Цифровые технологии в логистике становятся необходимой реальностью, однако готовых решений пока еще нет.
Эксперты обсудили перспективы использования роботов и дронов для автоматизации складов на Московском Международном Форуме Инновационного Развития 2017.
Александр Корчевский, партнер компании «Айтубиэф», сообщил, что в России роботизация также развивается, но массовых решений еще не создано. Так, компания Robo CV, специализирующаяся на автоматизации логистики, реализовала проект с FM Logistic. На одном из складов компании работают два робота вместе с не автоматизированной техникой. По оценкам FM Logistic, срок окупаемости составит 2-3 года. Главным препятствием для развития робототехнике в логистике является низкая стоимость труда в России, отметил эксперт.
Для автоматизации логистики также используются дроны. Они применяются в двух областях – учет товаров на складе и доставка груза потребителю, сообщил Олег Понфиленок, генеральный директор «Коптер Экспресс».
Дроны могут внутри склада сканировать QR-коды и быстро проводить учет имеющейся продукции. Для этого дроны должны быть оснащены точной системой навигации. Пока ни радио-маяки, ни использование камер на дроне не дают достаточной точности. К тому же, в этом сегменте конкуренцию дронам могут составить дальнодействующие RFID-метки.
В доставке дроны также сталкиваются с рядом трудностей. Так, пока не решен с автоматической загрузкой и взлетом дрона со склада. Amazon пыталась организовать взлет дрона со склада, но затем стала использовать тележку, которая вывозила устройство с грузом на открытый воздух. Доставка не в автоматическом режиме, при участии оператора, априори неэффективна, потому что требует работы высококвалифицированного специалиста, у которого заработная плата намного выше, чем у обычного грузчика.
Вторая проблема – доставка дронами возможна только в условиях хорошей погоды. В сильный дождь и снег дрон летать не может. При скорости ветра более 12 м/с устройства также не могут эффективно использоваться.
Третий вопрос – разгрузка дрона. Передача товара прямо в руки потребителя небезопасна – неподготовленный человек может случайно пострадать от лопастей дрона. Приземление на специальной площадке требует зоны радиусом 4 метра, свободной от веток и кустов. В городе такие условия можно найти только на крыше домов и на территории частных коттеджей. Доставка в специальные почтаматы потребует расходов на создание и поддержание инфраструктуры. Тем не менее, специалисты сходятся во мнении, что в ближайшие 2-3 года начнут появляться приспособленные для массового использования решения.
Напомним, что правительство РФ разрабатывает «дорожную карту», которая позволит создать условия для коммерческого использования дронов и малых воздушных судов.