Баннер ФЗ-54
5 марта 2007, 07:53 1184 просмотра

Глава "Вимм-Билль-Данна" рассказывает о реструктуризации компании

По итогам 2006 года котировки акций одного из крупнейших российских игроков пищевого рынка, компании "Вимм-Билль-Данн" (ВБД), выросли почти в три раза. Аналитики прогнозируют, что в 2007 году акции ВБД если и замедлят темпы роста, то ненамного. О том, чем будет обусловлен рост котировок, Ъ рассказал председатель совета директоров ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" Давид Якобашвили.

-- В 2006 году стоимость акций ВБД на Нью-Йоркской фондовой бирже выросла в 2,8 раза, или на 177%. При этом аналитики отмечают скачкообразность роста котировок: в течение недели они могут как вырасти на 8-10%, так и снизиться на аналогичную величину. С чем это связано?

-- Аналогичным образом наши акции ведут себя и на Российской товарно-сырьевой бирже (РТС). Подобная скачкообразность, на мой взгляд, определяется наличием достаточного количества рисков. На котировки влияют очень многие факторы, в том числе и заявления наших чиновников как в отношении внутри российского рынка, так и в отношении международных отношений. В последнее время в свете вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) эти заявления были достаточно острыми. Хотя по большей части на колебание стоимости акций влияет рынок нефти, доходы от которой формируют 25% российского бюджета. На сегодня стоимость нефти продолжает оставаться определяющей составляющей российского фондового рынка. Я лично считаю, что на данный момент ее влияние, скорее, психологический фактор, от которого мы, как бы то ни было, зависим.

-- В начале 2007 года часть акций ВБД была размещена на российской торговой площадке, при этом разница в котировках акций ВБД на РТС и NYSE весьма существенна и составляет 10-12%. Чем это объясняется?

-- Наши акции очень мало торгуются на РТС. Как только появляется какое-то количество акций в продаже, их немедленно покупают. При этом большинство покупателей предпочитают их держать, рассчитывая, что в определенный момент их цена сравняется с ценой наших ADR в Нью-Йорке. Если на NYSE акции ВБД торгуются ежедневно, то на площадке РТС в среднем проходит всего одна сделка в неделю. Очень низкая ликвидность на РТС -- всего порядка 10%. Безусловно, есть и другие составляющие, которые тормозят выравнивание цен. К примеру, тот же государственный фактор играет существенную роль. Я имею в виду те правила и ограничения, которые определены государством для российского фондового рынка, в частности, то, что иностранцы не могут покупать акции на российской площадке. На российском фондовом рынке постоянно меняются правила игры, поэтому стоимость ADR и GDR "Вимм-Билль-Данна" на NYSE много выше, чем на местном рынке.

-- Приходилось ли акционерам ВБД за все то время, что компания торгуется на бирже, предпринимать какие-то специальные действия для поддержки уровня котировок, например, выкупать акции ВБД?

-- Нам ни разу не приходилось выкупать собственные акции. Так обычно делают, когда в компании идет предпродажная подготовка -- чтобы повысить капитализацию и в конечном итоге продать компанию подороже. Пока у нас такой необходимости не возникало. Даже когда в 2004 году стоимость акций упала до минимальной за все время нашего присутствия на бирже отметки $12,5 за акцию. Сейчас же, я считаю, ситуация очень хорошая по стоимости акций, многие даже не предполагали, насколько вырастут в цене акции ВБД. Конечно, никто не может дать гарантии, что такой интенсивный рост продолжится и дальше. Но есть некоторые аналитики, дающие достаточно высокие прогнозы по росту цен и в этом году.

-- Тем не менее в этом году акционеры ВБД продали часть принадлежащих им акций компании.

-- Да, недавно мои партнеры по бизнесу продали часть своих акций, поскольку необходимо вкладывать средства в другие проекты. Я не продавал. Более того, по возможности, считаю, надо будет еще акций ВБД себе прикупить, поскольку их стоимость будет расти, вложение будет эффективным.

-- Почти год назад основные акционеры ВБД передали управление компанией в руки наемного менеджера Тони Майера. Тогда было объявлено, что вы, Сергей Пластинин и Гавриил Юшваев займетесь созданием нового холдинга, куда войдут все ваши активы. Холдинг уже сформирован?

-- Пока о новом холдинге говорить еще рано. До начала его создания слишком много еще вещей предстоит сделать. На данном этапе приоритетной задачей для всех нас является консолидация основного актива -- ВБД, о чем уже неоднократно говорилось и нами, и в прессе, поскольку мы пытаемся сделать этот процесс максимально прозрачным и открытым для инвесторов. По остальным нашим предприятиям также работаем, но все остальные активы консолидировать проще, фактически просто объединить документацию. Непосредственно сейчас просто никто этим вплотную не занимается. Это не спешно.

-- А что мешает консолидировать ВБД?

-- Сейчас стараемся провести консолидацию таким образом, чтобы структура компании, с одной стороны, была максимально приближена к международным стандартам, а с другой -- соответствовала нашему законодательству. Основная проблема в том, что по российскому законодательству ВБД -- не холдинг. ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" -- это маленькая компания, которая считается управляющей и имеет соответствующую бухгалтерию, которая не отражает всех показателей. Фактически нам приходится вести "двойную бухгалтерию": одну по американским стандартам, вторую -- по российским по каждому нашему предприятию. И консолидировать ее на данный момент невозможно. В нашем законодательстве не определено само понятие холдинга, как понимает его GAAP. Получается, что по российским стандартам у нас одно предприятие, а по международным -- другое.

-- Какова же тогда основная цель проводимой сейчас реструктуризации ВБД?

-- Сокращение количества юридических лиц, входящих в ОАО, здорово сократит расходы каждого отдельного предприятия, поскольку позволит убрать дублирующие функции подразделений ВБД. Для нас каждая копейка важна: экономия не десятками процентов определяется. Поэтому-то мы и стараемся находить решения, которые позволили бы максимально сократить расходы.

-- Вопрос о продаже ВБД французской группе Danone стал уже традиционным: слухи о переговорах между компаниями ходят по рынку постоянно. Так ВБД продается или нет?

-- В данном вопросе я придерживаюсь такого же мнения, как и относительно продажи принадлежащих мне акций ВБД: я продавать не хочу. Что касается Danone, то на данный момент никаких реальных переговоров нет. Danone владеет определенным количеством акций ВБД, приобретенных на фондовом рынке. И наши с ними отношения такие же, как и со всеми остальными инвесторами. Понятно, любой бизнес при определенном стечении обстоятельств может быть продан, если кто-то предложит хорошую цену. Мы всегда готовы сесть за стол переговоров и рассмотреть предложение инвесторов, но я не думаю, что сейчас нам кто-то предложит цену, которая нас устроит.

-- А какая цена устроит акционеров ВБД?

-- Умопомрачительная. Если кто-то захочет сделать подарок любимой на 8 Марта в виде ВБД и предложит цену, значительно превышающую нынешнюю капитализацию компании, мы с удовольствием рассмотрим это предложение. А если серьезно, то мы сейчас и сами готовы к значительным приобретениям.

-- Есть информация, что акционеры ВБД рассматривали возможность приобретений профильных игроков за рубежом, в частности, в Восточной Европе. Сохранились ли эти планы?

-- Необязательно приобретать иностранную компанию, на нашем местном рынке тоже есть достойные игроки. Могу сказать, что в наших ближайших планах приобретения на территории России и в СНГ. Пока я считаю, что рынок нами недостаточно освоен на территории страны и нам есть над чем работать в России. Что касается западных рынков, в том числе Восточной Европы, то там все находится в руках местных производителей, выйти на рынки тех же Польши или Чехии тяжеловато.

-- Каковы критерии отбора потенциальных претендентов на поглощение "Вимм-Билль-Данном"?

-- Хорошее предложение по цене, хороший прирост по EBITDA. Кроме того, у каждого предприятия, которое мы рассматриваем в качестве потенциального приобретения, синергия должна быть, чтобы как в ближайшей, так и более отдаленной перспективе можно было рассчитывать на позитивный прирост. Нам очень близка любая продовольственная тематика. Вот, если бы Андрей Коркунов предложил нам свой кондитерский бизнес, мы могли бы рассмотреть возможность его приобретения.

-- Но кондитерский бизнес достаточно далек от молочного и сокового, на которых вы специализируетесь.

-- ВБД готов войти в бизнес, который синергичен с существующим, и в кондитерский бизнес, если он хорош, в частности. Помимо новых приобретений, которые будут и на молочном рынке, планируем провести новую маркетинговую политику по сокам, логистику всех направлений подтянуть. Выпустить линейку новых продуктов и одновременно отказаться от выпуска каких-то старых продуктов. В основном это сокращение портфеля коснется региональных брэндов. Когда мы приходили в регионы, на каждом приобретенном нами предприятии выпускалось много местных марок, к ним добавились наши продукты. Сейчас принято стратегическое решение сосредоточиться на продвижении общефедеральных брэндов, таких как "Веселый молочник", "Чудо", сохранив в каждом из регионов два-три местных брэнда, пользующихся там наибольшим спросом.ВБД начинает строить собственные молочные фермы, это важно для решения сырьевой проблемы наших предприятий. Пока в России объемы уничтожения скота превышают объемы его завоза и выращивания, переработчикам приходится жить в условиях сырьевого дефицита. Большие мегафермы, которые мы создаем,-- бизнес тяжелый и затратный. Вложенные в них средства отбиваются не ранее чем через восемь лет. Хорошо, что сейчас появились федеральные целевые программы, такие как нацпроект развития агропромышленного комплекса, продвигаемый Минсельхозом. Государство внедряет прекрасные новации, но они убиваются на корню невозвратом средств: федеральный бюджет проценты по кредиту возвращает, а местные бюджеты -- нет. Поэтому пока фермы приходится дотировать самостоятельно. Особенно актуальной эта проблема становится в свете вступления России в ВТО. У иностранных производителей есть значительные экспортные дотации, и в рамках ВТО они не будут платить высоких таможенных тарифов. В таких условиях мы просто станем неконкурентоспособны и потеряем рынок.

-- Какие проблемы пищевого сектора требуют, по вашему мнению, оперативного вмешательства со стороны государства?

-- Сейчас для бизнеса наиболее актуальна проблема правильного налогообложения. Я считаю, что государство в первую очередь должно уменьшить единый социальный налог до 12-13%, что позволило бы окончательно вывести бизнес из тени. Во-вторых, надо покончить с налогом на добавленную стоимость. Основная проблема здесь заключается в том, что НДС ставит различные компании в неравные конкурентные условия, поскольку кто-то получает возмещение, кто-то -- нет. И это, к сожалению, зависит от совершенно нерыночных условий, а практически от личных связей. Лучше всего заменить НДС налогом с продаж. Тогда бизнес бы получил четкие правила игры и не пришлось бы жить по принципу "кто как договорился".Как члены Молочного союза сейчас боремся против возвращения спрэдов (сливочные масла с добавлением растительных жиров.--Ъ) в категорию натуральных сливочных масел. Сливочным маслом должно считаться то, что произведено из натурального молока. Сейчас вот кто-то лоббирует идею разделить молоко, произведенное из порошкового и цельного молока. Есть предложения, чтобы продукт, произведенный из порошка, именовался молочным напитком. Приходится объяснять, что и то и другое -- это натуральный продукт. Производители и так указывают на упаковках, восстановленный это продукт или нет. В России есть регионы, где из-за отсутствия сырого молока производство возможно только из порошкового.

-- А вы сами-то порошковое молоко пьете?

-- Так уж сложилось, что молоко, независимо от того, порошковое оно или нет, я не пью. Иногда только с гречневой кашей употребляю. Но зато каждое утро ем творог, йогурты, естественно, производства ВБД. С удовольствием употребляю всю нашу продукцию. Скажу больше, друзья, когда я их навещаю, даже хачапури только с вимм-билль-данновским творогом делают.

-- В последние годы на крупных аукционах -- Sotheby`s и Christie`s, цены на русское искусство стабильно растут. Что сегодня стоит дороже: собранная вами коллекция антиквариата или принадлежащий вам пакет акций ВБД?

-- Мне дорого и то, и это. Наверное, поэтому не смогу сказать точно.

-- Какой вещью из коллекции вы особенно гордитесь?

-- Чашей, выполненной в технике русская эмаль в конце XVII века -- один из редчайших предметов, созданный на заре освоения технологии российскими мастерами. Одна такая есть в Оружейной палате и одна -- у меня.

-- Большая у вас коллекция антиквариата?

-- Достаточно обширная, не скажу точно, сколько предметов, но на музей уже набралось. В основном это предметы русского искусства и коллекция самоиграющих музыкальных аппаратов -- шарманки, пианино. Планирую построить музей рядом с нашим офисом на Солянке, на том месте, где сейчас находится шашлычная. Его общая площадь будет 10 тыс. кв. метров. Уже два года занимаемся тем, что собираем необходимые документы, подписи у чиновников. Надеялись начать строительство еще в ноябре прошлого года, но из-за российской бюрократии до сих пор даже котлован не можем вырыть.

Давид Михайлович Якобашвили

Родился в 1957 году в Грузии. Учился в политехническом институте в Тбилиси, работал в метрострое, вневедомственной охране. В 1987-1988 годах ездил на заработки в Швецию. С 1988 года занимался бизнесом в Москве: открыл салон красоты, фирму "Тринити-моторс", организовывал туры для иностранцев, продавал лес, распространял лотерею. В 1992 году стал одним из основателей "Вимм-Билль-Данна". С мая 2001 года -- глава совета директоров "Вимм-Билль-Данн. Продукты питания". Также возглавляет совет директоров ЗАО "Метелица-Клуб", входит в советы компаний "РусАгроПроект", "Сельскохозяйственный комплекс 'Горки-2'", "Наро-Осановский племхоз", "Шихан", Airport Financial Services Limited. Участвует в работе ряда организаций: РСПП, ТПП, некоммерческое партнерство "РусБренд", Российско-американский деловой совет и др.

ОАО "Вимм-Билль-Данн. Продукты Питания"

Основанной в 1992 году группе "Вимм-Билль-Данн" (ВБД) принадлежат 33 предприятия в России и СНГ, выпускающие молочную продукцию (доля на российском рынке -- 72%), соки (21,7%), детское питание (6,3%) и минеральную воду. 48,39% акций принадлежат основателям компании, в том числе Гавриилу Юшваеву -- 19,45%, Давиду Якобашвили -- 10,12%, Сергею Пластинину -- 9,01%, Михаилу Дубинину -- 5,17%, Александру Орлову -- 3,17%. 18,9% акций котируется в РТС, более 32% -- на NYSE. Выручка за 9 месяцев 2006 года -- $1,25 млрд, чистая прибыль -- $79,2 млн. Согласно планам председателя правления ВБД Тони Майера, объем продаж компании будет увеличиваться еще как минимум три года и к 2010 году выручка должна составить $3,4 млрд. Капитализация на NYSE -- $2,7 млрд. В компании работает более 17 тыс. человек.

Теги:
Поделиться публикацией:
Куда уходит покупатель и во что играют современные...
543
Концепции настоящего и будущего
2883
Андрей Бударин, начальник Управления оперативного ...
816
Михаил Иванцов, генеральный директор розничной се...
1107
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
3207
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
6928

По итогам 2006 года котировки акций одного из крупнейших российских игроков пищевого рынка, компании "Вимм-Билль-Данн" (ВБД), выросли почти в три раза. Аналитики прогнозируют, что в 2007 году акции ВБД если и замедлят темпы роста, то ненамного. О том, чем будет обусловлен рост котировок, Ъ рассказал председатель совета директоров ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" Давид Якобашвили.

-- В 2006 году стоимость акций ВБД на Нью-Йоркской фондовой бирже выросла в 2,8 раза, или на 177%. При этом аналитики отмечают скачкообразность роста котировок: в течение недели они могут как вырасти на 8-10%, так и снизиться на аналогичную величину. С чем это связано?

-- Аналогичным образом наши акции ведут себя и на Российской товарно-сырьевой бирже (РТС). Подобная скачкообразность, на мой взгляд, определяется наличием достаточного количества рисков. На котировки влияют очень многие факторы, в том числе и заявления наших чиновников как в отношении внутри российского рынка, так и в отношении международных отношений. В последнее время в свете вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) эти заявления были достаточно острыми. Хотя по большей части на колебание стоимости акций влияет рынок нефти, доходы от которой формируют 25% российского бюджета. На сегодня стоимость нефти продолжает оставаться определяющей составляющей российского фондового рынка. Я лично считаю, что на данный момент ее влияние, скорее, психологический фактор, от которого мы, как бы то ни было, зависим.

-- В начале 2007 года часть акций ВБД была размещена на российской торговой площадке, при этом разница в котировках акций ВБД на РТС и NYSE весьма существенна и составляет 10-12%. Чем это объясняется?

-- Наши акции очень мало торгуются на РТС. Как только появляется какое-то количество акций в продаже, их немедленно покупают. При этом большинство покупателей предпочитают их держать, рассчитывая, что в определенный момент их цена сравняется с ценой наших ADR в Нью-Йорке. Если на NYSE акции ВБД торгуются ежедневно, то на площадке РТС в среднем проходит всего одна сделка в неделю. Очень низкая ликвидность на РТС -- всего порядка 10%. Безусловно, есть и другие составляющие, которые тормозят выравнивание цен. К примеру, тот же государственный фактор играет существенную роль. Я имею в виду те правила и ограничения, которые определены государством для российского фондового рынка, в частности, то, что иностранцы не могут покупать акции на российской площадке. На российском фондовом рынке постоянно меняются правила игры, поэтому стоимость ADR и GDR "Вимм-Билль-Данна" на NYSE много выше, чем на местном рынке.

-- Приходилось ли акционерам ВБД за все то время, что компания торгуется на бирже, предпринимать какие-то специальные действия для поддержки уровня котировок, например, выкупать акции ВБД?

-- Нам ни разу не приходилось выкупать собственные акции. Так обычно делают, когда в компании идет предпродажная подготовка -- чтобы повысить капитализацию и в конечном итоге продать компанию подороже. Пока у нас такой необходимости не возникало. Даже когда в 2004 году стоимость акций упала до минимальной за все время нашего присутствия на бирже отметки $12,5 за акцию. Сейчас же, я считаю, ситуация очень хорошая по стоимости акций, многие даже не предполагали, насколько вырастут в цене акции ВБД. Конечно, никто не может дать гарантии, что такой интенсивный рост продолжится и дальше. Но есть некоторые аналитики, дающие достаточно высокие прогнозы по росту цен и в этом году.

-- Тем не менее в этом году акционеры ВБД продали часть принадлежащих им акций компании.

-- Да, недавно мои партнеры по бизнесу продали часть своих акций, поскольку необходимо вкладывать средства в другие проекты. Я не продавал. Более того, по возможности, считаю, надо будет еще акций ВБД себе прикупить, поскольку их стоимость будет расти, вложение будет эффективным.

-- Почти год назад основные акционеры ВБД передали управление компанией в руки наемного менеджера Тони Майера. Тогда было объявлено, что вы, Сергей Пластинин и Гавриил Юшваев займетесь созданием нового холдинга, куда войдут все ваши активы. Холдинг уже сформирован?

-- Пока о новом холдинге говорить еще рано. До начала его создания слишком много еще вещей предстоит сделать. На данном этапе приоритетной задачей для всех нас является консолидация основного актива -- ВБД, о чем уже неоднократно говорилось и нами, и в прессе, поскольку мы пытаемся сделать этот процесс максимально прозрачным и открытым для инвесторов. По остальным нашим предприятиям также работаем, но все остальные активы консолидировать проще, фактически просто объединить документацию. Непосредственно сейчас просто никто этим вплотную не занимается. Это не спешно.

-- А что мешает консолидировать ВБД?

-- Сейчас стараемся провести консолидацию таким образом, чтобы структура компании, с одной стороны, была максимально приближена к международным стандартам, а с другой -- соответствовала нашему законодательству. Основная проблема в том, что по российскому законодательству ВБД -- не холдинг. ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" -- это маленькая компания, которая считается управляющей и имеет соответствующую бухгалтерию, которая не отражает всех показателей. Фактически нам приходится вести "двойную бухгалтерию": одну по американским стандартам, вторую -- по российским по каждому нашему предприятию. И консолидировать ее на данный момент невозможно. В нашем законодательстве не определено само понятие холдинга, как понимает его GAAP. Получается, что по российским стандартам у нас одно предприятие, а по международным -- другое.

-- Какова же тогда основная цель проводимой сейчас реструктуризации ВБД?

-- Сокращение количества юридических лиц, входящих в ОАО, здорово сократит расходы каждого отдельного предприятия, поскольку позволит убрать дублирующие функции подразделений ВБД. Для нас каждая копейка важна: экономия не десятками процентов определяется. Поэтому-то мы и стараемся находить решения, которые позволили бы максимально сократить расходы.

-- Вопрос о продаже ВБД французской группе Danone стал уже традиционным: слухи о переговорах между компаниями ходят по рынку постоянно. Так ВБД продается или нет?

-- В данном вопросе я придерживаюсь такого же мнения, как и относительно продажи принадлежащих мне акций ВБД: я продавать не хочу. Что касается Danone, то на данный момент никаких реальных переговоров нет. Danone владеет определенным количеством акций ВБД, приобретенных на фондовом рынке. И наши с ними отношения такие же, как и со всеми остальными инвесторами. Понятно, любой бизнес при определенном стечении обстоятельств может быть продан, если кто-то предложит хорошую цену. Мы всегда готовы сесть за стол переговоров и рассмотреть предложение инвесторов, но я не думаю, что сейчас нам кто-то предложит цену, которая нас устроит.

-- А какая цена устроит акционеров ВБД?

-- Умопомрачительная. Если кто-то захочет сделать подарок любимой на 8 Марта в виде ВБД и предложит цену, значительно превышающую нынешнюю капитализацию компании, мы с удовольствием рассмотрим это предложение. А если серьезно, то мы сейчас и сами готовы к значительным приобретениям.

-- Есть информация, что акционеры ВБД рассматривали возможность приобретений профильных игроков за рубежом, в частности, в Восточной Европе. Сохранились ли эти планы?

-- Необязательно приобретать иностранную компанию, на нашем местном рынке тоже есть достойные игроки. Могу сказать, что в наших ближайших планах приобретения на территории России и в СНГ. Пока я считаю, что рынок нами недостаточно освоен на территории страны и нам есть над чем работать в России. Что касается западных рынков, в том числе Восточной Европы, то там все находится в руках местных производителей, выйти на рынки тех же Польши или Чехии тяжеловато.

-- Каковы критерии отбора потенциальных претендентов на поглощение "Вимм-Билль-Данном"?

-- Хорошее предложение по цене, хороший прирост по EBITDA. Кроме того, у каждого предприятия, которое мы рассматриваем в качестве потенциального приобретения, синергия должна быть, чтобы как в ближайшей, так и более отдаленной перспективе можно было рассчитывать на позитивный прирост. Нам очень близка любая продовольственная тематика. Вот, если бы Андрей Коркунов предложил нам свой кондитерский бизнес, мы могли бы рассмотреть возможность его приобретения.

-- Но кондитерский бизнес достаточно далек от молочного и сокового, на которых вы специализируетесь.

-- ВБД готов войти в бизнес, который синергичен с существующим, и в кондитерский бизнес, если он хорош, в частности. Помимо новых приобретений, которые будут и на молочном рынке, планируем провести новую маркетинговую политику по сокам, логистику всех направлений подтянуть. Выпустить линейку новых продуктов и одновременно отказаться от выпуска каких-то старых продуктов. В основном это сокращение портфеля коснется региональных брэндов. Когда мы приходили в регионы, на каждом приобретенном нами предприятии выпускалось много местных марок, к ним добавились наши продукты. Сейчас принято стратегическое решение сосредоточиться на продвижении общефедеральных брэндов, таких как "Веселый молочник", "Чудо", сохранив в каждом из регионов два-три местных брэнда, пользующихся там наибольшим спросом.ВБД начинает строить собственные молочные фермы, это важно для решения сырьевой проблемы наших предприятий. Пока в России объемы уничтожения скота превышают объемы его завоза и выращивания, переработчикам приходится жить в условиях сырьевого дефицита. Большие мегафермы, которые мы создаем,-- бизнес тяжелый и затратный. Вложенные в них средства отбиваются не ранее чем через восемь лет. Хорошо, что сейчас появились федеральные целевые программы, такие как нацпроект развития агропромышленного комплекса, продвигаемый Минсельхозом. Государство внедряет прекрасные новации, но они убиваются на корню невозвратом средств: федеральный бюджет проценты по кредиту возвращает, а местные бюджеты -- нет. Поэтому пока фермы приходится дотировать самостоятельно. Особенно актуальной эта проблема становится в свете вступления России в ВТО. У иностранных производителей есть значительные экспортные дотации, и в рамках ВТО они не будут платить высоких таможенных тарифов. В таких условиях мы просто станем неконкурентоспособны и потеряем рынок.

-- Какие проблемы пищевого сектора требуют, по вашему мнению, оперативного вмешательства со стороны государства?

-- Сейчас для бизнеса наиболее актуальна проблема правильного налогообложения. Я считаю, что государство в первую очередь должно уменьшить единый социальный налог до 12-13%, что позволило бы окончательно вывести бизнес из тени. Во-вторых, надо покончить с налогом на добавленную стоимость. Основная проблема здесь заключается в том, что НДС ставит различные компании в неравные конкурентные условия, поскольку кто-то получает возмещение, кто-то -- нет. И это, к сожалению, зависит от совершенно нерыночных условий, а практически от личных связей. Лучше всего заменить НДС налогом с продаж. Тогда бизнес бы получил четкие правила игры и не пришлось бы жить по принципу "кто как договорился".Как члены Молочного союза сейчас боремся против возвращения спрэдов (сливочные масла с добавлением растительных жиров.--Ъ) в категорию натуральных сливочных масел. Сливочным маслом должно считаться то, что произведено из натурального молока. Сейчас вот кто-то лоббирует идею разделить молоко, произведенное из порошкового и цельного молока. Есть предложения, чтобы продукт, произведенный из порошка, именовался молочным напитком. Приходится объяснять, что и то и другое -- это натуральный продукт. Производители и так указывают на упаковках, восстановленный это продукт или нет. В России есть регионы, где из-за отсутствия сырого молока производство возможно только из порошкового.

-- А вы сами-то порошковое молоко пьете?

-- Так уж сложилось, что молоко, независимо от того, порошковое оно или нет, я не пью. Иногда только с гречневой кашей употребляю. Но зато каждое утро ем творог, йогурты, естественно, производства ВБД. С удовольствием употребляю всю нашу продукцию. Скажу больше, друзья, когда я их навещаю, даже хачапури только с вимм-билль-данновским творогом делают.

-- В последние годы на крупных аукционах -- Sotheby`s и Christie`s, цены на русское искусство стабильно растут. Что сегодня стоит дороже: собранная вами коллекция антиквариата или принадлежащий вам пакет акций ВБД?

-- Мне дорого и то, и это. Наверное, поэтому не смогу сказать точно.

-- Какой вещью из коллекции вы особенно гордитесь?

-- Чашей, выполненной в технике русская эмаль в конце XVII века -- один из редчайших предметов, созданный на заре освоения технологии российскими мастерами. Одна такая есть в Оружейной палате и одна -- у меня.

-- Большая у вас коллекция антиквариата?

-- Достаточно обширная, не скажу точно, сколько предметов, но на музей уже набралось. В основном это предметы русского искусства и коллекция самоиграющих музыкальных аппаратов -- шарманки, пианино. Планирую построить музей рядом с нашим офисом на Солянке, на том месте, где сейчас находится шашлычная. Его общая площадь будет 10 тыс. кв. метров. Уже два года занимаемся тем, что собираем необходимые документы, подписи у чиновников. Надеялись начать строительство еще в ноябре прошлого года, но из-за российской бюрократии до сих пор даже котлован не можем вырыть.

Давид Михайлович Якобашвили

Родился в 1957 году в Грузии. Учился в политехническом институте в Тбилиси, работал в метрострое, вневедомственной охране. В 1987-1988 годах ездил на заработки в Швецию. С 1988 года занимался бизнесом в Москве: открыл салон красоты, фирму "Тринити-моторс", организовывал туры для иностранцев, продавал лес, распространял лотерею. В 1992 году стал одним из основателей "Вимм-Билль-Данна". С мая 2001 года -- глава совета директоров "Вимм-Билль-Данн. Продукты питания". Также возглавляет совет директоров ЗАО "Метелица-Клуб", входит в советы компаний "РусАгроПроект", "Сельскохозяйственный комплекс 'Горки-2'", "Наро-Осановский племхоз", "Шихан", Airport Financial Services Limited. Участвует в работе ряда организаций: РСПП, ТПП, некоммерческое партнерство "РусБренд", Российско-американский деловой совет и др.

ОАО "Вимм-Билль-Данн. Продукты Питания"

Основанной в 1992 году группе "Вимм-Билль-Данн" (ВБД) принадлежат 33 предприятия в России и СНГ, выпускающие молочную продукцию (доля на российском рынке -- 72%), соки (21,7%), детское питание (6,3%) и минеральную воду. 48,39% акций принадлежат основателям компании, в том числе Гавриилу Юшваеву -- 19,45%, Давиду Якобашвили -- 10,12%, Сергею Пластинину -- 9,01%, Михаилу Дубинину -- 5,17%, Александру Орлову -- 3,17%. 18,9% акций котируется в РТС, более 32% -- на NYSE. Выручка за 9 месяцев 2006 года -- $1,25 млрд, чистая прибыль -- $79,2 млн. Согласно планам председателя правления ВБД Тони Майера, объем продаж компании будет увеличиваться еще как минимум три года и к 2010 году выручка должна составить $3,4 млрд. Капитализация на NYSE -- $2,7 млрд. В компании работает более 17 тыс. человек.

Глава "Вимм-Билль-Данна" рассказывает о реструктуризации компании
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Глава "Вимм-Билль-Данна" рассказывает о реструктуризации компании
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/19848/2017-10-19