27.02.2007 12:20:00 27 февраля 2007, 12:20 1340 просмотров

Прогноз Минэкономразвития на 2009 год рассчитан на опережающий рост импорта продовольствия

Цены на продовольственных рынках неизменно растут. Однако сельхозпроизводители отнюдь не обогащаются за счет повышения стоимости на их товары. Вся прибыль идет в карман перекупщиков, втридорога продающих овощи и фрукты, выращенные отечественными крестьянами. О том, как соблюсти интересы крестьянских и фермерских хозяйств, рассказывает действительный член Российской академии сельскохозяйственных наук, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию Владимир Кашин.

- Владимир Иванович, в чем вы видите причину кризисного состояния отечественного сельского хозяйства?

- Одна из причин - неудовлетворительное функционирование системы сбыта сельхозпродукции. По данным статистики, только 28 процентов сельскохозяйственных предприятий и 22 процента фермерских хозяйств имеют гарантированный выход на рынок. А сегодня рынок находится в собственности у одного, тот передает его второму, второй нанимает дирекцию рынка, дирекция нанимает посредников, которые торгуют. И не поймешь, кому предъявлять претензии к качеству продуктов, к продаже контрафакта, обвесам. Администрация рынка по закону за это не отвечает, торгующие - тоже. Кстати, в 2006 году понизилось качество многих видов отечественных продовольственных товаров. По данным Росстата, даже при нынешней системе контроля в январе-сентябре было забраковано из-за ненадлежащего качества и опасности товаров: 14,4 процента мяса и птицы (в 2005 году этот показатель составлял 12 процентов), 17,8 процента колбасных изделий - это каждый шестой килограмм (в 2005-м - 5 процентов), 35,8 процента рыбной продукции, или более одной трети (в 2005 году -2,5), рыбных консервов - 25,4 процента (в 2005-м - лишь 0,6). В страну поступает и много некачественного импорта: рыбной продукции - 22,3 процента, животного масла - 10,5, масла растительного - 17,1, консервов плодоовощных - 34, крупы - 67,8 процента.

- Но сейчас вроде бы происходит упорядочение работы рынков: половина торговых мест на продовольственных рынках предоставляется именно российским продавцам.

- Я считаю, что по-прежнему принципиально не решен вопрос о предоставлении приоритета отечественным производителям и переработчикам продовольствия. Необходимо не латание дыр, а система взаимосвязанных мер. Уже более десяти лет идет речь о принятии закона об оптовых рынках, были разработаны проекты такого закона, однако Правительство ничего по этому вопросу не сделало. А между тем сохраняется недопустимо высокий удельный вес импортной продукции на продовольственном рынке - примерно на уровне 33-34 процентов. Однако прогноз Минэкономразвития России на 2009 год рассчитан не на импортозамещение, а, наоборот, - на опережающий рост импорта продовольствия, который увеличится по сравнению с 2005 годом примерно в 1,7 раза. Это означает, что доступ отечественных товаропроизводителей на рынок будет еще более ограничен, а цены на продовольствие вырастут. К тому же рынок сельскохозяйственной продукции нельзя рассматривать в отрыве от рынка материально-технических ресурсов для аграрного сектора. Но соотношение цен на этих рынках с каждым годом для сельскохозяйственных товаропроизводителей ухудшается. В 2005 году цены на сельхозпродукцию выросли в среднем на 9,6 процента, а на приобретенную сельским хозяйством промышленную продукцию - на 15,7 процента. Аналогичная ситуация и в прошлом году: цены на продукцию крестьян повысились на 4,3 процента, на промышленные товары - на 12,1 процента, потребительские цены - на 7,5 процента. Такая динамика неизбежно приводила к дальнейшему банкротству и разрушению многих сельскохозяйственных организаций. В 2004 году было подвергнуто различным формам банкротства 3,5 тысячи хозяйств, в 2005 году - еще 3,5 тысячи, а в прошлом году - около 7,8 тысячи.

- Владимир Иванович, а чем грозит работникам сельского хозяйства вступление России во Всемирную торговую организацию?

- Даже зарубежные эксперты Всемирного банка считают, что это приведет к снижению производства продукции на 3 процента, увеличению импорта продовольствия на 11 процентов, сокращению численности занятых в отрасли на 3 процента. Еще более тяжелые последствия ожидают пищевую промышленность. Но есть еще одна угроза - дальнейшая либерализация рынка газа и электроэнергии. По расчетам ученых Россельхозакадемии, эта мера вызовет прямое некомпенсированное удорожание сельскохозяйственной продукции к 2011 году примерно на 50 миллиардов рублей. Кроме того, возрастут затраты на другие виды материально-технических ресурсов из-за роста затрат в промышленности. Только по минеральным удобрениям они составят свыше 28 миллиардов. Все это в конечном счете "отложится" на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

- Что с вашей точки зрения должны делать законодатели и Правительство для исправления ситуации?

- Считаю, что ответственность государства и власти за продовольственную безопасность и защиту сельхозпроизводителей должна быть закреплена законодательно. Во-первых, для этого уже в текущую сессию Государственной Думой должны быть приняты федеральные законы "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка", "О продовольственной безопасности", "Об оптовых и розничных рынках сельскохозяйственной и продовольственной продукции" с соответствующими гарантиями и обязательствами государства на всех уровнях управления. Во-вторых, не дожидаясь окончательного ввода в действие упомянутых законов, срочно закрепить распоряжением Правительства и реализовать комплекс организационных, подзаконных и правовых мер по приостановке и предупреждению произвола на розничных и оптовых рынках сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Например, необходимо провести массовый учет наличия, характеристик и состояния рынков, объемов торговли, ценовых показателей. Ввести, начиная с текущего года, ежемесячный мониторинг цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также разработать систему мер, не допускающих ухудшения соотношения этих цен для сельского хозяйства. Я согласен с предложением министра сельского хозяйства Алексея Гордеева по передаче рынков в управление кооперативам производителей сельхозпродукции и запрете на торговлю там импортными товарами и продуктами глубокой переработки. Поддерживаю также его мнение о необходимости составления перечня продуктов, которыми будет разрешено торговать на льготных условиях. При передаче рынков в управление или даже в собственность непосредственно потребительским кооперативам, которые создают сельхозпроизводители, можно решить три главные задачи. Во-первых, осуществить прямой доступ сельхозпроизводителей к местам льготной реализации продукции, в результате чего будут установлены умеренные цены, так как исключается целый ряд посредников. Во-вторых, покупателям сразу будут известны лица, ответственные за качество продукции. И, наконец, таким образом значительно уменьшится теневой оборот и интерес криминальных структур к точкам реализации продукции.

Теги:
Поделиться публикацией:
От особенностей поведения до особенностей потребле...
902
Илья Блинов, генеральный директор компании «Милфор...
802
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
693
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1732
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
566
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
597

Цены на продовольственных рынках неизменно растут. Однако сельхозпроизводители отнюдь не обогащаются за счет повышения стоимости на их товары. Вся прибыль идет в карман перекупщиков, втридорога продающих овощи и фрукты, выращенные отечественными крестьянами. О том, как соблюсти интересы крестьянских и фермерских хозяйств, рассказывает действительный член Российской академии сельскохозяйственных наук, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию Владимир Кашин.

- Владимир Иванович, в чем вы видите причину кризисного состояния отечественного сельского хозяйства?

- Одна из причин - неудовлетворительное функционирование системы сбыта сельхозпродукции. По данным статистики, только 28 процентов сельскохозяйственных предприятий и 22 процента фермерских хозяйств имеют гарантированный выход на рынок. А сегодня рынок находится в собственности у одного, тот передает его второму, второй нанимает дирекцию рынка, дирекция нанимает посредников, которые торгуют. И не поймешь, кому предъявлять претензии к качеству продуктов, к продаже контрафакта, обвесам. Администрация рынка по закону за это не отвечает, торгующие - тоже. Кстати, в 2006 году понизилось качество многих видов отечественных продовольственных товаров. По данным Росстата, даже при нынешней системе контроля в январе-сентябре было забраковано из-за ненадлежащего качества и опасности товаров: 14,4 процента мяса и птицы (в 2005 году этот показатель составлял 12 процентов), 17,8 процента колбасных изделий - это каждый шестой килограмм (в 2005-м - 5 процентов), 35,8 процента рыбной продукции, или более одной трети (в 2005 году -2,5), рыбных консервов - 25,4 процента (в 2005-м - лишь 0,6). В страну поступает и много некачественного импорта: рыбной продукции - 22,3 процента, животного масла - 10,5, масла растительного - 17,1, консервов плодоовощных - 34, крупы - 67,8 процента.

- Но сейчас вроде бы происходит упорядочение работы рынков: половина торговых мест на продовольственных рынках предоставляется именно российским продавцам.

- Я считаю, что по-прежнему принципиально не решен вопрос о предоставлении приоритета отечественным производителям и переработчикам продовольствия. Необходимо не латание дыр, а система взаимосвязанных мер. Уже более десяти лет идет речь о принятии закона об оптовых рынках, были разработаны проекты такого закона, однако Правительство ничего по этому вопросу не сделало. А между тем сохраняется недопустимо высокий удельный вес импортной продукции на продовольственном рынке - примерно на уровне 33-34 процентов. Однако прогноз Минэкономразвития России на 2009 год рассчитан не на импортозамещение, а, наоборот, - на опережающий рост импорта продовольствия, который увеличится по сравнению с 2005 годом примерно в 1,7 раза. Это означает, что доступ отечественных товаропроизводителей на рынок будет еще более ограничен, а цены на продовольствие вырастут. К тому же рынок сельскохозяйственной продукции нельзя рассматривать в отрыве от рынка материально-технических ресурсов для аграрного сектора. Но соотношение цен на этих рынках с каждым годом для сельскохозяйственных товаропроизводителей ухудшается. В 2005 году цены на сельхозпродукцию выросли в среднем на 9,6 процента, а на приобретенную сельским хозяйством промышленную продукцию - на 15,7 процента. Аналогичная ситуация и в прошлом году: цены на продукцию крестьян повысились на 4,3 процента, на промышленные товары - на 12,1 процента, потребительские цены - на 7,5 процента. Такая динамика неизбежно приводила к дальнейшему банкротству и разрушению многих сельскохозяйственных организаций. В 2004 году было подвергнуто различным формам банкротства 3,5 тысячи хозяйств, в 2005 году - еще 3,5 тысячи, а в прошлом году - около 7,8 тысячи.

- Владимир Иванович, а чем грозит работникам сельского хозяйства вступление России во Всемирную торговую организацию?

- Даже зарубежные эксперты Всемирного банка считают, что это приведет к снижению производства продукции на 3 процента, увеличению импорта продовольствия на 11 процентов, сокращению численности занятых в отрасли на 3 процента. Еще более тяжелые последствия ожидают пищевую промышленность. Но есть еще одна угроза - дальнейшая либерализация рынка газа и электроэнергии. По расчетам ученых Россельхозакадемии, эта мера вызовет прямое некомпенсированное удорожание сельскохозяйственной продукции к 2011 году примерно на 50 миллиардов рублей. Кроме того, возрастут затраты на другие виды материально-технических ресурсов из-за роста затрат в промышленности. Только по минеральным удобрениям они составят свыше 28 миллиардов. Все это в конечном счете "отложится" на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

- Что с вашей точки зрения должны делать законодатели и Правительство для исправления ситуации?

- Считаю, что ответственность государства и власти за продовольственную безопасность и защиту сельхозпроизводителей должна быть закреплена законодательно. Во-первых, для этого уже в текущую сессию Государственной Думой должны быть приняты федеральные законы "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка", "О продовольственной безопасности", "Об оптовых и розничных рынках сельскохозяйственной и продовольственной продукции" с соответствующими гарантиями и обязательствами государства на всех уровнях управления. Во-вторых, не дожидаясь окончательного ввода в действие упомянутых законов, срочно закрепить распоряжением Правительства и реализовать комплекс организационных, подзаконных и правовых мер по приостановке и предупреждению произвола на розничных и оптовых рынках сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Например, необходимо провести массовый учет наличия, характеристик и состояния рынков, объемов торговли, ценовых показателей. Ввести, начиная с текущего года, ежемесячный мониторинг цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также разработать систему мер, не допускающих ухудшения соотношения этих цен для сельского хозяйства. Я согласен с предложением министра сельского хозяйства Алексея Гордеева по передаче рынков в управление кооперативам производителей сельхозпродукции и запрете на торговлю там импортными товарами и продуктами глубокой переработки. Поддерживаю также его мнение о необходимости составления перечня продуктов, которыми будет разрешено торговать на льготных условиях. При передаче рынков в управление или даже в собственность непосредственно потребительским кооперативам, которые создают сельхозпроизводители, можно решить три главные задачи. Во-первых, осуществить прямой доступ сельхозпроизводителей к местам льготной реализации продукции, в результате чего будут установлены умеренные цены, так как исключается целый ряд посредников. Во-вторых, покупателям сразу будут известны лица, ответственные за качество продукции. И, наконец, таким образом значительно уменьшится теневой оборот и интерес криминальных структур к точкам реализации продукции.

Прогноз Минэкономразвития на 2009 год рассчитан на опережающий рост импорта продовольствия
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Прогноз Минэкономразвития на 2009 год рассчитан на опережающий рост импорта продовольствия
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/news/19722/2017-05-25