Баннер ФЗ-54
5 февраля 2008, 11:16 968 просмотров

Власти РФ разрабатывают стратегию развития фармпромышленности

Минпромэнерго приступило к разработке стратегии развития отечественной фармацевтической промышленности, которая призвана защитить российских производителей от "недобросовестных западных конкурентов". Речь идет о создании искусственных административных барьеров иностранным фармпроизводствам и постепенном замещении иностранных лекарственных средств отечественными аналогами.

Разработка стратегии развития отечественной фармпромышленности поручена специализированному департаменту химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий, который в начале этого года создан в Минпромэнерго. "Министерство совместно с заинтересованными ведомствами сейчас рассматривает различные аспекты развития производственного потенциала фармацевтической отрасли",-- подтвердили "Ъ" в пресс-службе Минпромэнерго, отказавшись уточнить детали.

По информации источника, близкого к Минпромэнерго, в документе должны быть учтены предложения Росздравнадзора, призванные защитить отечественного производителя путем создания административных барьеров на пути их иностранных конкурентов. Мерами по борьбе с "недобросовестной конкуренцией" могут стать, в частности, лицензирование западных производств на территории РФ и ужесточение контроля их деятельности со стороны государства. Разработчики проекта объясняют, что российские производства должны проходить сложную процедуру вывода препаратов на отечественный рынок (регистрация, экспертиза, разрешение на предварительный контроль), в то время как западные компании не обременены лицензированием и дополнительной экспертизой в России.

Глава Росздравнадзора Николай Юргель подтвердил, что отрасль ждут реформы, подчеркнув, что в последнее время был принят ряд важных административных регламентов, связанных с разрешением к применению лекарственных средств. А в феврале 2008 года вводится "новый общий технический документ для регистрации средств на территории РФ, который гармонизирует требования, предъявленные к нормативным документам со стороны как зарубежных, так и отечественных производителей".

Примечательно, что норму о лицензировании западных предприятий на территории России еще в середине 2007 года предлагалось включить в административный регламент Росздравнадзора. Однако эксперты фармрынка обвинили разработчиков в нарушении закона о лицензировании отдельных видов деятельности, согласно которому лицензированию может подвергаться лишь деятельность, осуществляемая на территории РФ.

"Авторов идеи не смущает, что западные производства лицензируются и инспектируются на родине, где требования к этим процедурам более жесткие,-- считает исполнительный директор Ассоциации организаций по клиническим исследованиям Светлана Завидова.-- Кроме того, пул инспекторов с необходимой квалификацией в России просто отсутствует".

Как сообщил один из разработчиков документа, пожелавший остаться неназванным, среди обсуждаемых мер возможная перерегистрация российских представительств зарубежных фармкомпаний и их лекарственной продукции на российское юридическое лицо. По мнению сторонников этой идеи, западный производитель, выводящий препарат на российский рынок, не несет ответственности за качество продукта. "Западные компании получают сигнал о том, что в случае создания преференций отечественным производителям им придется стать российскими,-- прогнозирует представитель одной из крупных западных фармкомпаний.-- То есть должны покупать производственные мощности, заключать лицензионные договоры с российскими партнерами". По данным агентства RMBC за девять месяцев 2007 года, в денежном выражении отечественные производители занимают всего 22% аптечного и 33% госпитального секторов фармрынка.

Наряду с этим разработчики проекта готовятся к экспансии на западные рынки. "Для увеличения оборота как в денежном, так и в натуральном выражении количества лекарств отечественного производства российские компании займутся освоением европейского рынка,-- сообщил "Ъ" один из авторов стратегии.-- Если мы не можем произвести лекарства в России, компании смогут сделать это за счет покупки иностранных производств". Эту информацию подтвердил и гендиректор компании "Фарм-Синтез" Олег Михайлов, сообщивший "Ъ", что в настоящее время ведутся переговоры о покупке производств в Западной Европе. Кроме того, начата регистрация ряда российских лекарственных препаратов в Японии и Китае.

И наконец, одной из мер госрегулирования на фармрынке должны стать преференции отечественным производителям в рамках федеральных проектов ДЛО и программы по лечению редких, эпидемически опасных заболеваний. Сегодня доля закупок российских препаратов по программе ДЛО, по данным RMBC, не превышает 8%. "Мы должны стимулировать отечественную промышленность к разработке собственных лекарственных средств для лечения данных категорий больных",-- заверил "Ъ" господин Юргель.

Проблема поддержки отечественного фармпроизводителя будет вынесена на обсуждение членов Совета безопасности в феврале. Не исключено, что по итогам Минпромэнерго будет добиваться создания профильного госхолдинга в формате "частно-государственного партнерства", который сможет претендовать на дополнительное бюджетное финансирование.

Представители фармрынка отреагировали на идею протекционизма российских производителей по-разному. В ассоциации зарубежных фармпроизводителей "Ъ" заверили, что "следует прекратить эксплуатировать тезис об угрозе безопасности здоровью граждан": "Мы против создания искусственных преференций по национальному признаку".

Отечественные производители, как и следовало ожидать, подобные преференции лишь приветствуют. "В настоящее время различными техническими ухищрениями в ходе проведения государственных конкурсов зачастую за счет бюджетных средств организуются закупки преимущественно дорогостоящих лекарств импортного производства,-- указывает гендиректор компании "Фарм-Синтез" Олег Михайлов.-- В результате перерасход бюджетных средств за счет нерациональных закупок, по оценке экспертов, достигает в масштабах страны миллиардов рублей".

По мнению Светланы Завидовой, "введение барьеров для западных производителей может серьезно подорвать инвестиционную привлекательность российской фармотрасли": "Часть западных компаний и препаратов мы потеряем, или их выход на российский рынок затянется. А это неприемлемо для жизнеспасающих препаратов. Кроме того, отечественная фарминдустрия в целом не работает по международным стандартам, и качество препаратов нередко оставляет желать лучшего".

Ъ

Теги:
Поделиться публикацией:
Куда уходит покупатель и во что играют современные...
1110
Концепции настоящего и будущего
3608
Андрей Бударин, начальник Управления оперативного ...
2061
Михаил Иванцов, генеральный директор розничной се...
1223
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
3308
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
7065

Минпромэнерго приступило к разработке стратегии развития отечественной фармацевтической промышленности, которая призвана защитить российских производителей от "недобросовестных западных конкурентов". Речь идет о создании искусственных административных барьеров иностранным фармпроизводствам и постепенном замещении иностранных лекарственных средств отечественными аналогами.

Разработка стратегии развития отечественной фармпромышленности поручена специализированному департаменту химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий, который в начале этого года создан в Минпромэнерго. "Министерство совместно с заинтересованными ведомствами сейчас рассматривает различные аспекты развития производственного потенциала фармацевтической отрасли",-- подтвердили "Ъ" в пресс-службе Минпромэнерго, отказавшись уточнить детали.

По информации источника, близкого к Минпромэнерго, в документе должны быть учтены предложения Росздравнадзора, призванные защитить отечественного производителя путем создания административных барьеров на пути их иностранных конкурентов. Мерами по борьбе с "недобросовестной конкуренцией" могут стать, в частности, лицензирование западных производств на территории РФ и ужесточение контроля их деятельности со стороны государства. Разработчики проекта объясняют, что российские производства должны проходить сложную процедуру вывода препаратов на отечественный рынок (регистрация, экспертиза, разрешение на предварительный контроль), в то время как западные компании не обременены лицензированием и дополнительной экспертизой в России.

Глава Росздравнадзора Николай Юргель подтвердил, что отрасль ждут реформы, подчеркнув, что в последнее время был принят ряд важных административных регламентов, связанных с разрешением к применению лекарственных средств. А в феврале 2008 года вводится "новый общий технический документ для регистрации средств на территории РФ, который гармонизирует требования, предъявленные к нормативным документам со стороны как зарубежных, так и отечественных производителей".

Примечательно, что норму о лицензировании западных предприятий на территории России еще в середине 2007 года предлагалось включить в административный регламент Росздравнадзора. Однако эксперты фармрынка обвинили разработчиков в нарушении закона о лицензировании отдельных видов деятельности, согласно которому лицензированию может подвергаться лишь деятельность, осуществляемая на территории РФ.

"Авторов идеи не смущает, что западные производства лицензируются и инспектируются на родине, где требования к этим процедурам более жесткие,-- считает исполнительный директор Ассоциации организаций по клиническим исследованиям Светлана Завидова.-- Кроме того, пул инспекторов с необходимой квалификацией в России просто отсутствует".

Как сообщил один из разработчиков документа, пожелавший остаться неназванным, среди обсуждаемых мер возможная перерегистрация российских представительств зарубежных фармкомпаний и их лекарственной продукции на российское юридическое лицо. По мнению сторонников этой идеи, западный производитель, выводящий препарат на российский рынок, не несет ответственности за качество продукта. "Западные компании получают сигнал о том, что в случае создания преференций отечественным производителям им придется стать российскими,-- прогнозирует представитель одной из крупных западных фармкомпаний.-- То есть должны покупать производственные мощности, заключать лицензионные договоры с российскими партнерами". По данным агентства RMBC за девять месяцев 2007 года, в денежном выражении отечественные производители занимают всего 22% аптечного и 33% госпитального секторов фармрынка.

Наряду с этим разработчики проекта готовятся к экспансии на западные рынки. "Для увеличения оборота как в денежном, так и в натуральном выражении количества лекарств отечественного производства российские компании займутся освоением европейского рынка,-- сообщил "Ъ" один из авторов стратегии.-- Если мы не можем произвести лекарства в России, компании смогут сделать это за счет покупки иностранных производств". Эту информацию подтвердил и гендиректор компании "Фарм-Синтез" Олег Михайлов, сообщивший "Ъ", что в настоящее время ведутся переговоры о покупке производств в Западной Европе. Кроме того, начата регистрация ряда российских лекарственных препаратов в Японии и Китае.

И наконец, одной из мер госрегулирования на фармрынке должны стать преференции отечественным производителям в рамках федеральных проектов ДЛО и программы по лечению редких, эпидемически опасных заболеваний. Сегодня доля закупок российских препаратов по программе ДЛО, по данным RMBC, не превышает 8%. "Мы должны стимулировать отечественную промышленность к разработке собственных лекарственных средств для лечения данных категорий больных",-- заверил "Ъ" господин Юргель.

Проблема поддержки отечественного фармпроизводителя будет вынесена на обсуждение членов Совета безопасности в феврале. Не исключено, что по итогам Минпромэнерго будет добиваться создания профильного госхолдинга в формате "частно-государственного партнерства", который сможет претендовать на дополнительное бюджетное финансирование.

Представители фармрынка отреагировали на идею протекционизма российских производителей по-разному. В ассоциации зарубежных фармпроизводителей "Ъ" заверили, что "следует прекратить эксплуатировать тезис об угрозе безопасности здоровью граждан": "Мы против создания искусственных преференций по национальному признаку".

Отечественные производители, как и следовало ожидать, подобные преференции лишь приветствуют. "В настоящее время различными техническими ухищрениями в ходе проведения государственных конкурсов зачастую за счет бюджетных средств организуются закупки преимущественно дорогостоящих лекарств импортного производства,-- указывает гендиректор компании "Фарм-Синтез" Олег Михайлов.-- В результате перерасход бюджетных средств за счет нерациональных закупок, по оценке экспертов, достигает в масштабах страны миллиардов рублей".

По мнению Светланы Завидовой, "введение барьеров для западных производителей может серьезно подорвать инвестиционную привлекательность российской фармотрасли": "Часть западных компаний и препаратов мы потеряем, или их выход на российский рынок затянется. А это неприемлемо для жизнеспасающих препаратов. Кроме того, отечественная фарминдустрия в целом не работает по международным стандартам, и качество препаратов нередко оставляет желать лучшего".

Ъ

Власти РФ разрабатывают стратегию развития фармпромышленности
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Власти РФ разрабатывают стратегию развития фармпромышленности
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/25845/2017-10-22