27 августа 2007, 10:53 583 просмотра

Неразвитость деловой инфраструктуры Сургута сдерживает массовый выход сетевых ритейлеров

Высокие потребительские возможности привлекают иногородних сетевиков на рынок Сургута. Их массовый приход сдерживает невысокий уровень развития деловой инфраструктуры.

На днях в Сургуте крупная екатеринбургская сеть «Монетка» открыла второй магазин. Пока это единственный пример выхода на рынок Сургута инорегиональных игроков продовольственного ритейла. Из заявленных в конце прошлого года планов известно лишь, что крупнейший игрок Сибири «Холидей классик» намерен для дальнейшего развития построить здесь до 2009 года распределительный центр. Что останавливает сетевые компании? В рамках исследования «Вторые города Большого Урала» мы оценили условия ведения их бизнеса в малых городах региона.

Золотые руки…

Рынок труда — стандартная болевая точка всех вторых городов. Проблему дефицита обычно решает привоз квалифицированных специалистов среднего и высшего звена из областных центров. В Сургуте ситуацию значительно осложняет высокий уровень оплаты труда. Кадры стоят очень дорого: по итогам 2006 года средняя заработная плата составила 29,6 тыс. рублей. По официальной статистике это почти в два раза больше, чем в Тюмени или Екатеринбурге.

Рынок коммерческой недвижимости отличается сравнительно высокими арендными ставками и низкой ценой. Помещения в Сургуте выгоднее приобретать в собственность: они гораздо быстрее окупят себя, чем в любом областном центре региона.

К примеру, индекс выкупа офисной недвижимости в Сургуте составляет 4,7 года. Сравните: в Челябинске — 6,9, Екатеринбурге и Тюмени — 7,5, в Перми — 8,7 года.

Но подходящие для покупки площади найти сложно. Крупноформатных объектов в городе нет. Строятся небольшие торговые центры. За последние полтора года введены в эксплуатацию «Премьер» (1,1 тыс. кв. метров), «Пассаж-4» (2,6 тыс. кв. метров), «Новый мир» (4,8 тыс. кв. метров). Ведется строительство торгово-развлекательного центра «Вершина»: подробности проекта пока не известны. Все объекты — в основном на первых этажах жилых домов.

…И золотые горы

Очевидное преимущество Сургута для компаний, работающих на потребительских рынках, — высокие среднедушевые доходы населения: среднемесячный показатель в 2007 году составит, по оценкам, 26,3 тыс. рублей. В Сургуте один из наиболее многочисленных автомобильных парков — 369 авто на тысячу жителей. В автоцентрах города представлены практически все иностранные бренды. Активно развивается сегмент бытовой техники и электроники: в городе работают три из четырех крупнейших федеральных сетевиков — «Эльдорадо», «Мир» и «М.Видео».

По потребительским возможностям Сургут уступает только Магнитогорску, где больше численность населения, выше динамика роста заработной платы, оборотов розничной торговли, платных услуг, общественного питания. Среди муниципальных образований округа по среднедушевому потреблению товаров город занимает первое место, по услугам — второе после Ханты-Мансийска. На оборот товаров и услуг Сургута приходится примерно треть совокупного оборота ХМАО.

Аэропорт Сургут имеет статус международного, относится к узловым аэропортам регионального назначения. Обеспечивает хорошую транспортную доступность: 60 авиакомпаний ведут перевозки пассажиров и грузов по 75 направлениям.

Положительным сигналом служит рост инвестиционной активности предприятий города. За последние годы единственным значимым инвестпроектом было развитие перронного хозяйства аэропорта: в прошлом году объем вложений составил около 4,5 млн долларов. Сумма инвестиций в проекты, начало реализации которых запланировано на 2007 — 2008 годы, составит почти 2,5 млрд долларов.

Таким образом, в рейтинге вторых городов по привлекательности ведения сетевого бизнеса Сургут лидирует. Решающий фактор — потребительские возможности. Предприниматели также отмечают низкие административные барьеры. Хорошо развит финансовый сектор, инфраструктура гостеприимства.

Пока Сургут существенно проигрывает другим городам в ситуации на рынке труда и недвижимости: привлекательность для сетевого бизнеса снижают дороговизна рабочей силы и дефицит коммерческих площадей. Если проблему с нехваткой помещений решить относительно просто (причем быстрые вложения в этом сегменте принесут высокие дивиденды), то кадровый вопрос станет существенным препятствием для развития бизнеса. Пристальное внимание на город большинство сетевых компаний обратят через год-два, когда будут освоены более выгодные направления, а Сургут станет стратегической точкой региональной экспансии в Сибири.

"Эксперт"

Теги:
Поделиться публикацией:
Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Почему ритейлеры тестируют, но не внедряют?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Неразвитость деловой инфраструктуры Сургута сдерживает массовый выход сетевых ритейлеров