иностранных брэндов и более ранним, чем у российских игроков, применением данной стратегии.

Также основная часть респондентов предлагает карты постоянных покупателей (88%). Относительно новыми являются различные формы сотрудничества с банками в области потребительского кредитования (29%). Накопительные программы в рамках пула с другими компаниями предлагают 25% участников рынка. Среди других способов привлечения покупателей — акции и распродажи (в том числе сезонные), подарочные карты, подарки с покупкой, лотереи и розыгрыши, дисконтные программы в партнерстве с производителем дополнительных услуг.

Финансовые стратегии Как отмечают в компании Ernst & Young, большинство участников рынка (83% иностранных компаний и 90% российских) самым популярным источником финансирования называют банковские кредиты. Далее следует привлечение финансовых инвесторов (50% и 33%) и размещение облигационных займов (17% и 33%).

Интересно, что 18% отечественных компаний не исключают в качестве источников финансирования размещение акций на бирже, в то время как для иностранных компаний этот вариант исключен (0%). Необходимость привлечения внешнего финансирования также во многом способствовала увеличению количества компаний, заботящихся о качестве и своевременности подготовки отчетности. Более половины респондентов (54%) указали этот фактор в числе приоритетных в управлении бизнесом.

Конкуренция и логистика Среди неблагоприятных факторов, тормозящих развитие своих компаний, участники исследования большинством голосов отдали проблеме растущей конкуренции. При этом эксперты Ernst & Young подчеркивают, что 90% игроков независимо от специфики сегмента полагают, что в ближайшие годы усилится конкуренция между российскими и иностранными ритейлерами. На втором месте по злободневности — проблемы логистики и дефицит торговой не движимости наряду с ростом арендных ставок. Больше всего от отсутствия логистической инфраструктуры страдают иностранные компании — 100% из них считают проблему первостепенной. Впрочем, для отечественных сетей важнее оказался дефицит качественных торговых площадей — 85%, в то время как проблемы логистики отметили только 49% компаний. Как поясняют эксперты, это связано с тем, что некоторые российские респонденты в настоящее время имеют либо небольшое региональное присутствие, либо собственную службу логистики. Кроме того, иностранные участники изначально более требовательны к качеству логистики, что связано с определенными ожиданиями, сложившимися на более развитых рынках. Для решения проблемы с нехваткой площадей большинство респондентов (свыше 80%) стараются заключать долгосрочные договоры аренды, однако это по силам только крупным сетям, имеющим узнаваемый брэнд и сильную переговорную позицию в отношениях с девелоперами.

Российские ритейлеры в опросе Ernst & Young излучают оптимизм
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Российские ритейлеры в опросе Ernst & Young излучают оптимизм
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/27148/2017-10-22