Посткризисный ритейл во всех своих секторах развивается практически исключительно за счет сетевых игроков. В целом он адаптировался и, по прогнозу руководителя аналитической группы «Исследования рынков» Сергея Хитрова, если не произойдет новых негативных событий, к 2020 году российская розница полностью восстановится до уровня 2013 года.
При этом, как отметил аналитик РБК на первом Всемирном франчайзинговом форуме в Москве, франчайзинг лучше всего себя чувствует в тех секторах, где выше число крупных сетей с франшизами, а цена входа на рынок ниже. Так, в продовольственном ритейле порог входа, в том числе по франшизе высок, а федеральных сетей не так много, соответственно доля франчайзинга здесь не превышает 10%. В общепите, где всё наоборот, этот показатель составляет рекордные 55% рынка; в мебельном ритейле, где небольшой салон можно открыть за полмиллиона рублей, — 40%. Даже в фэшн-ритейле число франчайзинговых точек теперь опять растет, после затяжного жесточайшего спада продаж на одну треть с развалом франчайзинговых отношений.
Последние семь лет, по данным Российской ассоциации франчайзинга, этот партнерский бизнес показывает стабильную динамику развития — до 15% ежегодного прироста сетевых точек. Сегодня в России насчитывается более 50 тыс. франчайзи и порядка 1300 франшиз, 65% из которых являются российскими. Однако приведенная отраслевая динамика представляется излишне оптимистичной и, во всяком случае, включает в себя немало недобросовестных франчайзеров, быстро исчезающих с рынка.
Ранее сообщалось о том, что Zaмания запускает развитие по франшизе, а «Ремит» и «Рублевский» запустили франчайзинговую программу.
Ерлан Журабаев, Retail.ru