17 октября 2007, 10:55 1729 просмотров

Магазины duty free готовятся понести убытки на фоне введения авиазапретов

Посещение магазина duty free всегда было приятным бонусом для множества российских авиапутешественников. Выпить в полете "за взлет и посадку" и пополнить запас дорогого алкоголя и парфюмерии в магазине беспошлинной торговли давно стало традицией. После того как по примеру западных стран в России в целях безопасности ограничили объем жидкостей, которые можно проносить на борт, этой радости авиапассажиры частично лишились. Однако если их потери скорее морального характера, то магазины duty free готовятся понести вполне материальные убытки.

Запретные воды

Когда 10 августа 2006 года спецслужбы Соединенного Королевства объявили о предотвращении нескольких терактов на воздушном транспорте, никто и не предполагал, какое продолжение эта история будет иметь для магазинов беспошлинной торговли всего мира. Речь тогда шла о попытке взорвать самолеты при помощи так называемой "жидкой бомбы" -- взрывчатки, которую злоумышленники пытались пронести на борт под видом обыкновенной питьевой воды. Последовавшее запрещение проносить в самолеты какие бы то ни было жидкости, введенное поначалу европейскими авиакомпаниями, спустя короткое время стало новым стандартом авиационной безопасности, воплотившись в инструкции и правила обслуживания пассажиров авиаперевозчиками.

В России этот запрет формально закрепился почти год спустя, после того как Министерство транспорта 25 июля 2007 года издало приказ N104 "Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров". Хотя летающие в российские города европейские и американские авиакомпании перестали пускать на борт пассажиров с жидкостями гораздо раньше.

Согласно новым правилам, пассажир может взять с собой не более 100 мл жидкости в таре, да и та должна быть упакована в прозрачный полиэтиленовый пакет -- по одному на каждого пассажира. Запрет также распространялся на то, что по большому счету жидкостями не является, например на косметические кремы. Для жидкостей, приобретенных в магазинах беспошлинной торговли (duty free), российские правила сделали исключения: проносить их на борт разрешалось при условии, что они "упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки".

Однако это исключение противоречило правилам безопасности многих американских и европейских авиационных властей. Именно поэтому пассажиров, вылетающих, к примеру, из Шереметьево рейсом "Аэрофлота" в Нью-Йорк, не пускают в самолет даже с запечатанным в пакет алкоголем и парфюмерией из duty free. Как объясняли это сотрудники службы безопасности аэропорта, хотя авиакомпании и самолет в данном случае российские, летит он в Америку, где действуют американские запреты. Более того, запрет на жидкости объемом более 100 мл в пакетах или без существует во всех крупных европейских аэропортах, где обычно стыкуются рейсы. Соответственно, транзитные пассажиры таких аэропортов тоже ничего из желанных жидкостей сверх разрешенного объема при пересадке взять с собой не могут. Даже если их пустили с ними в самолет, вылетевший из Москвы.

В результате авиапутешественники перед вылетом стали покупать значительно меньше алкоголя и парфюмерии в аэропортовых duty free.

Пьяный на борту -- террорист

Между тем федеральными правилами количество купленных жидкостей в зоне беспошлинной торговли не ограничено, но собственные службы безопасности аэропортов установили ограничения на общий объем жидкости, который можно пронести на борт. В большинстве аэропортов за предельную норму общего объема проносимых на борт жидкостей из duty free приняли 5 л, в некоторых -- 1 л. В принципе это не так уж мало.

Однако с пьянством на борту начали бороться сами авиакомпании. Правда, по-разному. Некоторые, как, например, "Атлант-Союз", объявили на своих рейсах сухой закон. Другие, такие как "Аэрофлот" и "Трансаэро", ввели запрет на распитие спиртных напитков, принесенных пассажиром с собой, даже если они были только что приобретены в магазине duty free. Зато пассажирам предлагается приобрести спиртное на борту. "Для нас главное, чтобы пассажиры употребляли спиртное под контролем персонала, который следит за тем, кто сколько пьет,-- поясняет логику продаж спиртного на борту замначальника пресс-службы "Аэрофлота" Виктор Соколов.-- Если стюардесса увидит, что пассажир принял на грудь достаточно, лишнюю рюмку коньяка она ему уже не предложит".

Торговля на борту также является беспошлинной, и ей занимаются "летные" отряды тех же основных операторов duty free, которые заключили договор с авиакомпанией. Ассортимент в "бортовых" магазинах победнее, а цены повыше. Так, например, на рейсах "Аэрофлота" 187 мл белого или красного вина стоит {euro}3, 50 мл водки "Русский бриллиант" -- {euro}2, коньяка Hennessey или Remy Martin -- {euro}4. Целыми бутылками алкоголь также продается. Как ни странно, это еще больше возмущает любителей выпить в полете, нежели даже тотальный запрет на распитие спиртного: у них создается стойкое впечатление, что на их слабостях авиаторы зарабатывают дополнительный барыш. С ними солидарны и хозяева "наземных" магазинов, которые еще не обзавелись собственными воздушными филиалами. "Магазины на борту получаются своеобразными монополистами, и у пассажира не остается никакого выбора",-- считает генеральный директор ООО "Рэг Стаэр" (Regstaer) Сергей Сучков. "Я бы на месте пассажиров не обращал внимания на эти запреты, вскрыл бы пакет и пил бы свое",-- говорит другой участник рынка, намекая на то, что у авиакомпаний слишком мало возможностей воздействовать на пассажира во время выполнения перелета. Действительно, сотрудники авиакомпании могут только изъять имеющийся алкоголь у пассажиров перед взлетом, угрожая высадить из самолета любого несогласного. Но когда лайнер уже оторвался от земли, любые аргументы стюардесс могут быть легко проигнорированы без серьезных последствий.

Потери без цифр

Алкоголь и парфюмерия с косметикой сегодня составляют наибольшую долю в продажах магазинов duty free -- около 40 и 25% соответственно. Стало быть, и суммы потерь могут оказаться для беспошлинных торговцев весьма существенными. Тем более что российские duty free до недавнего времени приносили своим владельцам значительно больше, чем европейские и американские. По неофициальным данным, например, в среднем пассажир терминала "С" в Шереметьево (обслуживает чартерные рейсы и маршруты в страны СНГ) тратит около $120. "Это очень большая цифра, в среднем в мире она составляет порядка $20 на человека, в московских аэропортах -- от $30 до $45",-- говорит один из участников рынка.

Тем не менее представители компаний беспошлинной торговли оценивать предстоящие потери не торопятся. "За этот месяц мы действительно наблюдаем некоторое снижение объемов продаж, но пока оно незначительное",-- говорит Сергей Сучков. По его словам, еще рано подводить окончательные итоги, поскольку это снижение будет происходить плавно и даст свой показательный результат к концу года.

Не спешит делать выводы и региональный менеджер по России и странам СНГ Аеr Rianta (подразделение Aer Rianta International; управляет магазинами duty free в 18 аэропортах мира; чистая прибыль в 2006 году -- {euro}19,5 млн, в России имеет доли в магазинах duty free в Шереметьево-2, Пулково, Домодедово и Внуково) Джон Мориарти: "Разумеется, введение новых правил отразилось на магазинах duty free. У нас увеличились расходы на упаковку. Алкоголя и парфюмерии стали покупать меньше. Но назвать конкретные размеры потерь пока очень сложно -- прошло всего полтора месяца. Мы следим за ситуацией".

Про дополнительную статью расходов -- упаковку -- говорит и Сергей Сучков. "Специальные пакеты для упаковки жидкостей производятся в Европе, причем только на двух заводах -- в Израиле и Германии,-- рассказывает он.-- Мы уже заказали партию в Германии, но она поступит к нам лишь в конце октября".

Насколько велика эта дополнительная статья расходов, представители duty free не говорят. Как не говорят и о том, как они собираются компенсировать потери. Что касается селективной парфюмерии и косметики, то тут за торговцев уже подумали поставщики. Поскольку Европа и США живут по новым правилам больше года, они успели наладить выпуск жидкой продукции в соответствующей таре, расфасовывая кремы, гели и пр. в более мелкую посуду -- 100 мл против прежних 150.

Что касается алкоголя, то компенсировать потери за счет повышения цен тоже вряд ли получится. Поставщики алкогольных брэндов с мировым именем заключают с операторами эксклюзивные контракты, в которых могут позволить себе регулировать розничную цену, ограничивая тем самым наценку магазинов.

Судя по всему, беспошлинным торговцам придется пойти на снижение прибыли. Российские таможенные пошлины с января 2007 года исчисляются в рублях и составляют 340 руб. за литр водки, 510 руб. за литр шампанского, 60 руб.-- за литр пива. Кроме того, магазины duty free не платят акцизов. В России его размер составляет 162 руб. за 1 литр спирта, содержащегося в напитке. Таким образом, например, литровая бутылка "Русского стандарта" освобождена от 400 руб. государственных сборов. Это более 50% цены бутылки в обычном магазине, в этом диапазоне оператор магазина duty free может устанавливать свою наценку, сохраняя выгодный для себя разрыв с "небеспошлинными" ценами.

Не исключено, что именно поэтому некоторые игроки рынка и вовсе решили избавиться от проблемного бизнеса. Например, аэропорт Шереметьево хочет продать свою долю в одном из крупнейших операторов магазинов беспошлинной торговли в России ООО "Аэроферст". Хотя, по словам его представителя, это не связано с прогнозами ухудшения прибыльности бизнеса duty free. "Мы последовательно продаем непрофильные активы и после независимой оценки нашей доли в "Аэроферсте" предложим ее купить заинтересованным лицам, прежде всего существующим участникам",-- поясняет пресс-секретарь ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" Анна Захаренкова. Кроме того, аэропорт выходит из логического противоречия: как акционер торгового предприятия он заинтересован в увеличении его доходности, а как владелец терминальных площадей должен обеспечивать наибольший доход от их аренды. В то же время "Аэрофлот" совсем не спешит расстаться со своим "непрофильным" активом. По словам Виктора Соколова, авиакомпания получает около 15% от продаж на борту, а за последний год доходы от этой деятельности выросли на 10%.

Ъ

Теги:
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Магазины duty free готовятся понести убытки на фоне введения авиазапретов