11 сентября 2007, 09:29 2769 просмотров

Россияне испытывают все меньше неприязни к китайским товарам

Судя по последнему сентябрьскому опросу ВЦИОМ, две трети россиян выбирают китайские товары. Теперь это не только дешевый ширпотреб, но и дорогие марки в бутиках. Даже китайские автомобили уже не пугают наших соотечественников. Эксперты предупреждают: если этот тренд не изменится, российская экономика в ближайшее время окажется перед серьезнейшими вызовами.

Чиновники из Минпромэнерго и вовсе опустили руки: конкурировать уже поздно, можно только кооперироваться.

Согласно итогам опроса большинство покупателей товаров китайского производства привлекает низкая стоимость (79%), а о вот высоком качестве говорит только 1% опрошенных. Имидж «китайское, значит некачественное», прочно засел в сознании россиян. Впрочем, как ни парадоксально, это не сильно влияет на потребительские предпочтения. Объемы торговли России и Китая постоянно растут – об этом с гордостью говорят и российские политики, умалчивая о том, что речь сегодня идет в основном об импорте. А ведь еще недавно – в первом полугодии 2006 года мы имели уверенное положительно сальдо с КНР (8,5 млрд. долларов экспорта против 5,5 млрд. импорта), а теперь за первые полгода мы продаем на 3 млрд. меньше, чем закупаем.

При этом если в 1998 году нефть и нефтепродукты занимали всего 3% в российском экспорте в Китай, то в 2006 доля повысилась до 52%. А вот доля машин и оборудования упала в тот же период с 25% до пренебрежительно малых 1,2%. Пока «большой брат» качает нефть, Китай стремительно модернизируется. 9 лет назад машины со станками составляли только 5% экспорта в Россию, а в прошлом году – уже 29%.

По словам эксперта «Центра развития» Сергея Пухова, мы – не единственная страна, испытывающая столь серьезные торговые проблемы с КНР: «В США ситуация с торговым балансом также далеко не блестящая, – рассказал он в интервью «НИ», – вызвано это не только бурным экономическим ростом самого большого из «азиатских тигров», но и заниженным фиксированным курсом юаня по отношению к доллару. Так как Россия тоже ведет внешнюю торговлю в долларах, мы испытываем аналогичные сложности».

Отечественная легкая промышленность от китайской экспансии страдает в наибольшей степени. Как рассказала в интервью «НИ» советник президента Рослегпрома Галина Барышева, китайцы захватывают российский рынок не только за счет умения, которое у них, безусловно, присутствует, но во многом – за счет поддержки своей легкой промышленности государством. «Китайские производители имеют и налоговые льготы, и различные преференции, – подчеркнула она. – По сути дела, КНР делает ставку на свою легкую промышленность как на локомотив роста».

При этом, считает г-жа Барышева, у российских производителей есть шанс побороться с китайцами хотя бы за свой собственный рынок: «Сейчас наш легпром заполняет лишь нишу в 20%. Это, конечно, никуда не годится. Но мы не требуем каких-то особенных льгот, а просим лишь о том, чтобы наши промышленники имели хотя бы равные условия для работы с зарубежными. В России ввозные пошлины на продукцию легкой промышленности составляют 10%, в ЕС – 16%, а в том же Китае – 25%. В таких условиях выживать чрезвычайно трудно. Так, в последние годы вроде бы поднялась наша обувная отрасль, но после очередного снижения пошлин темпы роста замедлились, а в нынешнем году и вовсе начался спад», – посетовала собеседница «НИ».

Впрочем, пресловутый легпром – это лишь вершина айсберга. Если следовать логике экспертов Рослегпрома, надо повышать пошлины во всех секторах экономики. Допустим, в России нет своей электроники и неудивительно, что она идет в том числе из Китая. Но ведь и там, где отечественная продукция никогда не уступала китайской, Россия сдает позиции. Так, по итогам первого полугодия 2007 года Россия стала лидером по импорту автомобилей из Китая, его объемы увеличились пятикратно. Недоверие к китайским машинам (еще недавно само такое словосочетание вызывало улыбку) у российских покупателей снизилось, поскольку соотношение цены и качества оказалось более приемлемым в сравнении с отечественным автопромом.

Аналитик автомобильного рынка Константин Романов, однако, считает, что впадать в преждевременную панику не стоит: «Захватывать такими темпами рынок возможно лишь в тех случаях, когда первоначальная доля на нем невелика, – отметил он. – Угрозы полной «китаизации» рынка пока нет. Во-первых, цена продукции КНР соответствует ее качеству и дополнительным услугам. Так, одной из проблем китайских производителей является отсутствие сервисных центров и неразвитость дилерских сетей. Кроме того, не следует забывать, что российские автомобили трансформируются, и эти изменения происходят в лучшую сторону». Если качество китайских автомобилей будет продолжать расти, КНР просто «перерастет» российский рынок и будет продавать машины в США и Западную Европу.

Но за то время, пока Китай развивается, от отечественного производителя может ничего не остаться. «Производство погибнет окончательно, миллионы людей окажутся на улице, как в начале 90-х годов, а стране останется лишь выкачивать природные ресурсы, – пугает корреспондента «НИ» руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, – правительство, однако, от проблемы всячески пытается увиливать, давая, например, добро на создание отверточной сборки в автомобилестроении. Но это – не выход, и если серьезные действия не будут предприняты в ближайшие годы, последствия для страны в целом будут крайне печальными». Особенно эта перспектива пугает наших промышленников из-за грядущего вступления в ВТО: «По сути, мы лишаемся важных рычагов в регулировании внешней торговли, – отмечает г-н Пухов, – даже такие страны, как США, не могут с этим ничего сделать. Некоторые возможности останутся и в рамках этой организации, но люфт существенно сузится».

По словам эксперта, выход из ситуации банален, хоть и трудновыполним. «Ужесточение требований в соответствии с европейскими или американскими стандартами – вот что необходимо. Необходимо ликвидировать импорт по серым схемам. Значительная часть продукции из Китая ввозится именно таким образом, и уж тут ни о какой честной конкуренции говорить не приходится», – подчеркнул он. Впрочем, и это может не спасти: «Если потребление в Штатах снизится, то китайцы попробуют перенаправить свой экспорт именно в Россию. В таком случае вышеуказанные меры, боюсь, будут малополезны, поскольку экспортируемые в США товары как раз-таки низким качеством не страдают»,– констатирует он.

Очевидно, понимая бесперспективность борьбы с китайской экспансией, экономические власти России ищут альтернативу: не конкурировать, а кооперироваться. Директор департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго России Станислав Наумов в интервью «НИ» заявил, что по отдельным отраслям нам до конкуренции с Китаем еще далеко, равно как и наоборот, и «в этой ситуации надо думать не о том, как обострять взаимоотношения, а искать ниши для реализации совместных проектов», – уверен он. Вот только захочет ли Китай кооперироваться с Россией, большой вопрос.

Владивосток - другого здесь нет

Присутствие на дальневосточном рынке китайских товаров уже давно не называют засильем или торговой экспансией. Просто других тут нет.

Первыми на Дальний Восток пришли продукты. Свиная тушенка «Великая стена» появилась еще в начале 1980-х годов. До конца 1990-х она была на столе в каждом доме. Потом пошли сублимированная лапша, фрукты, овощи, мясо. Сейчас порой на рынках некоторые продавцы, расхваливая свинину, говорят, что она из Дании. «Смотрите, это цельные туши, а китайская – блочная, спрессованная из маленьких кусочков», – убеждают продавцы. Но им уже мало кто верит. К китайским продуктам покупатели давно привыкли и понимают, что других не будет.

Кампания по выдворению иностранцев с рынков в Приморье не дала ожидаемых результатов. «Покупатели жалуются, что продавцы перекупают китайские продукты и организовывают торговлю во дворах жилых домов вдвое дороже», – рассказала специалист отдела потребительского рынка лицензионной палаты Приморского края Нина Забегаева.

Краснодар - из рынков в бутики

Царство китайского ширпотреба на кубанских рынках в последнее время серьезно потеснили турецкие и прочие товары, да и самих китайцев на рынках практически нет. Зато в магазинах и даже бутиках немало изготовленных в Китае вещей, но с ярлыками известных фирм. КНР даже замахнулась на рынок машиностроения, но планы построить завод по производству хлебоуборочных комбайнов не были реализованы – немецкая фирма сыграла на опережение. Теперь у представителей Поднебесной другая идея: они не раз заезжали на местные курорты, восторгаясь малолюдностью пляжей, и обещали застроить побережье отелями, но пока дальше деклараций дело не пошло.

Ульяновск - выбор небольшой

Дефицита товаров китайского производства Ульяновск сегодня явно не ощущает. Представители местного бизнеса поясняют, что все дело в цене – китайская продукция, пожалуй, наиболее доступна рядовым потребителям. Правда, последние, в свою очередь, не скрывают, что, имей они больше денег, никогда бы не покупали то, что принято называть ширпотребом.

Наиболее активно китайцы проявили себя в области производства игрушек. Чтобы понять это, достаточно зайти в несколько магазинов: львиная доля плюшевых мишек, солдатиков и пластмассовых машинок имеют ставшую уже родной для нынешнего поколения детей пометку: Made in China. При этом ни предпринимателей, ни покупателей не смущает дурная слава игрушек, в которых то и дело находят ядовитые вещества. Для бедных семей вопрос стоит просто: либо китайские игрушки, либо вообще их отсутствие.

Бытовая техника также «пострадала» от китайского импорта: магазины завалены дешевыми и почти одноразовыми мобильниками. «У людей нет особого выбора, ведь сейчас львиная доля мобильных телефонов производится именно в Китае», – пояснили «НИ» в одной из ульяновских компаний, занимающейся реализацией сотовых телефонов. Спросом в Ульяновской области пользуются даже автомобили китайского происхождения. Пожалуй, наибольшее распространение получила марка Chery, под которой выпускают как малолитражки, так и внедорожники. Они так же плохо ездят, как и отечественные, зато стоят намного дешевле.

Петербург - главный торговый партнер

Еще три года назад коллега из Владивостока, побывав в гостях в Петербурге, ходила по Гостиному Двору и твердила: «Глазам своим не верю! У вас нет ничего китайского!» В восторге гостья с другого конца континента купила пальто местной фабрики и несколько костюмов. Сегодня в любом торговом центре Северной столицы, даже в бутиках со звучными названиями, висит одежда с бирками «сделано в Китае», полно китайской обуви. Большинство китайских товаров на прилавках Петербурга скрыто под чужими торговыми марками. Даже IKEA в Петербурге не шведского, а китайского происхождения.

Китай стремится импортировать в Петербург и высокотехнологичную продукцию, но петербургские автомобилисты пока предпочитают шведские «Вольво» и всеволожские «Форды».

Петербург в последнее время стал зоной привлечения крупных китайских капиталов. По данным председателя комитета по внешним связям администрации Петербурга Александра Прохоренко, в городе зарегистрировано не менее 35 компаний с китайским капиталом, включая представительство «Шанхайской объединенной инвестиционной компании», которая, как известно, строит жилой микрорайон «Балтийская жемчужина» (по-народному – чайна-таун). А товарооборот Петербурга и Китая в 2006 году составляет около 3 млрд. долларов – второе место после Германии. Структура импорта из КНР меняется: доля кустарных изделий и ширпотреба снижается.

НИ

Теги:
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Россияне испытывают все меньше неприязни к китайским товарам