Баннер ФЗ-54
16 мая 2007, 13:35 1442 просмотра

Рост рынка бытовой электротехники в крупных российских городах замедлился

В 2006 году отечественный рынок бытовой электротехники существенно замедлил свой рост. Если в 2005 году объем продаж вырос на 40%, то по итогам 2006 года этот показатель составил всего 15%. Аналитики объясняют данную тенденцию тем, что первая волна массовых закупок бытовой техники завершилась. По прогнозам экспертов, темпы роста в ближайшие годы будут незначительными, около 7-10% в год, а сетевые компании станут развиваться за счет консолидации рынка в регионах.

На сегодня рынок бытовой электротехники (БЭТ) четко структурирован. По данным аналитического отдела компании "Техносила", в отрасли работает около 10 тыс. компаний (производителей и продавцов), однако 70% продаж приходится на 10 крупных ритейлеров и 20 производителей. В течение последних нескольких лет рынок БЭТ занимал первое место по темпам роста и второе место по объемам продаж, уступая лишь рынку продуктов питания. Наравне с продуктовым ритейлом сегмент БЭТ практически полностью поделен между несколькими игроками. По данным отраслевой ассоциации РАТЭК, 48% от общего оборота рынка приходится на четыре сети: "Эльдорадо" (23%), "М.Видео" (10%), "Техносила" (8%), "Мир" (7%).

В 2006 году рынок начал стагнировать и вырос всего на 16% против 20-25% в 2005 году. В целом объем рынка БЭТ, включая мобильные телефоны и компьютерную технику, в прошлом году составил $27,45 млрд. "Сегодня, когда многие россияне удовлетворили потребность в бытовой технике 'первой необходимости', рост замедлился. В 2006 году он, по разным оценкам, составил от 15 до 18 процентов. Впрочем, это солидная цифра, учитывая, что прирост ВВП РФ сейчас составляет около 6 процентов", -- говорит директор петербургского филиала компании "Эльдорадо" Вячеслав Трифонов. По прогнозам участников рынка, темпы роста продолжат снижаться и в будущем. "В 2007 году, по оценкам службы аналитики компании 'Техношок', ожидается рост российского рынка БЭТ на 11-11,5 процента. Таким образом, совокупный объем российского рынка может составить около $15 млрд", -- прогнозирует президент компании "Техношок" Виктор Гордейчук.

Эксперты называют несколько причин замедления роста продаж бытовой техники. "Значительная доля современной бытовой электротехники, особенно дорогостоящего сегмента, приходится на товары длительного пользования. Таким образом, динамика емкости этого рынка в той или иной степени подвержена цикличности обновления, связанной с моральным или физическим устареванием техники", -- считает господин Гордейчук. То есть период активных покупок уже остался в прошлом. "Развитие программ автокредитования и рост ипотечного кредитования также привели к снижению покупательской активности и ее переориентации в более дорогие потребительские сегменты", -- отмечают аналитики компании "Техносила".

Розничные сети уже запустили программы адаптации к изменившимся условиям рынка. "Когда темпы роста снижаются, быстрый рост компании становится возможным только путем расширения, то есть открытия новых торговых точек, выхода в новые регионы, разработки новых форматов магазинов, выхода на смежные рынки и введения дополнительных услуг", -- рассказывает руководитель аналитического отдела компании "Мир" Михаил Малаховский. Например, крупнейшая в России компания по продаже мобильных телефонов "Евросеть" в некоторых регионах приступила к реализации через свои магазины туристических путевок. Помимо внутренней политики компании активно реорганизуют и внешнюю стратегию работы на рынке. Сетевики и производители начали движение в сторону создания крупноформатных магазинов и работы без посредничества дистрибьютеров. "В результате пережитого рынком стресса производители бытовой техники сегодня разрабатывают программы прямых поставок в РФ. Впрочем, в будущем вполне возможно, что импорт перестанет играть ключевую роль на рынке бытовой техники. Производство приближается к потребителю, и в стране открываются предприятия по производству иностранной техники. Причем зарубежные компании готовы инвестировать не только в контроль качества и сервис, но также и в разработку продуктов, специально ориентированных на российского потребителя", -- говорят в РАТЭК.

Еще одним драйвером роста для сетевых компаний может стать консолидация на региональных рынках. "Поглощение как вариант регионального развития может быть интересно. Тем более что сейчас региональные компании, чувствующие неспособность на равных конкурировать с федеральными игроками, готовы продать свои активы по разумным рыночным ценам, в то время как еще несколько лет назад цена выставляемого на продажу бизнеса сильно завышалась", -- поясняет господин Трифонов. "Укрупнение федеральных игроков и уход с рынка небольших местных компаний продолжатся и в 2008 году", -- считают аналитики компании "Техносила". По их мнению, доля "большой четверки" к концу 2008 года превысит 80%. "Во всех городах Северо-Запада есть небольшие игроки, которые могут быть поглощены более крупными структурами. В свою очередь, для федеральных сетей интерес могут представлять только такие крупные питерские сети, как 'Техношок', 'Мир техники', 'Телемакс'", -- говорит господин Малаховский.

Между тем региональные сети сдаваться не планируют. Они готовы отстаивать свои рыночные позиции на местах и, более того, вынашивают планы по расширению бизнеса. Так, в 2006 году петербургская компания "Техношок" осуществила рывок в регионы. Сегодня ее гипермаркеты работают в 10 городах, а к концу 2008 года ритейлер планирует присутствовать уже в 50 городах России. "В наших планах -- удержание лидирующих позиций в Петербурге, наращивание рыночной доли в городах, где мы уже присутствуем, и выход на новые региональные рынки", -- подчеркивает господин Гордейчук. Стратегию развития в провинциях разрабатывают и в компании "Калинка", отмечая, что у региональных компаний по сравнению с федеральными есть ряд преимуществ. "Один из главных недостатков крупного бизнеса -- потеря гибкости и быстроты реакции сети на требования покупателей", -- считает финансовый директор компании "Калинка" Мария Борисова.

Впрочем, и крупным федеральным операторам, и региональным игрокам в перспективе придется столкнуться с другой неприятной тенденцией -- усилением конкуренции со стороны сетевых гипермаркетов. Например, в Америке уже начали закрываться специализированные магазины по продаже бытовой техники, которые не выдержали давления со стороны гипермаркетов. "В Европе, правда, эта тенденция еще видна неотчетливо. Не исключено, что и в России вскоре наступит передел рынка", -- размышляет совладелец сети "Техносила" Вячеслав Зайцев. Правда, в компании Media Markt-Saturn уверены, что гипермаркеты еще не скоро начнут вытеснять с рынка специализированные магазины. "Такая тенденция присутствует на некоторых рынках мира, но вряд ли в России подобный процесс начнется в ближайшие годы. Пока формат специализированного магазина бытовой техники востребован", -- говорит PR-менеджер компании Media Markt-Saturn Елена Скальская.

Теги:
Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
5327
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1326
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
1755
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2413
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2410
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5856
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
590
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
774

В 2006 году отечественный рынок бытовой электротехники существенно замедлил свой рост. Если в 2005 году объем продаж вырос на 40%, то по итогам 2006 года этот показатель составил всего 15%. Аналитики объясняют данную тенденцию тем, что первая волна массовых закупок бытовой техники завершилась. По прогнозам экспертов, темпы роста в ближайшие годы будут незначительными, около 7-10% в год, а сетевые компании станут развиваться за счет консолидации рынка в регионах.

На сегодня рынок бытовой электротехники (БЭТ) четко структурирован. По данным аналитического отдела компании "Техносила", в отрасли работает около 10 тыс. компаний (производителей и продавцов), однако 70% продаж приходится на 10 крупных ритейлеров и 20 производителей. В течение последних нескольких лет рынок БЭТ занимал первое место по темпам роста и второе место по объемам продаж, уступая лишь рынку продуктов питания. Наравне с продуктовым ритейлом сегмент БЭТ практически полностью поделен между несколькими игроками. По данным отраслевой ассоциации РАТЭК, 48% от общего оборота рынка приходится на четыре сети: "Эльдорадо" (23%), "М.Видео" (10%), "Техносила" (8%), "Мир" (7%).

В 2006 году рынок начал стагнировать и вырос всего на 16% против 20-25% в 2005 году. В целом объем рынка БЭТ, включая мобильные телефоны и компьютерную технику, в прошлом году составил $27,45 млрд. "Сегодня, когда многие россияне удовлетворили потребность в бытовой технике 'первой необходимости', рост замедлился. В 2006 году он, по разным оценкам, составил от 15 до 18 процентов. Впрочем, это солидная цифра, учитывая, что прирост ВВП РФ сейчас составляет около 6 процентов", -- говорит директор петербургского филиала компании "Эльдорадо" Вячеслав Трифонов. По прогнозам участников рынка, темпы роста продолжат снижаться и в будущем. "В 2007 году, по оценкам службы аналитики компании 'Техношок', ожидается рост российского рынка БЭТ на 11-11,5 процента. Таким образом, совокупный объем российского рынка может составить около $15 млрд", -- прогнозирует президент компании "Техношок" Виктор Гордейчук.

Эксперты называют несколько причин замедления роста продаж бытовой техники. "Значительная доля современной бытовой электротехники, особенно дорогостоящего сегмента, приходится на товары длительного пользования. Таким образом, динамика емкости этого рынка в той или иной степени подвержена цикличности обновления, связанной с моральным или физическим устареванием техники", -- считает господин Гордейчук. То есть период активных покупок уже остался в прошлом. "Развитие программ автокредитования и рост ипотечного кредитования также привели к снижению покупательской активности и ее переориентации в более дорогие потребительские сегменты", -- отмечают аналитики компании "Техносила".

Розничные сети уже запустили программы адаптации к изменившимся условиям рынка. "Когда темпы роста снижаются, быстрый рост компании становится возможным только путем расширения, то есть открытия новых торговых точек, выхода в новые регионы, разработки новых форматов магазинов, выхода на смежные рынки и введения дополнительных услуг", -- рассказывает руководитель аналитического отдела компании "Мир" Михаил Малаховский. Например, крупнейшая в России компания по продаже мобильных телефонов "Евросеть" в некоторых регионах приступила к реализации через свои магазины туристических путевок. Помимо внутренней политики компании активно реорганизуют и внешнюю стратегию работы на рынке. Сетевики и производители начали движение в сторону создания крупноформатных магазинов и работы без посредничества дистрибьютеров. "В результате пережитого рынком стресса производители бытовой техники сегодня разрабатывают программы прямых поставок в РФ. Впрочем, в будущем вполне возможно, что импорт перестанет играть ключевую роль на рынке бытовой техники. Производство приближается к потребителю, и в стране открываются предприятия по производству иностранной техники. Причем зарубежные компании готовы инвестировать не только в контроль качества и сервис, но также и в разработку продуктов, специально ориентированных на российского потребителя", -- говорят в РАТЭК.

Еще одним драйвером роста для сетевых компаний может стать консолидация на региональных рынках. "Поглощение как вариант регионального развития может быть интересно. Тем более что сейчас региональные компании, чувствующие неспособность на равных конкурировать с федеральными игроками, готовы продать свои активы по разумным рыночным ценам, в то время как еще несколько лет назад цена выставляемого на продажу бизнеса сильно завышалась", -- поясняет господин Трифонов. "Укрупнение федеральных игроков и уход с рынка небольших местных компаний продолжатся и в 2008 году", -- считают аналитики компании "Техносила". По их мнению, доля "большой четверки" к концу 2008 года превысит 80%. "Во всех городах Северо-Запада есть небольшие игроки, которые могут быть поглощены более крупными структурами. В свою очередь, для федеральных сетей интерес могут представлять только такие крупные питерские сети, как 'Техношок', 'Мир техники', 'Телемакс'", -- говорит господин Малаховский.

Между тем региональные сети сдаваться не планируют. Они готовы отстаивать свои рыночные позиции на местах и, более того, вынашивают планы по расширению бизнеса. Так, в 2006 году петербургская компания "Техношок" осуществила рывок в регионы. Сегодня ее гипермаркеты работают в 10 городах, а к концу 2008 года ритейлер планирует присутствовать уже в 50 городах России. "В наших планах -- удержание лидирующих позиций в Петербурге, наращивание рыночной доли в городах, где мы уже присутствуем, и выход на новые региональные рынки", -- подчеркивает господин Гордейчук. Стратегию развития в провинциях разрабатывают и в компании "Калинка", отмечая, что у региональных компаний по сравнению с федеральными есть ряд преимуществ. "Один из главных недостатков крупного бизнеса -- потеря гибкости и быстроты реакции сети на требования покупателей", -- считает финансовый директор компании "Калинка" Мария Борисова.

Впрочем, и крупным федеральным операторам, и региональным игрокам в перспективе придется столкнуться с другой неприятной тенденцией -- усилением конкуренции со стороны сетевых гипермаркетов. Например, в Америке уже начали закрываться специализированные магазины по продаже бытовой техники, которые не выдержали давления со стороны гипермаркетов. "В Европе, правда, эта тенденция еще видна неотчетливо. Не исключено, что и в России вскоре наступит передел рынка", -- размышляет совладелец сети "Техносила" Вячеслав Зайцев. Правда, в компании Media Markt-Saturn уверены, что гипермаркеты еще не скоро начнут вытеснять с рынка специализированные магазины. "Такая тенденция присутствует на некоторых рынках мира, но вряд ли в России подобный процесс начнется в ближайшие годы. Пока формат специализированного магазина бытовой техники востребован", -- говорит PR-менеджер компании Media Markt-Saturn Елена Скальская.

Рост рынка бытовой электротехники в крупных российских городах замедлился
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Рост рынка бытовой электротехники в крупных российских городах замедлился
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/21231/2017-09-23