28 февраля 2008, 06:28 1507 просмотров

Российский рынок программного обеспечения вступил в период взрывного роста

Российский рынок программного обеспечения вступил в период взрывного роста. Объемы продаж отечественных и зарубежных разработчиков ПО ежегодно увеличиваются примерно на четверть, а в некоторых секторах и вдвое. При этом доля российских разработчиков программного продукта снижается по отношению к иностранным вендорам, которые уверенно завоевывают крупнейший в Европе рынок.

Приоритеты

"Российский рынок стал для нас одним из приоритетных направлений. 11 лет назад, начиная распространение DeviceLock, мы не видели никакого платежеспособного спроса на наши продукты в России. Однако бурное развитие экономики страны привело к тому, что продажи на домашнем рынке удваиваются вот уже три года подряд. В 2007 году доля России и стран СНГ превысила 40% общего оборота и впервые превзошла объем продаж в США. Как российскую компанию нас это не может не радовать",— рассказывает Ашот Оганесян, основатель и технический директор SmartLine Inc, разработчика популярного продукта DeviceLock.

Статистика это подтверждает: объем продаж одной из крупнейших отечественных софтверных компаний "1C" за 9 месяцев прошлого года увеличился на 90% (за весь 2006 год этот показатель составил 48%).

Показатели роста продаж "Лаборатории Касперского" за первое полугодие 2007 года еще более впечатляют: 130% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.

С этим мнением согласны и другие участники рынка. "Сегодня российский рынок ПО демонстрирует неслыханные темпы роста. Что особенно важно — основной вклад в эту тенденцию приносит средний и малый бизнес, а не корпоративный сегмент. Это лучшее доказательство санации рынка, перелома пиратской дикости прошлого и перспектив будущего",— говорит Ольга Мананникова, директор по маркетингу российского представительства Adobe Systems Inc.

"Несмотря на наши более чем сильные позиции на российском рынке, мы продолжаем их укреплять, особенно в корпоративном сегменте. Во многом это происходит в государственном секторе, где западные вендоры не могут предоставить всех необходимых сертификатов, свидетельствующих о допустимости использования того или иного ПО в госструктурах Российской Федерации",— комментирует Даниил Капцан, директор по маркетингу "Лаборатории Касперского".

Евгений Преображенский, генеральный директор компании Perimetrix, согласен с коллегой: "Иностранные рынки нам интересны, но скорее "постольку-поскольку". Причина остаточного принципа развития международных операций проста и понятна: российская экономика процветает, здесь нет культурного барьера, ниже конкуренция. Применительно к данной ситуации известная поговорка звучит как "хорошо там, где мы есть".

Легализация

Основные причины бурного роста российского рынка ПО — активная борьба с пиратством и благоприятная экономическая ситуация. Дело директора школы села Сепыч Пермского края Александра Поносова, обвиненного в нарушении авторских прав компании Microsoft, получило широкую огласку и стало своего рода катализатором процесса легализации программного обеспечения. Также вендоры единодушно хвалят благоприятную экономическую ситуацию, наполнившую карманы покупателей всех уровней.

"В условиях увеличения заработков и роста бизнеса пользователи могут позволить себе подобную роскошь, которая раньше считалась расточительством и глупостью,— считает Ольга Маркина.— Более того, цивилизованный подход к приобретению ПО входит в привычку". С этим согласны и в компании Adobe Systems Inc.: "Конечно, пиратская активность не снизилась — сегодня, как и прежде, не составляет никакого труда купить на диске или скачать нелицензионное программное обеспечение,— отмечает Ольга Мананникова.— Но на этом фоне и в Москве, и в регионах достаточно быстро растет рынок легального ПО".

До трети продаж приходится на государственные учреждения. "Ни одна другая страна мира не сравнится с Россией по качественным и количественным характеристикам роста продаж,— утверждает Ольга Маркина, менеджер по развитию бизнеса Kerio Technologies.— Для этого есть несколько причин, в том числе рост экономики, антипиратская активность, шаги государства, которое создает условия для того, чтобы соблюдались авторские права. На лицензионное ПО переходят сегодня не только государственные организации или крупный публичный бизнес, но и небольшие компании".

Российские разработчики хотя и не разделяют мнение о резком снижении доли нелицензионного программного обеспечения, но не слишком верят западной статистике, которая доводит уровень использования пиратских программ в отдельных случаях до 50-80% рынка. "Реальный уровень пиратства в корпоративном сегменте значительно ниже — я оцениваю его в 25-30%. Доверия к цифрам, приводимым международными ассоциациями, такими как BSA, нет никакого. Создается впечатление, что BSA и им подобные выполняют политический заказ и любыми способами стараются оказывать давление на российское правительство, особенно учитывая нашу новую национальную идефикс — вступление в ВТО",— говорит Ашот Оганесян.

Перспективы

При этом российский рынок ПО хотя и растет, но пока еще насыщается в основном за счет иностранных вендоров. По оценке IDC, в 2002 году доля российских разработчиков антивирусов на отечественном рынке достигала 90%. В 2006 году, по данным Anti-malware.ru, этот показатель составил немногим более 45%.

Россия даже впервые готова пользоваться услугами ИТ-аутсорсинга: крупнейший индийский экспортер программного обеспечения, компания Tata Consultancy Services Ltd, уже заявила, что планирует открыть российское представительство.

Наглядный пример роста бизнеса западных вендоров — продажи Kerio Technologies и Adobe Systems Inc. В России в 2007 году по предварительным данным они увеличились на 300% и 180% соответственно. Причем и та, и другая компания начинали далеко не с нуля. Особенно впечатляют данные Kerio: всего за год доля России в продажах в регионе ЦВЕ (Центральная и Восточная Европа) выросла более чем в вдвое: с 20% до 44%.

По данным маркетингового агентства Rosencrantz & Guildenstern, специализирующегося на создании и развитии ИТ-брэндов, западные компании проявляют к России все больший интерес. Заказов на разработку и реализацию локальных PR-стратегий поступает множество. От активности западных вендоров на нынешнем этапе зависят их будущие позиции на российском рынке, который, по прогнозам аналитиков, должен стать одним из крупнейших в Европе.

Офшоры

А вот с выходом на иностранный рынок у отечественных компаний пока проблемы. Редкие исключения в лице "Лаборатории Касперского", ABBYY, ElcomSoft, Smartline Inc, Famatech и ряда других компаний, добившихся определенных результатов, лишь подтверждают правило.

Российских игроков на западном рынке не очень-то и ждут. Специалисты агентства Rosencrantz & Guildenstern, принимавшие участие в выводе российских ИТ-брэндов за рубеж, утверждают: к российскому софту американцы относятся так же, как россияне, допустим, к монгольскому ПО. Где гарантии безопасности? Как обстоят дела с технической поддержкой?

"Мало кто на Западе сомневается в высоком качестве российских технологий. Сомнение вызывает страна происхождения, которая до сих пор ассоциируется в глазах иностранцев с неустойчивостью, ненадежностью и лихоимством",— говорит Владимир Каталов, исполнительный директор компании ElcomSoft.

Российским компаниям не хватает помощи и ресурсов для продвижения — западные рынки характеризуются исключительно высоким порогом входа. Американские и европейские ИТ-компании имеют не только мощный инвестиционный капитал, но и внутренний рынок, который обеспечивает стабильность, стороннее финансирование, обкатку технологий.

А российской компании, чтобы выйти, к примеру, на рынок США, придется потратить на маркетинг сумму с шестью нулями. Наиболее успешный пример в этой области — "Лаборатория Касперского", сначала завоевавшая реноме за счет OEM-продаж и только потом удачно выступившая в рознице и даже корпоративных продажах.

Наиболее перспективное направление российских экспортных ИТ — офшорное программирование. Luxoft, крупнейшая российская компания в сфере ИТ-аутсорсинга, недавно отрапортовала об увеличении дохода своего канадского отделения Luxoft Canada за последние три месяца 2007 года на 123%.

Впрочем, все равно объем российского ИТ-аутсорсинга едва дотягивает до 10% индийского. К тому же на пятки наступают конкуренты из Китая, Пакистана, Восточной Европы и других стран. Причем ситуация складывается далеко не в пользу России: рабочая сила у нас дорожает чрезвычайно быстро, затраты на офисные площади уже выросли до неимоверного уровня, конкурентоспособность стремительно падает.

То есть ситуация на российском рынке ПО складывается таким образом, что российским разработчикам гораздо выгоднее развиваться на отечественном рынке, который к 2010 году составит около $39 млрд и войдет в тройку крупнейших на континенте. И такой сценарий вполне реалистичен для большинства российских разработчиков ПО.

В противном случае можно и доли на иностранных рынках не приобрести, и потерять инициативу на отечественном рынке, уступив западным конкурентам.

Ъ

Теги:
Поделиться публикацией:
Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

EuroShop-2017: ритейлеры на чемоданах

 До крупнейшей отраслевой выставки осталось меньше месяца

Российский рынок программного обеспечения вступил в период взрывного роста