Баннер ФЗ-54
6 апреля 2007, 11:32 6456 просмотров

Сплочение торговых рядов. Комментарий к рейтингу крупнейших российских ритейлеров

Перечень 50 крупнейших российских ритейлеров показывает, что наибольшего успеха торговцы сумели добиться в продуктовом ритейле, торговле бытовой техникой и мобильными телефонами. Хотя даже лидеры этих сегментов – X5 Retail Group, "Эльдорадо" и "Евросеть" – по-прежнему выглядят всего лишь компаниями средней руки по сравнению с крупными зарубежными ритейлерами. А вот торговцы демократичной casual-одеждой вообще не попали в рейтинг, не считая специализированного "Спортмастера". Отсутствие крупных (порог по чистой выручке для вхождения в рейтинг – $200 млн) компаний в сегменте означает, что его в скором будущем ждет приток инвестиций и консолидация.

Кто станет российскими Gap или H&M?
Одежный ритейл – самый слабоконсолидированный сегмент российской розницы. По нему даже сложно собрать точную статистику, что говорит о том, что серьезные инвесторы до сих пор не заинтересовались этой отраслью. По оценкам Fashion Consulting Group, на рынок одежды и аксессуаров в 2006 году пришлось порядка $33-34 млрд. Рынок только одежды составил примерно $24-25 млрд (на одежду класса люкс пришлось примерно $4,9 млрд, на сегмент массмаркет – около $14,9 млрд, на нижний ценовой сегмент одежды – примерно $13,3 млрд). По данным Discovery Research Group, рынок ежегодно прирастает примерно на 25%. Таким образом, торговля одеждой, обувью и аксессуарами – второй по величине и темпам роста сегмент в отечественной рознице после продуктового ритейла. Но до 80% всей продаваемой в розницу одежды покупатели традиционно выбирают на открытых рынках, а не в специализированных магазинах. Эксперты прогнозируют, что торговые сети постепенно будут вытеснять открытые рынки, но их доля будет снижаться крайне медленно – на 7-10% в год.
На одежном рынке работает огромное количество игроков, и ему еще чрезвычайно далеко до консолидации, говорит Илья Ломакин, аналитик Discovery Research Group. Оборот даже самых крупных одежных операторов не превышает $200 млн, а в среднем составляет примерно $25-30 млн. К тому же явных лидеров среди одежных ритейлеров, по оценкам экспертов, нет. Для сравнения: у двух мировых лидеров одежного ритейла – американской Gap (продажи в 2006 году – $16 млрд) и шведской Henetz ($8 млрд) – выручка на несколько порядков выше.
Самым перспективным среди ритейлеров считается средний ценовой сегмент торговли одеждой. Здесь работают такие операторы, как "Спортмастер" (на casual-одежду пришлось примерно $200 млн из его прошлогодней выручки), "Глория Джинс", Sela, "Интерспорт". Но на трех ведущих операторов сегмента массмаркет приходится чуть более 1% одежного рынка. Потенциал данного сегмента раньше остальных оценили ритейлеры из других отраслей. Так, одежную розницу развивает совладелец продуктовой сети "Седьмой континент" Владимир Груздев и основатель DIY-сети "Старик Хоттабыч" Игорь Сосин. По прогнозам экспертов, активная консолидация одежного рынка может начаться только в 2009-2010 годах.
Почему X5 далеко до Wal-Mart
Продуктовый ритейл по степени консолидации объективно занимает второе место после одежного. Но так как это самый крупный по величине сектор в общем розничном пироге, вниманием инвесторов он избалован даже больше остальных сегментов. О намерениях вкладывать средства в продуктовый ритейл заявили практически все работающие в России инвестфонды.
Розничные продажи продуктов питания в 2006 году составили $142 млрд (в 2005 году – $113 млрд), или примерно 43% всей розничной торговли в РФ. Для сравнения: прошлогодняя выручка Wal-Mart, крупнейшего мирового ритейлера, составила $344 млрд. Продуктовые сети, которых эксперты насчитали в России примерно 110-150, наторговали приблизительно на $35,5 млрд (доля сетевой торговли – 25%). По оценкам аналитиков МДМ-банка, на трех крупнейших ритейлеров в этом сегменте в 2006 году пришлось примерно 6% рынка по сравнению, например, с 64% во Франции. Аналитик "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина считает, что эта доля была даже немного выше – 6,6%. По ее прогнозу, объем продуктовой розницы к 2011 году увеличится до $310-320 млрд. При этом на две крупнейшие российские компании – "Магнит" и X5 Retail Group – придется всего 10-12% рынка, то есть их совокупный оборот может составить примерно $31-36 млрд.
В течение ближайших двух лет рынок будет консолидироваться в основном за счет покупки федеральными ритейлерами небольших региональных игроков, а крупные сделки по продаже или объединению "федералов" начнутся не ранее чем через два года, прогнозирует управляющий партнер Falcon Advisers Игорь Кованов. Хотя в 2006 году произошла первая сделка между сетями федерального уровня "Пятерочкой" и "Перекресток" стоимостью $1,381 млрд, из них $907,35 млн наличными (по данным отчетности "Альфа-групп". Всего же, по данным аналитической группы M&A-Intelligence журнала "Слияния и поглощения", в 2006 году в торговле состоялось 39 сделок M&A на общую сумму примерно $2,7 млрд (в 2005 году – 27 сделок стоимостью $630 млн). Опрошенные Ъ эксперты единодушно уверены в том, что большая часть этих сделок происходила именно в торговле продуктами.
M&A у аптекарей популярнее, чем у парфюмеров
В парфюмерно-косметическом и аптечном ритейле степень консолидации оказалась чуть выше, чем в двух предыдущих сегментах, но и эти рынки пока нельзя считать поделенными.
"Зачем, к примеру, 'Л`Этуаль' покупать 'Иль де Ботэ'? Марки обеих сетей достаточно популярны, то есть 'Л`Этуали' придется платить за дорогой брэнд конкурента, а потом менять вывеску на приобретенных магазинах, чтобы не распылять маркетинговые усилия на два брэнда. Между тем еще вполне можно открывать собственные точки, особенно в регионах",– объяснила вице-президент отраслевого агентства "Старая крепость" Анна Дычева. По данным "Старой крепости", все продажи парфюмерии и косметики в 2006 году составили приблизительно $7,8 млрд, из которых на сетевую торговлю пришлось около 30%. При этом, по подсчетам Ъ, исходя из выручки четырех крупнейших игроков сегмента – "Арбат Престижа", "Л`Этуаль", "Дуглас Риволи" и "Иль де Ботэ" – на топ-4 в отрасли приходится около 13% всего парфюмерно-косметического рынка. За последний год на этом рынке стало известно всего лишь об одной более или менее крупной сделке M&A – владелец Brocard Group GmbH & Co KGaA Давид Тетруашвили продал 100% компании "Брокард Парфюмс", оператора десяти магазинов Brocard в России, Максиму Климову, контролирующему "Алькор".
Зато в смежном фармацевтическом сегменте слияния и поглощения в прошлом году происходили куда чаще. Самой крупной прошлогодней сделкой считается покупка группой компаний "Протек" аптечной сети "О3" у того же Максима Климова за приблизительно $80-100 млн. "О3", по данным ЦМИ "Фармэксперт", на конец сентября 2006 года объединяла 146 аптек и была пятой по продажам среди всех аптечных ритейлеров. В ближайшее время "О3" ждет ребрэндинг под марку "Ригла", также принадлежащую "Протеку". Активно покупала региональные сети "36,6" – только в четвертом квартале 2006 года она умудрилась присоединить 8 аптечных сетей, владеющих 88 аптеками в 6 российских регионах. Поглощения обошлись ей, по экспертным оценкам, совокупно в $25-30 млн. По словам руководителя департамента маркетинговых исследований компании "Фармэксперт" Давида Мелик-Гусейнова, в 2006 году общие продажи лекарственных средств в России составили $10,7 млрд, из них на аптеки пришлось $6,7 млрд. При этом на сетевые аптеки в общих аптечных продажах пришлось только 45%, а в объеме всего фармацевтического рынка – примерно 28%. По подсчетам Ъ, на четырех крупнейших игроков в аптечном ритейле ("36,6", "Ригла"–"О3", "Фармакор", "Имплозия") в прошлом году пришлось не более 7% рынка, который, как следует ожидать, продолжит активно консолидироваться в 2007 году. К 2008 году доля сетей в общих продажах фармацевтической продукции составит уже 60%, а к 2010 году – 80%, прогнозирует господин Мелик-Гусейнов. При этом, по его словам, сетевой рынок поделят пять-шесть крупных игроков. Эксперт не исключает, что кого-то из отечественных лидеров к тому времени купит иностранный игрок, например Alliance Boots или Celecio.
DIY-сети пока строят по отдельности
Бум на рынке недвижимости способствует росту торговли товарами для дома, но работающие в этом сегменте сетевые магазины пока не пытаются объединяться друг с другом, чтобы совместными усилиями отвоевать долю у открытых рынков. По словам гендиректора сети DIY-гипермаркетов "Наш дом" (принадлежат ГК "Ташир") Андрея Минкина, годовой объем рынка товаров для ремонта и обустройства дома (DIY) составляет около $11,2 млрд, ежегодно он растет на 15-25%. При этом рынок совсем не заполнен современными форматами торговли – около 80% продаж приходится на строительные рынки. На трех крупнейших DIY-ритейлеров – OBI, "Старика Хоттабыча" и "Максидом" – приходится около 9% рынка, хотя в Европе весь DIY-рынок поделен между тремя-четырьмя основными игроками. Некоторые из них уже представлены в России – например, немецкая OBI, британская Castorama, французская Leroy Merlin, финская Rautakesko, израильская Home Center. "Говорить о консолидации рынка DIY в России пока рано. Он практически свободен для сетевой розницы,– считает Игорь Кованов.– Пока современные форматы будут отбирать долю у открытых рынков, а сделки M&A начнутся не раньше 2009 года". По прогнозам экспертов, даже через пять лет доля сетевой торговли в секторе DIY не превысит 50%.
Рынок бытовой техники поделили четверо
Единственный сегмент, который в самом деле можно считать практически поделенным между сетевыми игроками, это розничная торговля бытовой техникой. По данным отраслевой ассоциации РАТЭК, объем рынка электроники и бытовой техники в 2006 году (в том числе мобильные телефоны и компьютерная техника) – $27,45 млрд. За прошедший год рынок вырос примерно на 16%. При этом около 48% продаж рынка приходится на первую четверку ритейлеров – "Эльдорадо" (23%), "М.Видео" (10%), "Техносила" (8%) и "Мир" (7%). Дальнейшей консолидации, то есть объединения крупнейших сетей сегмента между собой, участники рынка ждут не раньше чем через год-два. Например, некоторые аналитики считают, что сеть "Мир", которая в последние годы теряла свои позиции на рынке, может быть продана кому-нибудь из тройки лидеров либо иностранному оператору. У британской Dixons есть даже опцион на покупку контрольного пакета "Эльдорадо" в 2011 году, но, судя по последним заявлениям менеджеров Dixons, они сомневаются в целесообразности этой покупки.
Продавцы бытовой техники заметны и в торговле мобильными телефонами, хотя в этом сегменте появились свои лидеры. Успех сотового ритейла – российское ноу-хау, за рубежом телефоны продают те же компании, которые оказывают услуги мобильной связи. По оценкам J`son & Partners, за прошлый год оборот рынка сотового ритейла вырос с $5,5 млрд до $6,15 млрд. Хотя темпы его роста сократились практически вдвое. Аналитики J`son & Partners уверены, что российский рынок сотового ритейла уже пришел к насыщению – на топ-5 крупнейших сетей приходится 60% всего рынка. Поэтому в ближайшие годы следует ожидать, что "Евросеть" уступит свое 2-е место в рейтинге Ъ тем ритейлерам, которые работают в сегменте с большим потенциалом.
Теги:
Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
4748
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1245
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
1494
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2325
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2368
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5794
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
465
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
649

Перечень 50 крупнейших российских ритейлеров показывает, что наибольшего успеха торговцы сумели добиться в продуктовом ритейле, торговле бытовой техникой и мобильными телефонами. Хотя даже лидеры этих сегментов – X5 Retail Group, "Эльдорадо" и "Евросеть" – по-прежнему выглядят всего лишь компаниями средней руки по сравнению с крупными зарубежными ритейлерами. А вот торговцы демократичной casual-одеждой вообще не попали в рейтинг, не считая специализированного "Спортмастера". Отсутствие крупных (порог по чистой выручке для вхождения в рейтинг – $200 млн) компаний в сегменте означает, что его в скором будущем ждет приток инвестиций и консолидация.

Кто станет российскими Gap или H&M?
Одежный ритейл – самый слабоконсолидированный сегмент российской розницы. По нему даже сложно собрать точную статистику, что говорит о том, что серьезные инвесторы до сих пор не заинтересовались этой отраслью. По оценкам Fashion Consulting Group, на рынок одежды и аксессуаров в 2006 году пришлось порядка $33-34 млрд. Рынок только одежды составил примерно $24-25 млрд (на одежду класса люкс пришлось примерно $4,9 млрд, на сегмент массмаркет – около $14,9 млрд, на нижний ценовой сегмент одежды – примерно $13,3 млрд). По данным Discovery Research Group, рынок ежегодно прирастает примерно на 25%. Таким образом, торговля одеждой, обувью и аксессуарами – второй по величине и темпам роста сегмент в отечественной рознице после продуктового ритейла. Но до 80% всей продаваемой в розницу одежды покупатели традиционно выбирают на открытых рынках, а не в специализированных магазинах. Эксперты прогнозируют, что торговые сети постепенно будут вытеснять открытые рынки, но их доля будет снижаться крайне медленно – на 7-10% в год.
На одежном рынке работает огромное количество игроков, и ему еще чрезвычайно далеко до консолидации, говорит Илья Ломакин, аналитик Discovery Research Group. Оборот даже самых крупных одежных операторов не превышает $200 млн, а в среднем составляет примерно $25-30 млн. К тому же явных лидеров среди одежных ритейлеров, по оценкам экспертов, нет. Для сравнения: у двух мировых лидеров одежного ритейла – американской Gap (продажи в 2006 году – $16 млрд) и шведской Henetz ($8 млрд) – выручка на несколько порядков выше.
Самым перспективным среди ритейлеров считается средний ценовой сегмент торговли одеждой. Здесь работают такие операторы, как "Спортмастер" (на casual-одежду пришлось примерно $200 млн из его прошлогодней выручки), "Глория Джинс", Sela, "Интерспорт". Но на трех ведущих операторов сегмента массмаркет приходится чуть более 1% одежного рынка. Потенциал данного сегмента раньше остальных оценили ритейлеры из других отраслей. Так, одежную розницу развивает совладелец продуктовой сети "Седьмой континент" Владимир Груздев и основатель DIY-сети "Старик Хоттабыч" Игорь Сосин. По прогнозам экспертов, активная консолидация одежного рынка может начаться только в 2009-2010 годах.
Почему X5 далеко до Wal-Mart
Продуктовый ритейл по степени консолидации объективно занимает второе место после одежного. Но так как это самый крупный по величине сектор в общем розничном пироге, вниманием инвесторов он избалован даже больше остальных сегментов. О намерениях вкладывать средства в продуктовый ритейл заявили практически все работающие в России инвестфонды.
Розничные продажи продуктов питания в 2006 году составили $142 млрд (в 2005 году – $113 млрд), или примерно 43% всей розничной торговли в РФ. Для сравнения: прошлогодняя выручка Wal-Mart, крупнейшего мирового ритейлера, составила $344 млрд. Продуктовые сети, которых эксперты насчитали в России примерно 110-150, наторговали приблизительно на $35,5 млрд (доля сетевой торговли – 25%). По оценкам аналитиков МДМ-банка, на трех крупнейших ритейлеров в этом сегменте в 2006 году пришлось примерно 6% рынка по сравнению, например, с 64% во Франции. Аналитик "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина считает, что эта доля была даже немного выше – 6,6%. По ее прогнозу, объем продуктовой розницы к 2011 году увеличится до $310-320 млрд. При этом на две крупнейшие российские компании – "Магнит" и X5 Retail Group – придется всего 10-12% рынка, то есть их совокупный оборот может составить примерно $31-36 млрд.
В течение ближайших двух лет рынок будет консолидироваться в основном за счет покупки федеральными ритейлерами небольших региональных игроков, а крупные сделки по продаже или объединению "федералов" начнутся не ранее чем через два года, прогнозирует управляющий партнер Falcon Advisers Игорь Кованов. Хотя в 2006 году произошла первая сделка между сетями федерального уровня "Пятерочкой" и "Перекресток" стоимостью $1,381 млрд, из них $907,35 млн наличными (по данным отчетности "Альфа-групп". Всего же, по данным аналитической группы M&A-Intelligence журнала "Слияния и поглощения", в 2006 году в торговле состоялось 39 сделок M&A на общую сумму примерно $2,7 млрд (в 2005 году – 27 сделок стоимостью $630 млн). Опрошенные Ъ эксперты единодушно уверены в том, что большая часть этих сделок происходила именно в торговле продуктами.
M&A у аптекарей популярнее, чем у парфюмеров
В парфюмерно-косметическом и аптечном ритейле степень консолидации оказалась чуть выше, чем в двух предыдущих сегментах, но и эти рынки пока нельзя считать поделенными.
"Зачем, к примеру, 'Л`Этуаль' покупать 'Иль де Ботэ'? Марки обеих сетей достаточно популярны, то есть 'Л`Этуали' придется платить за дорогой брэнд конкурента, а потом менять вывеску на приобретенных магазинах, чтобы не распылять маркетинговые усилия на два брэнда. Между тем еще вполне можно открывать собственные точки, особенно в регионах",– объяснила вице-президент отраслевого агентства "Старая крепость" Анна Дычева. По данным "Старой крепости", все продажи парфюмерии и косметики в 2006 году составили приблизительно $7,8 млрд, из которых на сетевую торговлю пришлось около 30%. При этом, по подсчетам Ъ, исходя из выручки четырех крупнейших игроков сегмента – "Арбат Престижа", "Л`Этуаль", "Дуглас Риволи" и "Иль де Ботэ" – на топ-4 в отрасли приходится около 13% всего парфюмерно-косметического рынка. За последний год на этом рынке стало известно всего лишь об одной более или менее крупной сделке M&A – владелец Brocard Group GmbH & Co KGaA Давид Тетруашвили продал 100% компании "Брокард Парфюмс", оператора десяти магазинов Brocard в России, Максиму Климову, контролирующему "Алькор".
Зато в смежном фармацевтическом сегменте слияния и поглощения в прошлом году происходили куда чаще. Самой крупной прошлогодней сделкой считается покупка группой компаний "Протек" аптечной сети "О3" у того же Максима Климова за приблизительно $80-100 млн. "О3", по данным ЦМИ "Фармэксперт", на конец сентября 2006 года объединяла 146 аптек и была пятой по продажам среди всех аптечных ритейлеров. В ближайшее время "О3" ждет ребрэндинг под марку "Ригла", также принадлежащую "Протеку". Активно покупала региональные сети "36,6" – только в четвертом квартале 2006 года она умудрилась присоединить 8 аптечных сетей, владеющих 88 аптеками в 6 российских регионах. Поглощения обошлись ей, по экспертным оценкам, совокупно в $25-30 млн. По словам руководителя департамента маркетинговых исследований компании "Фармэксперт" Давида Мелик-Гусейнова, в 2006 году общие продажи лекарственных средств в России составили $10,7 млрд, из них на аптеки пришлось $6,7 млрд. При этом на сетевые аптеки в общих аптечных продажах пришлось только 45%, а в объеме всего фармацевтического рынка – примерно 28%. По подсчетам Ъ, на четырех крупнейших игроков в аптечном ритейле ("36,6", "Ригла"–"О3", "Фармакор", "Имплозия") в прошлом году пришлось не более 7% рынка, который, как следует ожидать, продолжит активно консолидироваться в 2007 году. К 2008 году доля сетей в общих продажах фармацевтической продукции составит уже 60%, а к 2010 году – 80%, прогнозирует господин Мелик-Гусейнов. При этом, по его словам, сетевой рынок поделят пять-шесть крупных игроков. Эксперт не исключает, что кого-то из отечественных лидеров к тому времени купит иностранный игрок, например Alliance Boots или Celecio.
DIY-сети пока строят по отдельности
Бум на рынке недвижимости способствует росту торговли товарами для дома, но работающие в этом сегменте сетевые магазины пока не пытаются объединяться друг с другом, чтобы совместными усилиями отвоевать долю у открытых рынков. По словам гендиректора сети DIY-гипермаркетов "Наш дом" (принадлежат ГК "Ташир") Андрея Минкина, годовой объем рынка товаров для ремонта и обустройства дома (DIY) составляет около $11,2 млрд, ежегодно он растет на 15-25%. При этом рынок совсем не заполнен современными форматами торговли – около 80% продаж приходится на строительные рынки. На трех крупнейших DIY-ритейлеров – OBI, "Старика Хоттабыча" и "Максидом" – приходится около 9% рынка, хотя в Европе весь DIY-рынок поделен между тремя-четырьмя основными игроками. Некоторые из них уже представлены в России – например, немецкая OBI, британская Castorama, французская Leroy Merlin, финская Rautakesko, израильская Home Center. "Говорить о консолидации рынка DIY в России пока рано. Он практически свободен для сетевой розницы,– считает Игорь Кованов.– Пока современные форматы будут отбирать долю у открытых рынков, а сделки M&A начнутся не раньше 2009 года". По прогнозам экспертов, даже через пять лет доля сетевой торговли в секторе DIY не превысит 50%.
Рынок бытовой техники поделили четверо
Единственный сегмент, который в самом деле можно считать практически поделенным между сетевыми игроками, это розничная торговля бытовой техникой. По данным отраслевой ассоциации РАТЭК, объем рынка электроники и бытовой техники в 2006 году (в том числе мобильные телефоны и компьютерная техника) – $27,45 млрд. За прошедший год рынок вырос примерно на 16%. При этом около 48% продаж рынка приходится на первую четверку ритейлеров – "Эльдорадо" (23%), "М.Видео" (10%), "Техносила" (8%) и "Мир" (7%). Дальнейшей консолидации, то есть объединения крупнейших сетей сегмента между собой, участники рынка ждут не раньше чем через год-два. Например, некоторые аналитики считают, что сеть "Мир", которая в последние годы теряла свои позиции на рынке, может быть продана кому-нибудь из тройки лидеров либо иностранному оператору. У британской Dixons есть даже опцион на покупку контрольного пакета "Эльдорадо" в 2011 году, но, судя по последним заявлениям менеджеров Dixons, они сомневаются в целесообразности этой покупки.
Продавцы бытовой техники заметны и в торговле мобильными телефонами, хотя в этом сегменте появились свои лидеры. Успех сотового ритейла – российское ноу-хау, за рубежом телефоны продают те же компании, которые оказывают услуги мобильной связи. По оценкам J`son & Partners, за прошлый год оборот рынка сотового ритейла вырос с $5,5 млрд до $6,15 млрд. Хотя темпы его роста сократились практически вдвое. Аналитики J`son & Partners уверены, что российский рынок сотового ритейла уже пришел к насыщению – на топ-5 крупнейших сетей приходится 60% всего рынка. Поэтому в ближайшие годы следует ожидать, что "Евросеть" уступит свое 2-е место в рейтинге Ъ тем ритейлерам, которые работают в сегменте с большим потенциалом.
Сплочение торговых рядов. Комментарий к рейтингу крупнейших российских ритейлеров
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Сплочение торговых рядов. Комментарий к рейтингу крупнейших российских ритейлеров
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/20501/2017-09-22