22 февраля 2007, 09:36 817 просмотров

МЭРТ рассматривает концепцию закона о розничной торговле

Экспертный совет при Минэкономразвития рассмотрит сегодня концепцию законопроекта "О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в РФ". В копии документа, оказавшейся в распоряжении Ъ, говорится, что розничным сетям придется отказаться от взимания с поставщиков "входных билетов". Кроме того, закон может ограничить количество торговых точек одной организации в отдельном регионе.

Замминистра экономического развития и торговли Андрей Белоусов в сентябре прошлого года пообещал, что МЭРТ подготовит проект закона о регулировании розничной торговли к лету 2007 года. В распоряжении Ъ оказалась одна из концепций законопроекта "О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в РФ", который будет рассмотрен сегодня экспертным советом при МЭРТ. В этом документе МЭРТ предлагает ввести запрет "на навязывание дополнительных услуг поставщикам товаров и взимание средств, не связанных непосредственно с оказанием услуг по торговле товарами", а также "запретить взимание платы с поставщика за право осуществлять продажу товаров в данной торговой организации ('входной билет')". Помимо этого, могут быть установлены "пороговые значения по количеству торговых объектов, принадлежащих крупным торговым сетям и представителям малого и среднего бизнеса на территории административно-территориального образования". Источник в Сводном департаменте макроэкономического прогнозирования МЭРТа подтвердил Ъ, что министерство действительно подготовило такую концепцию. О ее содержании также осведомлены большинство ритейлеров, опрошенных Ъ.

В прошлом году чиновники Минсельхоза, МЭРТа и Федеральной антимонопольной службы предлагали самые разные способы регулирования работы торговых сетей. Так, глава МЭРТ Герман Греф предложил запретить работу крупных супермаркетов после 18.00 или 19.00, чтобы небольшие магазины могли свободно торговать в это время. Он также высказывался за право государства регулировать цены на социально значимые товары (хлеб, молоко и др.). По его словам, не помешал бы и запрет на выход торговых сетей в города с населением менее 40 тыс. человек. При этом глава МЭРТ уточнял, что его ведомство всего лишь изучает зарубежный опыт в этом вопросе. Подобное административное воздействие на внутреннюю торговлю практикуется, к примеру, в США, Германии и Австрии. А руководитель ФАС Игорь Артемьев не исключал, что в будущем монополистами будут считаться даже те сети, которые занимают всего 5-8% рынка отдельных регионов.

Хотя большинство этих угроз в концепции не отражены, возможный запрет "входных билетов" встревожил ритейлеров. По словам управляющего партнера сетей ProdEco и "Гастрономчикъ" Дмитрия Потапенко, эти поборы касаются производителей только тех товаров, которые выпускаются в избытке -- снеков, питьевой воды, бакалеи и др. А гендиректор X5 Retail Group Лев Хасис уверен, что закон в таком виде могут лоббировать крупные поставщики: "Сейчас у мелких поставщиков с незнакомым рынку товаром есть хоть какая-то возможность попасть в магазин, но если отменят 'входные билеты', они ее лишатся". Х5, по его словам, считает оптимальным взимать эту плату примерно за 10% продающегося в магазинах товара.

Но поставщики и дистрибуторы утверждают, что за вход в сеть платят все компании без исключения. По словам гендиректора и владельца компании "Мириталь", выпускающей мясные продукты, Алексея Фролова, платят даже такие компании, как Danone или "Вимм-Биль-Данн". С ним согласен и один из крупнейших дистрибуторов соковой продукции "Вимм-Биль-Данна" и "Лебедянского".

Непосредственно "входной билет" обычно не приносит сетям супердоходов. Например, в 2005 году, когда господин Потапенко работал управляющим московскими магазинами "Пятерочки", совокупный доход сети от "входных билетов" за год составлял всего около $5 млн при общей годовой выручке $1,359 млрд. А у ProdEco и "Гастрономчика" этот доход в 2006 году составил приблизительно $100 тыс. при выручке $22 млн.

Плата производителей может включать в себя не только премию за начало работы с сетью, но и бонус за открытие ритейлером дополнительных магазинов, стоимость за каждую ассортиментную позицию (SKU -- Stock Keeping Unit), за наиболее выгодное размещение в прикассовой зоне и т. д. Например, на сайте "Пятерочки" сообщалось, что аренда полки возле кассы стоит до $360 в год. Концепция закона о торговле предлагает вообще упразднить "взимание средств, не связанных непосредственно с оказанием услуг по торговле товарами". Владелец крупной российской сети говорит, что на долю всех платежей от поставщиков в обороте его сети приходится примерно 1,5-2% или $20-30 млн. Другие, опрошенные Ъ ритейлеры называли примерно такие же цифры.

Впрочем, Алексей Фролов из "Мириталя" уверен, что даже закон не сможет лишить ритейлеров этих доходов -- он просто приведет к небольшой коррекции текстов договоров ритейлеров с поставщиками.

Теги:
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

МЭРТ рассматривает концепцию закона о розничной торговле