20 декабря 2007, 11:29 1245 просмотров

Ростовских продавцов воспитают на бюджетные деньги

Ростовская область приняла трехлетнюю целевую программу «Защита прав потребителей». На ее реализацию потребуется 30 млн рублей, которые уже зарезервированы в областном бюджете. По замыслу разработчиков, она позволит снизить число правонарушений на региональном потребительском рынке на 10%. Эксперты разошлись в оценке целесообразности принятия такого документа. Одни считают, что областная программа поможет создать «эффективный механизм для реализации действующего федерального законодательства по защите прав потребителей». По мнению других, оно само по себе предоставляет потребителям огромные возможности для защиты своих прав, и поэтому разработку областного Минэкономики называют надуманной. На прошедшей в ИА «Росбалт-Юг» пресс-конференции начальник управления потребительского рынка министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Ольга Горбанева объяснила необходимость принятия целевой программы тем, что на протяжении нескольких лет количество правонарушений на областном потребительском рынке увеличивается. При этом федеральное законодательство постоянно изменяется, а в муниципалитетах порой нет специалистов, которые бы объяснили населению смысл новых норм. По ее данным, из 20 зарегистрированных общественных организаций по защите прав потребителей реально действуют только 9. Чиновница надеется, что разработанная программа соединит усилия всех участников рынка «в единый комплекс мероприятий» и создаст условия для эффективной и доступной защиты прав потребителей, установленных российским законодательством.На реализацию программы потребуется 30 млн рублей, которые уже зарезервированы в областном бюджете. Как уточнила Ольга Горбанева, среди наиболее важных пунктов в документе значатся создание банка данных судебной практики (700 тыс. рублей), общественных приемных (3,4 млн рублей) и интерактивного портала по вопросам защиты прав потребителей (850 тыс. рублей). На организацию бесплатных для населения консультаций по телефону «горячей линии» предполагается выделить 300 тыс. рублей. 1,3 млн рублей потребует работа со СМИ. Распространение социальной рекламы обойдется областному бюджету в 2,1 млн рублей. Еще 110 млн рублей потребует организация «воспитательной» работы с предпринимателями, цель которой — убедить их совершать меньше правонарушений. 1,6 млн рублей будет истрачено на выделение финансовой помощи юридическим лицам, оказывающим потребителям услуги по защите их прав. На кадровую работу в муниципалитетах и учебных заведениях области потребуется 4,8 млн рублей. Как с гордостью подчеркнула госпожа Горбанева, таких денег на защиту прав потребителей не смог выделить ни один субъект РФ. «Сейчас подобный комплекс разрабатывает Ленинградская область, но там трехлетнее финансирование составит только 2 млн рублей», — уточнила чиновница. По ее словам ростовскую инициативу уже одобрил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который назвал донскую программу пилотным проектом, и предложил осенью следующего года обсудить первые итоги ее реализации на всероссийской конференции в Ростове.

Участники рынка и аналитики разошлись в оценке целесообразности принятия такого документа. Председатель ростовского Союза защиты прав потребителей Татьяна Федирко назвала его инструментом создания эффективного механизма применения федерального закона о защите прав потребителей. «В последние годы мы регистрируем более 5 тыс. обращений граждан в связи с недобросовестным поведением организаций розничной торговли. Я надеюсь, что принятый документ еще более повысит активность населения в части защиты своих прав», — сказал Татьяна Федирко.

Однако другие участники рынка выразили сомнение по поводу траты 30 млн рублей на просвещение потребителей и повышение сознательности продавцов. Старший юрист Южной дирекции юридической фирмы Vegas-Lex Сергей Радченко считает, что за 15 лет действия федерального закона «О защите прав потребителей» люди так хорошо научились разбираться в нем, что даже возник термин «потребительский терроризм». «В ответ продавцы внимательно изучили свои обязанности, и сейчас проблем с получением информации у участников рынка нет. Конечно, если есть свободные деньги, на них можно было бы просветить народ. Но сумма в 30 млн рублей мне кажется завышенной», — сказал эксперт.

Исполнительный директор российского Союза производителей и импортеров Борис Фантаев назвал программу защиты прав потребителей Ростовской области надуманной. «Никакие знания, в том числе и о своих правах, нельзя навязывать. Если потребитель заинтересован, а он должен быть заинтересован, в соблюдении своих прав, он без помощи чиновников найдет, где получить оперативную консультацию», — убежден эксперт.

Теги:
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Ростовских продавцов воспитают на бюджетные деньги