Баннер ФЗ-54
24 марта 2008, 11:24 4318 просмотров

Metro одной из первых сумела довести технологию RFID до покупателя

Пять лет назад популярный британский интернет-журнал The Register опубликовал пространную статью о перспективах применения технологии RFID в торговле. Она наделала много шума. Авторы статьи называли RFID не иначе как «Большим братом». Пройдет год-другой, пугали они, и на всех товарах появятся идентификационные радиометки, с помощью которых торговцы смогут заглянуть чуть ли не в спальни несчастных потребителей! Однако годы прошли, а розничные сети так и не научились толком использовать RFID.

Проектов по использованию RFID для управления складскими запасами и логистикой, впрочем, реализовано уже предостаточно — ими отметились, например, Wal-Mart, Tesco, Marks & Spencer. Но непосредственно покупателей все это мало касалось. Познакомить их со всеми возможностями чудо-технологии одной из первых решилась немецкая Metro Group. Корреспондент  побывала в ее «магазине будущего». Оказалось — совсем не страшно.

Все по уму

Четыре месяца назад один из отделов универмага Galeria Kaufhof в Эссене стал первой розничной площадкой, где на каждом товаре есть RFID-метка, а полки, примерочные и даже зеркала могут похвастаться «интеллектом». Возьмите с такой полки брюки — и расположенный рядом монитор тут же расскажет вам, какие размеры есть в наличии. А монитор в примерочной еще и посоветует к брюкам подходящую рубашку.

Но этим список чудес «магазина будущего» исчерпывается. Нет в Galeria Kaufhof ни систем поиска товаров, ни спецкасс, позволяющих за секунду подсчитать стоимость выбранного покупателем вороха одежды. Все только в планах. «Мы пока не оценивали, как изменилась эффективность работы магазина, — признается Герд Вольфрам, управляющий директор подразделения Metro Group Information Technology. — Но мы видим, что покупателям явно нравятся новшества сервиса, привнесенные благодаря RFID».

Идея всерьез заняться RFID захватила руководство Metro давно. Первые шаги были предприняты еще в 2003 г.: на базе супермаркета Extra в городке Райнберг под Дюссельдорфом был создан первый Future Store. Сейчас этот магазин закрыт, но скоро будет открыт более крупный. Основой для него станет гипермаркет Real в другом городе-сателлите Дюссельдорфа — Тенисфорсте.

Кое-что из технологий Future Store реализовано и в обычных гипермаркетах Real. Например, «умные весы» с видеокамерой. Они сами распознают уложенные на них фрукты или овощи и автоматически печатают ценник. Сейчас он обычный, со штрих-кодом, но ему на смену придет самоклеющаяся RFID-метка. В отделах с большим количеством внешне похожих товаров, например в винном, есть системы навигации. После того как вы выберете на электронном терминале нужное вино, на полу рядом с полкой, где оно расположено, проектор высветит изображение бутылки и ее цену.

Налетай, подешевело

Внедрение RFID до последнего времени сдерживалось дороговизной этой технологии. Три года назад стоимость одной метки доходила до $0,5. Недешево стоили также сопутствующее оборудование и услуги по его внедрению. К примеру, в 2004 г. общая RFID-система логистики обошлась Wal-Mart и 100 его крупнейшим поставщикам в $250 млн. Сейчас метки сильно подешевели — в России, по словам руководителя RFID-проектов компании IDLogic Анны Карповой, они стоят от ?0,12 до ?0,15 ($0,19-0,23). Metro Group благодаря масштабу использования они обходятся и вовсе в ?0,08-0,09 ($0,12-0,14).

Первый RFID-проект Metro, рассказывает Вольфрам, был направлен на решение известной любому ритейлеру проблемы out-of-stock (отсутствие товара в магазине или на складе). На пустующих полках теряется в среднем 8% годовой выручки ритейлеров — в целом по миру это около $93 млрд в год. Использование RFID даже на уровне склада позволяет сократить out-of-stoсk на 15-20%.

Проект был завершен в октябре 2007 г. «Сейчас в 180 немецких магазинах Metro Cash & Carry и Real, а также в распределительных центрах и на складах Metro Group Logistics (MGL) все поставки полностью автоматизированы. Это первый пример практического использования RFID такого масштаба в Европе», — гордится Вольфрам. По его словам, новая система помогла сэкономить по итогам 2007 г. около ?8 млн.

Согласно исследованию американского системного интегратора Alinean, использование RFID на складах помогает предотвращать ошибки при поставках, при этом скорость обработки заказов увеличивается на 20-30%, а эксплуатационные расходы снижаются на 2-5%. Что в итоге приводит к росту годовой выручки на 2-7%. Благодаря RFID гораздо проще отследить или найти пропавший товар в цепочке поставок, что позволяет снизить потери на этом этапе на 18%.

Ближе к телу

Пока поставщики Metro Group клеят метки не на каждый товар по отдельности, а на целые палеты. Но в инновационном центре компании, расположенном в городе Нейссе, кипит работа над уменьшением маркируемых единиц — хотя бы до упаковки (по 5-10 штук товара в каждой).

Прототип будущей системы уже готов. Для демонстрации ее работы сотрудник центра убирает со специально подготовленной палеты одну упаковку, а потом провозит палету через специальные ворота, оборудованные считывающим устройством. На огромном мониторе бежит вереница строк. В процессе приемки товара красные строки становятся серыми. Все, кроме одной: ворота недосчитались той самой убранной упаковки. О проблеме тут же будет сообщено поставщику. И никакой суеты — ни бумажных накладных, ни ручного пересчета.

Но, конечно, рассматривать новинки, предназначенные для работы с покупателями, куда интереснее. В пилотном проекте для Galeria Kaufhof отрабатывается система, которая применяется для отдельных товаров, промаркированых RFID-метками. «Пока это работает только в рамках одного отдела, но впоследствии мы рассчитываем использовать этот концепт для поставок одежды на все наши магазины», — говорит Вольфрам.

Выглядит концепт как конвейер в химчистке: вращающаяся лента, на которой висят вешалки с одеждой. Проходя через считывающие ворота, вся бессистемно поступающая на склад одежда за несколько оборотов распределяется по стойкам в соответствии с заказами магазинов. Причем с подбором по размерам, коллекциям или другим заданным параметрам. В магазине для быстрого учета товара применяется уже ручной сканер — достаточно просто направить его в сторону нужной стойки.

Для успокоения клиентов, наслушавшихся о «Большом брате», в инновационном центре Metro Group разработали прибор для быстрого стирания информации с RFID-меток. По желанию клиента это сможет сделать любой продавец. Правда, сотрудники центра надеются, что таких желающих будет немного. Ведь использовать RFID-метки в быту будет очень удобно. «Умная» стиральная машина не даст постирать вместе красную и белую футболки. А холодильник будет «знать», когда истекает срок годности лежащих в нем продуктов. Правда, ждать всех этих удобств еще долго — лет пятнадцать как минимум.

На пороге

В России Metro Group, вероятно, войдет в число первых ритейлеров, использующих технологию RFID в торговых залах. Наша страна — один из самых крупных рынков для немецкого розничного гиганта. В прошлом году общая выручка российских Metro Cash & Carry, Real и MediaMarkt превысила ?3 млрд. Так что, когда Metro займется тиражированием технологий за пределами Германии, мы будем не последними в очереди.

Отечественные розничные торговцы тоже присматриваются к RFID. Но очень осторожно. «Сейчас идет стадия недорогих пилотных проектов», — говорит директор по RFID-проектам IDLogic Анна Карпова. По ее словам, в 2007 г. емкость российского рынка RFID-систем составила $60-70 млн. В прошлом году у IDLogic в разработке было 15 RFID-проектов, из них два — на складских комплексах московских ритейлеров. Остальные заказчики — это библиотеки, архивы и различные производства.

Один из самых масштабных проектов по внедрению RFID-систем в 2007 г. реализовала компания «Ситроникс». Каждый, кто ездит в метро, мог заметить, что прежние проездные карты с магнитной полосой постепенно были заменены на бесконтактные. Но этот опыт «Ситроникса» мало пригодился бы ритейлерам: использующиеся в картах метрополитена RFID-метки слишком примитивные и дорогие.

«Стоимость RFID-меток все еще высока для дискаунтеров», — сетует IT-директор группы компаний «Дикси» Алексей Викторов. Но и в недешевой «Азбуке вкуса» тоже считают деньги. «Мы обратили внимание на RFID с того момента, когда информация о них стала доступной для специалистов. Интересны все возможные решения при условии адекватной цены внедрения. Но при нынешних ценах на оборудование и материалы, а также специфике организации логистических процессов выгода от внедрения RFID неочевидна», — рассуждает IT-директор этой сети супермаркетов Денис Сологуб.

«Мы рассчитали, сколько будет стоить оборудовать RFID один дистрибуторский центр уровня гипермаркета. По полной программе — с погрузкой/отгрузкой, автоматической инвентаризацией, комплексной системой управления карами. Одно оборудование потянуло на ?120 000. А услуги системного интегратора по его внедрению обойдутся примерно в 10-15% от этой цены», — рассказывает Анна Карпова.

Но это на самом деле недорого: на Западе системные интеграторы берут за свои услуги 100% стоимости оборудования. По данным Alinean, переход на RFID будет стоить небольшим компаниям порядка $500 000, крупным — от $2 млн для большой инсталляции. И около 20% от этих сумм ежегодно потребуется на техническую поддержку.

Есть и еще одна трудность. По словам Карповой, в мире еще не сложился единый стандарт RFID: Америка, Европа и Япония используют разные частоты. В Россия разрешены европейские, поэтому работать, к примеру, с азиатскими поставщиками у наших ритейлеров не получится. Но рано или поздно единый мировой стандарт все же появится. «Любой крупный производитель должен иметь возможность ставить одни и те же метки на товары, отгружаемые как в Америку, так и в Европу», — говорит Вольфрам.

По оценкам аналитиков компании IDTechEx, через 10 лет, когда большинство придуманных в инновационном центре Metro Group концептов станет частью повседневной жизни, мировой рынок RFID увеличится как минимум в 5 раз, до $27 млрд. Этому росту поспособствует и Россия. «За какие-то два года RFID перестала быть дорогой игрушкой и превратилась в рабочий инструмент для многих компаний», — радуется Карпова. Она считает, что только в этом году количество внедрений RFID-систем увеличится по сравнению с 2007 г. на 50-60%. Рано или поздно российские розничные сети придут к мысли, что выгоды от внедрения RFID стоят любых затрат.

Что такое RFID и кому это нужно

RFID (от radio frequency identification) — технология бесконтактной идентификации объектов. Чаще всего RFID используется для контроля за перемещениями грузов и в системах безопасности. RFID-метка, которая крепится на объект, выглядит как обычный ценник. Она содержит чип с информацией, которая по радиоканалу передается на считывающее устройство, расположенное, например, на кассе в магазине или на складском пункте приемки/выдачи товаров. Данные о том, где и когда «засветилась» каждая конкретная метка (вернее, вещь, к которой она прикреплена), автоматически заносятся в единую электронную базу, избавляя от необходимости вести медленный и ненадежный ручной учет. За последние три года себестоимость одной RFID-метки упала с ?0,30 до каких-то ?0,07-0,08.

$m

Теги:
Поделиться публикацией:
Ярослав Шиллер, исполнительный директор иркутской ...
75
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
1946
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2481
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5923
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
688
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
886

Пять лет назад популярный британский интернет-журнал The Register опубликовал пространную статью о перспективах применения технологии RFID в торговле. Она наделала много шума. Авторы статьи называли RFID не иначе как «Большим братом». Пройдет год-другой, пугали они, и на всех товарах появятся идентификационные радиометки, с помощью которых торговцы смогут заглянуть чуть ли не в спальни несчастных потребителей! Однако годы прошли, а розничные сети так и не научились толком использовать RFID.

Проектов по использованию RFID для управления складскими запасами и логистикой, впрочем, реализовано уже предостаточно — ими отметились, например, Wal-Mart, Tesco, Marks & Spencer. Но непосредственно покупателей все это мало касалось. Познакомить их со всеми возможностями чудо-технологии одной из первых решилась немецкая Metro Group. Корреспондент  побывала в ее «магазине будущего». Оказалось — совсем не страшно.

Все по уму

Четыре месяца назад один из отделов универмага Galeria Kaufhof в Эссене стал первой розничной площадкой, где на каждом товаре есть RFID-метка, а полки, примерочные и даже зеркала могут похвастаться «интеллектом». Возьмите с такой полки брюки — и расположенный рядом монитор тут же расскажет вам, какие размеры есть в наличии. А монитор в примерочной еще и посоветует к брюкам подходящую рубашку.

Но этим список чудес «магазина будущего» исчерпывается. Нет в Galeria Kaufhof ни систем поиска товаров, ни спецкасс, позволяющих за секунду подсчитать стоимость выбранного покупателем вороха одежды. Все только в планах. «Мы пока не оценивали, как изменилась эффективность работы магазина, — признается Герд Вольфрам, управляющий директор подразделения Metro Group Information Technology. — Но мы видим, что покупателям явно нравятся новшества сервиса, привнесенные благодаря RFID».

Идея всерьез заняться RFID захватила руководство Metro давно. Первые шаги были предприняты еще в 2003 г.: на базе супермаркета Extra в городке Райнберг под Дюссельдорфом был создан первый Future Store. Сейчас этот магазин закрыт, но скоро будет открыт более крупный. Основой для него станет гипермаркет Real в другом городе-сателлите Дюссельдорфа — Тенисфорсте.

Кое-что из технологий Future Store реализовано и в обычных гипермаркетах Real. Например, «умные весы» с видеокамерой. Они сами распознают уложенные на них фрукты или овощи и автоматически печатают ценник. Сейчас он обычный, со штрих-кодом, но ему на смену придет самоклеющаяся RFID-метка. В отделах с большим количеством внешне похожих товаров, например в винном, есть системы навигации. После того как вы выберете на электронном терминале нужное вино, на полу рядом с полкой, где оно расположено, проектор высветит изображение бутылки и ее цену.

Налетай, подешевело

Внедрение RFID до последнего времени сдерживалось дороговизной этой технологии. Три года назад стоимость одной метки доходила до $0,5. Недешево стоили также сопутствующее оборудование и услуги по его внедрению. К примеру, в 2004 г. общая RFID-система логистики обошлась Wal-Mart и 100 его крупнейшим поставщикам в $250 млн. Сейчас метки сильно подешевели — в России, по словам руководителя RFID-проектов компании IDLogic Анны Карповой, они стоят от ?0,12 до ?0,15 ($0,19-0,23). Metro Group благодаря масштабу использования они обходятся и вовсе в ?0,08-0,09 ($0,12-0,14).

Первый RFID-проект Metro, рассказывает Вольфрам, был направлен на решение известной любому ритейлеру проблемы out-of-stock (отсутствие товара в магазине или на складе). На пустующих полках теряется в среднем 8% годовой выручки ритейлеров — в целом по миру это около $93 млрд в год. Использование RFID даже на уровне склада позволяет сократить out-of-stoсk на 15-20%.

Проект был завершен в октябре 2007 г. «Сейчас в 180 немецких магазинах Metro Cash & Carry и Real, а также в распределительных центрах и на складах Metro Group Logistics (MGL) все поставки полностью автоматизированы. Это первый пример практического использования RFID такого масштаба в Европе», — гордится Вольфрам. По его словам, новая система помогла сэкономить по итогам 2007 г. около ?8 млн.

Согласно исследованию американского системного интегратора Alinean, использование RFID на складах помогает предотвращать ошибки при поставках, при этом скорость обработки заказов увеличивается на 20-30%, а эксплуатационные расходы снижаются на 2-5%. Что в итоге приводит к росту годовой выручки на 2-7%. Благодаря RFID гораздо проще отследить или найти пропавший товар в цепочке поставок, что позволяет снизить потери на этом этапе на 18%.

Ближе к телу

Пока поставщики Metro Group клеят метки не на каждый товар по отдельности, а на целые палеты. Но в инновационном центре компании, расположенном в городе Нейссе, кипит работа над уменьшением маркируемых единиц — хотя бы до упаковки (по 5-10 штук товара в каждой).

Прототип будущей системы уже готов. Для демонстрации ее работы сотрудник центра убирает со специально подготовленной палеты одну упаковку, а потом провозит палету через специальные ворота, оборудованные считывающим устройством. На огромном мониторе бежит вереница строк. В процессе приемки товара красные строки становятся серыми. Все, кроме одной: ворота недосчитались той самой убранной упаковки. О проблеме тут же будет сообщено поставщику. И никакой суеты — ни бумажных накладных, ни ручного пересчета.

Но, конечно, рассматривать новинки, предназначенные для работы с покупателями, куда интереснее. В пилотном проекте для Galeria Kaufhof отрабатывается система, которая применяется для отдельных товаров, промаркированых RFID-метками. «Пока это работает только в рамках одного отдела, но впоследствии мы рассчитываем использовать этот концепт для поставок одежды на все наши магазины», — говорит Вольфрам.

Выглядит концепт как конвейер в химчистке: вращающаяся лента, на которой висят вешалки с одеждой. Проходя через считывающие ворота, вся бессистемно поступающая на склад одежда за несколько оборотов распределяется по стойкам в соответствии с заказами магазинов. Причем с подбором по размерам, коллекциям или другим заданным параметрам. В магазине для быстрого учета товара применяется уже ручной сканер — достаточно просто направить его в сторону нужной стойки.

Для успокоения клиентов, наслушавшихся о «Большом брате», в инновационном центре Metro Group разработали прибор для быстрого стирания информации с RFID-меток. По желанию клиента это сможет сделать любой продавец. Правда, сотрудники центра надеются, что таких желающих будет немного. Ведь использовать RFID-метки в быту будет очень удобно. «Умная» стиральная машина не даст постирать вместе красную и белую футболки. А холодильник будет «знать», когда истекает срок годности лежащих в нем продуктов. Правда, ждать всех этих удобств еще долго — лет пятнадцать как минимум.

На пороге

В России Metro Group, вероятно, войдет в число первых ритейлеров, использующих технологию RFID в торговых залах. Наша страна — один из самых крупных рынков для немецкого розничного гиганта. В прошлом году общая выручка российских Metro Cash & Carry, Real и MediaMarkt превысила ?3 млрд. Так что, когда Metro займется тиражированием технологий за пределами Германии, мы будем не последними в очереди.

Отечественные розничные торговцы тоже присматриваются к RFID. Но очень осторожно. «Сейчас идет стадия недорогих пилотных проектов», — говорит директор по RFID-проектам IDLogic Анна Карпова. По ее словам, в 2007 г. емкость российского рынка RFID-систем составила $60-70 млн. В прошлом году у IDLogic в разработке было 15 RFID-проектов, из них два — на складских комплексах московских ритейлеров. Остальные заказчики — это библиотеки, архивы и различные производства.

Один из самых масштабных проектов по внедрению RFID-систем в 2007 г. реализовала компания «Ситроникс». Каждый, кто ездит в метро, мог заметить, что прежние проездные карты с магнитной полосой постепенно были заменены на бесконтактные. Но этот опыт «Ситроникса» мало пригодился бы ритейлерам: использующиеся в картах метрополитена RFID-метки слишком примитивные и дорогие.

«Стоимость RFID-меток все еще высока для дискаунтеров», — сетует IT-директор группы компаний «Дикси» Алексей Викторов. Но и в недешевой «Азбуке вкуса» тоже считают деньги. «Мы обратили внимание на RFID с того момента, когда информация о них стала доступной для специалистов. Интересны все возможные решения при условии адекватной цены внедрения. Но при нынешних ценах на оборудование и материалы, а также специфике организации логистических процессов выгода от внедрения RFID неочевидна», — рассуждает IT-директор этой сети супермаркетов Денис Сологуб.

«Мы рассчитали, сколько будет стоить оборудовать RFID один дистрибуторский центр уровня гипермаркета. По полной программе — с погрузкой/отгрузкой, автоматической инвентаризацией, комплексной системой управления карами. Одно оборудование потянуло на ?120 000. А услуги системного интегратора по его внедрению обойдутся примерно в 10-15% от этой цены», — рассказывает Анна Карпова.

Но это на самом деле недорого: на Западе системные интеграторы берут за свои услуги 100% стоимости оборудования. По данным Alinean, переход на RFID будет стоить небольшим компаниям порядка $500 000, крупным — от $2 млн для большой инсталляции. И около 20% от этих сумм ежегодно потребуется на техническую поддержку.

Есть и еще одна трудность. По словам Карповой, в мире еще не сложился единый стандарт RFID: Америка, Европа и Япония используют разные частоты. В Россия разрешены европейские, поэтому работать, к примеру, с азиатскими поставщиками у наших ритейлеров не получится. Но рано или поздно единый мировой стандарт все же появится. «Любой крупный производитель должен иметь возможность ставить одни и те же метки на товары, отгружаемые как в Америку, так и в Европу», — говорит Вольфрам.

По оценкам аналитиков компании IDTechEx, через 10 лет, когда большинство придуманных в инновационном центре Metro Group концептов станет частью повседневной жизни, мировой рынок RFID увеличится как минимум в 5 раз, до $27 млрд. Этому росту поспособствует и Россия. «За какие-то два года RFID перестала быть дорогой игрушкой и превратилась в рабочий инструмент для многих компаний», — радуется Карпова. Она считает, что только в этом году количество внедрений RFID-систем увеличится по сравнению с 2007 г. на 50-60%. Рано или поздно российские розничные сети придут к мысли, что выгоды от внедрения RFID стоят любых затрат.

Что такое RFID и кому это нужно

RFID (от radio frequency identification) — технология бесконтактной идентификации объектов. Чаще всего RFID используется для контроля за перемещениями грузов и в системах безопасности. RFID-метка, которая крепится на объект, выглядит как обычный ценник. Она содержит чип с информацией, которая по радиоканалу передается на считывающее устройство, расположенное, например, на кассе в магазине или на складском пункте приемки/выдачи товаров. Данные о том, где и когда «засветилась» каждая конкретная метка (вернее, вещь, к которой она прикреплена), автоматически заносятся в единую электронную базу, избавляя от необходимости вести медленный и ненадежный ручной учет. За последние три года себестоимость одной RFID-метки упала с ?0,30 до каких-то ?0,07-0,08.

$m

Metro одной из первых сумела довести технологию RFID до покупателя
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Metro одной из первых сумела довести технологию RFID до покупателя
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/26613/2017-09-25