29 декабря 2007, 11:22 1680 просмотров

Ожидаемого бума сделок M&A ритейл в этом году не продемонстрировал

Вопреки активным заявлениям розничных сетей о своем интересе к сделкам M&A бума слияний и поглощений на рынке продуктового ритейла в минувшем году не произошло. В 2007 году на приобретения сети потратили около 500 млн долл. Всего было объявлено о заключении семи сделок. Участники рынка полагают, что, несмотря на большое количество предложений о слияниях и поглощениях на рынке ритейла, в 2008 году существенного рывка в объеме сделок ожидать не стоит.

Трудности выбора

В начале года почти все федеральные торговые сети посчитали своим долгом включить в программы развития на 2007 год пункт об освоении региональных рынков за счет поглощения локальных игроков. Предполагалось, что флагманом в консолидации отрасли выступят Х5 Retail Group и «Магнит». Но Х5 порадовала рынок всего двумя небольшими покупками — она приобрела 100% акций липецкой сети «Корзинка» (22 магазина) за 115 млн долл. и объявила о подписании соглашения по приобретению 100% подмосковной сети «Страна геркулесия» за 65 млн долл. В течение года Х5 также вела переговоры о покупке московской сети «Марка», однако никаких соглашений по этому поводу пока не подписано.

Другие игроки рынка совершили всего по одной покупке. «Седьмой континент» приобрел ивановский «Ситимаркет» (сеть «Светофор»). Кроме того, «Семерка» вела переговоры о покупке пермской сети «Семья». Однако, как заявили в компании, «стоимость этой сети оказалась слишком высокой». Сеть SPAR выкупила франчайзи «Пятерочки» в Ярославле, холдинг «Марта» стал владельцем сети «Планета» в Калуге. Самую крупную покупку сделала французская Auchan, купившая недавно у турецкой Enka 14 гипермаркетов «Рамстор». На это приобретение пришлось более 50% от общего оборота сделок по поглощению, который составил около 500 млн долл.

Потенциальный консолидатор рынка «Магнит» и вовсе ничего не купил. Хотя, по словам участников рынка, «Магнит» в течение года присматривался к сетям на Урале и в Сибири. Директор департамента по работе с инвесторами «Магнита» Олег Гончаров отказался прокомментировать развитие компании путем поглощений, сославшись на то, что «это скользкий вопрос».

В сегменте слияний за минувший год произошла всего одна сделка — новосибирской ГК «Холидей» и кемеровской УК «Кора». В результате сделки акционеры ГК «Холидей» получили 83% акций объединенной компании, а акционеры «Коры» — 17% акций плюс 80 млн долл. Совокупная выручка объединенной сибирской компании в текущем году составит около 750 млн долл.

Практически все федеральные игроки заявили, что продолжают рассматривать сделки M&A в качестве стратегического пути развития. Переговоры о поглощениях в Москве и регионах ведут Х5, «Магнит», «Седьмой континент», «Мосмарт», «Виктория», «Вестер». По подсчетам экспертов, сейчас в России есть несколько десятков сетевых игроков с оборотом более 100 млн долл., являющихся потенциальными претендентами на покупку для федеральных компаний. «Нам постоянно приходят предложения от региональных сетей, которые готовы сливаться и продавать свой бизнес. Мы рассматриваем все предложения», — говорит председатель совета директоров сети «Вестер» Олег Болычев. «Переговоров, действительно, на рынке ведется много, но выходят на сделки единицы», — отмечает председатель совета директоров компании «Виктория» Николай Власенко.

Камни преткновения

По словам участников рынка, существует два основных камня преткновения в консолидации розничных активов. Первый — слабая конкуренция на рынке. «Она позволяет компаниям активно развиваться органическим путем, — поясняет г-н Власенко. — Входной барьер на рынок довольно низкий, и иногда проще и дешевле открывать собственные магазины, чем покупать региональных игроков, у большинства из которых настолько сложная, непрозрачная юридическая структура, что на проверку бизнеса сети у нас в среднем уходит полгода». По словам г-на Власенко, в течение года «Виктория» провела переговоры с несколькими торговыми сетями в регионах, но на сделки выйдет только в следующем году. «В 2008 году путем поглощений мы планируем зайти в два региона», — говорит г-н Власенко. По словам генерального директора «Мосмарта» Эрика Блондо, в течение 2007 года его компания выбрала семь претендентов на покупку в регионах: «Сейчас это число сократилось до четырех, из которых в следующем году мы выберем одну-две компании для покупки».

Второе препятствие консолидации отрасли игроки определяют как «конфликт ценового интереса» между продавцами и покупателями. «Покупатели сегодня не готовы платить дорого, а продавцы не хотят отдавать свой бизнес дешево», — говорит Николай Габышев, управляющий партнер инвестиционно-банковского бутика Pollyanna Capital Partners, среди клиентов которой присутствуют региональные розничные сети. «Сегодня региональная розничная сеть может оцениваться на уровне 0,5—0,6% от годового оборота либо 7—8 EBITDA. Причем в эту оценку входит и стоимость недвижимости, — отмечает Дмитрий Воронов, генеральный директор торговой сети «Ариана» в Петрозаводске. — Для качественных региональных сетей оценка может быть на уровне федеральных с учетом небольшого дисконта, но не вдвое дешевле». «Публичные компании, такие как Х5, «Седьмой континент», в оценке регионального бизнеса отталкиваются от мультипликаторов, по которым рынок оценивает их самих и применяют некие дисконты к продаваемым сетям — в среднем 15—20%, — рассказывает г-н Габышев. — Такой алгоритм оценки присущ крупным сетям, чье руководство стремится повысить капитализацию компаниям для своих акционеров».

По словам экс-акционера торговой сети «Копейка» Александра Самонова региональные операторы сегодня не могут быть оценены по мультипликаторам публичных компаний, поскольку не соответствуют стандартам, предъявляемым к бизнесу. Поэтому при оценке определяются денежные потоки, инвестиционные расходы и оценивается недвижимость. Из полученной цены вычетается сумма долга.

По мнению Александра Котлярова, исполнительного директора тульской сети магазинов «Семейная копилка» (оборот более 100 млн долл. в 2007 году), бизнес региональных компаний не может быть оценен по единому алгоритму: «Федеральные ритейлеры в первую очередь покупают долю на рынке, уникальную возможность присутствия в регионе и перспективы роста. Ведь в некоторые регионы им крайне сложно войти самостоятельно, поскольку там рынок уже поделен сильными местными сетями, которые гораздо эффективнее используют локальные ресурсы, уже заняли лучшие площадки, хорошо знают специфику потребительского спроса. У них отлажена логистика и работа с местными поставщиками». Одним из таких регионов является Тульская область, на рынке которой доминируют «Семейная копилка» (38 универсамов) и SPAR (21 универсам).

Фактор роста

В 2008 году от крупнейших компаний не стоит ждать существенного рывка в сделках M&A. «Пока сделки в ритейле технически остаются довольно долгим и сложным процессом, — говорит управляющий директор Moorgate Capital Андрей Зубков. — В ближайшие год-два консолидаторами рынка в большей степени будут выступать локальные игроки, выходящие за пределы своих рынков». По мнению эксперта, каптализация качественных региональных компаний, а, соответственно, и их стоимость для федеральных сетей, будет увеличиваться прежде всего на фоне рыночного роста. «Кроме того, региональные сети могут сделать упор на развитие оригинальных концепций, например, кулинармаркетов, предлагающих широкий ассортимент готовых блюд, а также на освоение городов — спутников крупных производств с населением 10—20 тыс. человек, куда федеральные игроки еще не дошли», — дополняет г-н Воронов.

По оценкам аналитика «Ренессанс Капитала» Натальи Загвоздиной, до 2011 года продовольственная розница будет ежегодно прибавлять в весе по 22%, а капитализация российских ритейлеров в ближайшие два года увеличится более чем вдвое, с 14 млрд долл. в 2007 году до 30—35 млрд долл. в 2009 году. «Даже если в оценке локального бизнеса федеральными игроками мультипликаторы не изменятся и покупатели будут по прежнему предлагать за качественные региональные сети 0,4—0,5 от оборота, то им все равно придется заплатить больше, поскольку базовая стоимость этих компаний будет постоянно расти», — заключает совладелец калининградской продуктовой сети «Семья» Олег Пономарев.

RBC daily

Теги:
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Ожидаемого бума сделок M&A ритейл в этом году не продемонстрировал