21 сентября 2007, 12:18 1612 просмотра

Американская "оккупация" "Седьмого континента"

 Российская розничная сеть может перейти под контроль американского инвестиционного фонда TPG Capital

Одна из самых старых российских розничных сетей в ближайшее время может перейти под контроль американского инвестиционного фонда TPG Capital. Аналитики полагают, что акционеры вовремя приняли решение о продаже компании. Проработав на российском рынке почти 14 лет, «Седьмой континент» постепенно растрачивал конкурентные преимущества и теперь заметно отстает от конкурентов. Появление в компании иностранного инвестора может все изменить.

Своим возникновением сеть обязана Владимиру Груздеву. В 1991 году, после окончания военного института, Груздев поступил в Службу внешней разведки, но уже спустя два года ушел в бизнес.

В 1993– годах занимал должность заместителя генерального директора компании «Олбидипломат» (генеральным директором был Олег Бойко), но уже в 1994 году организовал собственный бизнес — «Седьмой континент».

Первый магазин компании открылся весной 1994 года в Москве на Ленинском проспекте. Его позиционирование вполне отвечало веяниям времени. Супермаркет «Седьмой континент» был рассчитан на платежеспособный класс с доходами выше среднего. К концу года под брэндом «Седьмой континент» работало уже три магазина.

Новый этап развития начался в 1996 году, когда в компанию пришел Владимир Карнаухов, ранее занимавший пост первого вице-премьера московского правительства, а до этого — начальника главного управления торговли Москвы.

Компания выкупила и реконструировала несколько гастрономов в историческом центре города: «Центральный» на Лубянке, «Охотный ряд» в гостинице «Москва», «Смоленский» на Арбате, гастроном на улице Серафимовича в Доме на набережной.

После кризиса 1998 года компания несколько изменила стратегию — одним из приоритетных направлений развития стало открытие универсамов в спальных районах города. Судя по всему, это способствовало повышению темпов роста компании. Если в 1999 году сеть насчитывала только девять магазинов, то в 2000 году их было уже 15. При этом годовой оборот компании составил около $130 млн. В 2001-м у «Седьмого континента» было уже 22 магазина общей площадью около 30 тыс. кв. м, выручка достигала $200 млн. В 2002 году в сети был 31 магазин, в 2003-м — уже 47, и оборот составлял около $445 млн.

В 2001 году стало известно, что акционеры компании ищут западного инвестора. Одной из причин попытки привлечь капитал, по объяснению менеджмента компании, стала перспектива активной экспансии на российский рынок крупных иностранных розничных сетей. В «Седьмом континенте» готовились к приходу иностранцев и собирались существенно увеличить темпы роста. В июле 2001 года ритейлер даже провел допэмиссию акций, которые полностью выкупили акционеры компании. Планировалось, что в дальнейшем акции будут предложены иностранному стратегу. Но как выяснилось, тогда время иностранных партнеров еще не пришло. Тем не менее уже в следующем году в компанию действительно пришел новый инвестор.

Осенью 2002 года совладельцем сети стал Александр Занадворов, бывший глава Собинбанка и один из акционеров торгового комплекса «Охотный ряд».

С этого года сеть еще активнее «пошла в народ», продолжив открывать магазины в спальных районах столицы, а также снизила наценку на часть наиболее популярного товара до 15–%. Тогда же менеджмент пообещал, что в составе сети супермаркетов «Седьмой континент» появятся элитные продовольственные магазины, которые станут напрямую конкурировать с Kalinka Stockmann и «Садко Аркада».

Работа на публику В 2003 году произошло разделение магазинов сети на форматы. Были созданы специальные суббрэнды: «Седьмой континент — семь шагов» («магазин у дома»), «Седьмой континент — универсам» (универсам), «Седьмой континент — пять звезд» (гастроном класса люкс). Началась подготовка к первому IPO компании. В частности была изменена структура собственности компании, а в совет директоров вошел независимый директор. Летом компания привлекла в совет директоров профессионального защитника прав миноритарных акционеров и члена совета директоров «Газпрома» и наблюдательного совета Сбербанка Бориса Федорова.

В ноябре 2004 года сеть «Седьмой континент» первой в секторе розничной торговли и потребительских товаров в России провела IPO, разместив 8 415 573 обыкновенные акции нового выпуска, что составляло 13% от уставного капитала компании, на РТС. Исходя из цены одной акции 265 руб., акционеры «Седьмого континента» оценили компанию в $510 млн. В ходе IPO было выставлено 14 заявокна общую сумму около $83 млн.

Выручка от размещения составила более $80 млн.

Привлеченные в результате IPO средства «Седьмой континент» направил на расширение сети магазинов традиционных форматов и нового формата — гипермаркетов «Наш» (первый гипермаркет открылся только в 2006 году).

Уже через год акционеры приняли решение о повторном размещении на бирже. Правда, теперь компания существенно подняла планку и рассчитывала привлечь около $200 млн. В феврале 2006 года совет директоров утвердил решение о выпуске допэмиссии размером 17% уставного капитала сети. На бирже «Седьмой континент» разместил 13% от увеличенного уставного капитала (около 9,6 млн своих акций дополнительного выпуска). В результате в свободном обращении на бирже оказалось 25,2% акций сети.

Потеря темпа По сравнению с IPO, которое аналитики называли вполне успешным, результаты развития в 2006 году оказались достаточно скромными.

«Седьмой континент», продолжая развиваться преимущественно в Москве, заметно уступал ближайшим конкурентам, уже несколько лет активно осваивающим регионы. Согласно данным аудированной отчетности, выручка «Седьмого континента» в 2006 году выросла на 34,4%, до $957,7 млн (средний показатель лидеров отрасли составлял около 50%: «Магнит» — 59,3%, Х Retail Group NV — 47%, «Копейка» — 70,5%, «Виктория» — 47,4%). К тому же из ранее запланированных 25 новых объектов «Седьмой континент» открыл только 12.

«Низкие темпы расширения сети можно назвать основным фактором, из-за которого инвесторы в последние два года большее предпочтение отдавали акциям других ритейлеров,— отмечает аналитик ИК „Брокеркредитсервис” Татьяна Бобровская.— При этом инвесторов в прошлом году особенно разочаровало то, что „Семерка” не выполнила своих же прогнозов по открытию новых магазинов, на которые опирались аналитики в своих оценках».

Правда, впечатления аналитиков несколько сгладили ряд крупных сделок, которые компания провела в начале 2007 года. В феврале «Седьмой континент» приобрел контрольный пакет акций компании «Ситимаркет», управляющей сетью из 18 дискаунтеров в Москве и Московской области. А в марте была закрыта сделка по приобретению 100% акций компании «Объединенная торговая недвижимость» за 3,95 млрд руб. у девелоперскойгруппы «Декра», по неофициальной информации, подконтрольной Александру Занадворову. В результате последней сделки ритейлер приобрел 29 объектов недвижимости в Москве общей площадью 68 тыс. кв. м, которые планируется постепенно ребрэндировать в магазины сети. К тому же в феврале появилась информация о том, что акционеры сети не исключают очередного размещения акций в 2008 году. На этот раз речь идет о продаже на Лондонской бирже примерно 25-процентного пакета, сформированного из акций основных акционеров сети (Владимир Груздев и Александр Занадворов контролируют сеть на паритетных началах).

С новым акционером Теперь заявленное SPO, скорее всего, не состоится. По неподтвержденной информации, уже в ближайшее время контроль над сетью перейдет к американскому фонду прямых инвестиций TPG Capital. Первые слухи о переговорах акционеров с фондом появились в июле. Тогда сеть планировала продать фонду около 40% акций за $1,1-1,3 млрд. Рынок отреагировал на новость существенным ростом котировок «Седьмого континента» — бумаги ритейлера моментально выросли почти на 10%. А в начале сентября TPG Capital подписал предварительный договор с акционерами «Седьмого континента» о покупке 60% ЗАО «7К инвестхолдинг», контролирующего 100% сети. Новый инвестор планирует увеличить торговые площади «Седьмого континента» почти в 17 раз, до 2,5 млн кв. м, и к 2015 году повысить выручку до $35– млрд. Для этого в развитие компании планируется инвестировать около $7 млрд.

Несмотря на то что официального подтверждения эта информация пока не находит, большинство экспертов уверены, что продажа сети — практически решенное дело. Согласно мнению опрошенных B&FM аналитиков, приход в бизнес компании TPG весьма своевременен. Фонд может помочь «Седьмому континенту» сократить существенное отставание от лидеров сектора.

«На наш взгляд, приход TPG может позитивно сказаться на бизнесе компании,— считает аналитик ИК „Антанта капитал” Андрей Верхоланцев.— Исходя из опыта работы фонда, специализирующегося на инвестициях в недооцененные активы и повышении их капитализации, можно ожидать реализации заявленных планов по выведению „Седьмого континента” в число лидеров продуктового ритейла в России'BB. По мнению Татьяны Бобровской, фонд может предоставить компании дополнительный объем инвестиций, что позволит «Седьмому континенту» активизироваться в сфере расширения торговой сети.

«С учетом того, что инвестиционные фонды, как правило, входят в растущие компании на два-три года, дополнительным фактором роста в будущем может стать перепродажа основного пакета акций сети профильному инвестору»,— добавляет она.

«У „Седьмого континента” было существенное конкурентное преимущество, потому что это была одна из самых первых сетей в Москве, которая развивала высокомаржинальный формат супермаркетов,— рассказывает начальник отдела фундаментального анализа ФК „Открытие” Наталья Мильчакова.— Однако постепе нно это преимущество утрачивается, на рынок входят новые игроки. В дальнейшем компании не обойтись без усиления стратегического планирования, и здесь им может существенно помочь TPG.

Следует ожидать усиления управленческой команды компании».

Поделиться публикацией:
Актуально
Сергей Поляков, Holding Finance Broker: «Прежде чем начать торговать с Индией, нужно оценить возможные риски»
198
Как вести бизнес в Индии? С чего начать? И каковы перспективы этого направления?
Мобильное приложение сети «Виктория» показывает результаты: больше лояльности, вовлеченности и продаж
164
Приложение установили более 300 тысяч человек.
Комплексное оснащение магазинов: новые проекты в Казахстане
520
Решения 4RM Systems под ключ для магазинов разных форматов.
Постное меню: мода на здоровье
200
Спрос, продажи и предложение обсуждают рестораторы и поставщики.
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Американская "оккупация" "Седьмого континента"

 Российская розничная сеть может перейти под контроль американского инвестиционного фонда TPG Capital

Одна из самых старых российских розничных сетей в ближайшее время может перейти под контроль американского инвестиционного фонда TPG Capital. Аналитики полагают, что акционеры вовремя приняли решение о продаже компании. Проработав на российском рынке почти 14 лет, «Седьмой континент» постепенно растрачивал конкурентные преимущества и теперь заметно отстает от конкурентов. Появление в компании иностранного инвестора может все изменить.

Своим возникновением сеть обязана Владимиру Груздеву. В 1991 году, после окончания военного института, Груздев поступил в Службу внешней разведки, но уже спустя два года ушел в бизнес.

В 1993– годах занимал должность заместителя генерального директора компании «Олбидипломат» (генеральным директором был Олег Бойко), но уже в 1994 году организовал собственный бизнес — «Седьмой континент».

Первый магазин компании открылся весной 1994 года в Москве на Ленинском проспекте. Его позиционирование вполне отвечало веяниям времени. Супермаркет «Седьмой континент» был рассчитан на платежеспособный класс с доходами выше среднего. К концу года под брэндом «Седьмой континент» работало уже три магазина.

Новый этап развития начался в 1996 году, когда в компанию пришел Владимир Карнаухов, ранее занимавший пост первого вице-премьера московского правительства, а до этого — начальника главного управления торговли Москвы.

Компания выкупила и реконструировала несколько гастрономов в историческом центре города: «Центральный» на Лубянке, «Охотный ряд» в гостинице «Москва», «Смоленский» на Арбате, гастроном на улице Серафимовича в Доме на набережной.

После кризиса 1998 года компания несколько изменила стратегию — одним из приоритетных направлений развития стало открытие универсамов в спальных районах города. Судя по всему, это способствовало повышению темпов роста компании. Если в 1999 году сеть насчитывала только девять магазинов, то в 2000 году их было уже 15. При этом годовой оборот компании составил около $130 млн. В 2001-м у «Седьмого континента» было уже 22 магазина общей площадью около 30 тыс. кв. м, выручка достигала $200 млн. В 2002 году в сети был 31 магазин, в 2003-м — уже 47, и оборот составлял около $445 млн.

В 2001 году стало известно, что акционеры компании ищут западного инвестора. Одной из причин попытки привлечь капитал, по объяснению менеджмента компании, стала перспектива активной экспансии на российский рынок крупных иностранных розничных сетей. В «Седьмом континенте» готовились к приходу иностранцев и собирались существенно увеличить темпы роста. В июле 2001 года ритейлер даже провел допэмиссию акций, которые полностью выкупили акционеры компании. Планировалось, что в дальнейшем акции будут предложены иностранному стратегу. Но как выяснилось, тогда время иностранных партнеров еще не пришло. Тем не менее уже в следующем году в компанию действительно пришел новый инвестор.

Осенью 2002 года совладельцем сети стал Александр Занадворов, бывший глава Собинбанка и один из акционеров торгового комплекса «Охотный ряд».

С этого года сеть еще активнее «пошла в народ», продолжив открывать магазины в спальных районах столицы, а также снизила наценку на часть наиболее популярного товара до 15–%. Тогда же менеджмент пообещал, что в составе сети супермаркетов «Седьмой континент» появятся элитные продовольственные магазины, которые станут напрямую конкурировать с Kalinka Stockmann и «Садко Аркада».

Работа на публику В 2003 году произошло разделение магазинов сети на форматы. Были созданы специальные суббрэнды: «Седьмой континент — семь шагов» («магазин у дома»), «Седьмой континент — универсам» (универсам), «Седьмой континент — пять звезд» (гастроном класса люкс). Началась подготовка к первому IPO компании. В частности была изменена структура собственности компании, а в совет директоров вошел независимый директор. Летом компания привлекла в совет директоров профессионального защитника прав миноритарных акционеров и члена совета директоров «Газпрома» и наблюдательного совета Сбербанка Бориса Федорова.

В ноябре 2004 года сеть «Седьмой континент» первой в секторе розничной торговли и потребительских товаров в России провела IPO, разместив 8 415 573 обыкновенные акции нового выпуска, что составляло 13% от уставного капитала компании, на РТС. Исходя из цены одной акции 265 руб., акционеры «Седьмого континента» оценили компанию в $510 млн. В ходе IPO было выставлено 14 заявокна общую сумму около $83 млн.

Выручка от размещения составила более $80 млн.

Привлеченные в результате IPO средства «Седьмой континент» направил на расширение сети магазинов традиционных форматов и нового формата — гипермаркетов «Наш» (первый гипермаркет открылся только в 2006 году).

Уже через год акционеры приняли решение о повторном размещении на бирже. Правда, теперь компания существенно подняла планку и рассчитывала привлечь около $200 млн. В феврале 2006 года совет директоров утвердил решение о выпуске допэмиссии размером 17% уставного капитала сети. На бирже «Седьмой континент» разместил 13% от увеличенного уставного капитала (около 9,6 млн своих акций дополнительного выпуска). В результате в свободном обращении на бирже оказалось 25,2% акций сети.

Потеря темпа По сравнению с IPO, которое аналитики называли вполне успешным, результаты развития в 2006 году оказались достаточно скромными.

«Седьмой континент», продолжая развиваться преимущественно в Москве, заметно уступал ближайшим конкурентам, уже несколько лет активно осваивающим регионы. Согласно данным аудированной отчетности, выручка «Седьмого континента» в 2006 году выросла на 34,4%, до $957,7 млн (средний показатель лидеров отрасли составлял около 50%: «Магнит» — 59,3%, Х Retail Group NV — 47%, «Копейка» — 70,5%, «Виктория» — 47,4%). К тому же из ранее запланированных 25 новых объектов «Седьмой континент» открыл только 12.

«Низкие темпы расширения сети можно назвать основным фактором, из-за которого инвесторы в последние два года большее предпочтение отдавали акциям других ритейлеров,— отмечает аналитик ИК „Брокеркредитсервис” Татьяна Бобровская.— При этом инвесторов в прошлом году особенно разочаровало то, что „Семерка” не выполнила своих же прогнозов по открытию новых магазинов, на которые опирались аналитики в своих оценках».

Правда, впечатления аналитиков несколько сгладили ряд крупных сделок, которые компания провела в начале 2007 года. В феврале «Седьмой континент» приобрел контрольный пакет акций компании «Ситимаркет», управляющей сетью из 18 дискаунтеров в Москве и Московской области. А в марте была закрыта сделка по приобретению 100% акций компании «Объединенная торговая недвижимость» за 3,95 млрд руб. у девелоперскойгруппы «Декра», по неофициальной информации, подконтрольной Александру Занадворову. В результате последней сделки ритейлер приобрел 29 объектов недвижимости в Москве общей площадью 68 тыс. кв. м, которые планируется постепенно ребрэндировать в магазины сети. К тому же в феврале появилась информация о том, что акционеры сети не исключают очередного размещения акций в 2008 году. На этот раз речь идет о продаже на Лондонской бирже примерно 25-процентного пакета, сформированного из акций основных акционеров сети (Владимир Груздев и Александр Занадворов контролируют сеть на паритетных началах).

С новым акционером Теперь заявленное SPO, скорее всего, не состоится. По неподтвержденной информации, уже в ближайшее время контроль над сетью перейдет к американскому фонду прямых инвестиций TPG Capital. Первые слухи о переговорах акционеров с фондом появились в июле. Тогда сеть планировала продать фонду около 40% акций за $1,1-1,3 млрд. Рынок отреагировал на новость существенным ростом котировок «Седьмого континента» — бумаги ритейлера моментально выросли почти на 10%. А в начале сентября TPG Capital подписал предварительный договор с акционерами «Седьмого континента» о покупке 60% ЗАО «7К инвестхолдинг», контролирующего 100% сети. Новый инвестор планирует увеличить торговые площади «Седьмого континента» почти в 17 раз, до 2,5 млн кв. м, и к 2015 году повысить выручку до $35– млрд. Для этого в развитие компании планируется инвестировать около $7 млрд.

Несмотря на то что официального подтверждения эта информация пока не находит, большинство экспертов уверены, что продажа сети — практически решенное дело. Согласно мнению опрошенных B&FM аналитиков, приход в бизнес компании TPG весьма своевременен. Фонд может помочь «Седьмому континенту» сократить существенное отставание от лидеров сектора.

«На наш взгляд, приход TPG может позитивно сказаться на бизнесе компании,— считает аналитик ИК „Антанта капитал” Андрей Верхоланцев.— Исходя из опыта работы фонда, специализирующегося на инвестициях в недооцененные активы и повышении их капитализации, можно ожидать реализации заявленных планов по выведению „Седьмого континента” в число лидеров продуктового ритейла в России'BB. По мнению Татьяны Бобровской, фонд может предоставить компании дополнительный объем инвестиций, что позволит «Седьмому континенту» активизироваться в сфере расширения торговой сети.

«С учетом того, что инвестиционные фонды, как правило, входят в растущие компании на два-три года, дополнительным фактором роста в будущем может стать перепродажа основного пакета акций сети профильному инвестору»,— добавляет она.

«У „Седьмого континента” было существенное конкурентное преимущество, потому что это была одна из самых первых сетей в Москве, которая развивала высокомаржинальный формат супермаркетов,— рассказывает начальник отдела фундаментального анализа ФК „Открытие” Наталья Мильчакова.— Однако постепе нно это преимущество утрачивается, на рынок входят новые игроки. В дальнейшем компании не обойтись без усиления стратегического планирования, и здесь им может существенно помочь TPG.

Следует ожидать усиления управленческой команды компании».

Американская "оккупация" "Седьмого континента"
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/amerikanskaya-okkupatsiya-sedmogo-kontinenta/2008-07-08


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052