Специалисты считают, что регулирование отрасли и поведение крупных поставщиков приводит к росту федеральных сетей и выходу с рынка региональных ритейлеров.
Федеральные торговые сети растут более высокими темпами, их доля за 2016 год увеличилась сразу на 3,1 п. п. до 25,7%, в то время как доля региональных снизилась на 0,5 п. п. до 27,9%. Такие данные на «Неделе Российского Ритейла – 2017» озвучил генеральный директор INFOLine Иван Федяков.
По прогнозам специалистов INFOLine, в 2017 году тенденция сворачивания бизнеса местными ритейлерами и укрепления позиций федеральных сетей FMCG продолжится. У федеральных сетей сохраняется значительный потенциал роста при выходе в новые регионы, где пока невысокий уровень насыщенности магазинами федеральных конкурентов, а также в результате получения контроля над площадями неэффективных региональных ритейлеров.
Согласно прогнозам INFOLine, ничто не препятствует сегодня на рынке FMCG росту десяти крупнейших торговых сетей. По словам Ивана Федякова, доля ТОП-10 FMCG сетей будет стремительно расти и к 2020 году составит около 40% российского рынка. За это время многие региональные игроки рынка будут постепенно исчезать или объединяться, чтобы элементарно «выжить». Изменения в законодательстве и регулирование отрасли, а также недальновидная позиция крупных поставщиков формирует для федеральных сетей более выгодные условия поставки товаров. Лучшие коммерческие условия крупнейших сетей FMCG позволяют предложить максимально доступные цены для потребителей, что, несомненно, привлекает большое количество клиентов.
По данным INFOLine, по итогам 2016 года ТОП федеральных продуктовых сетей стали контролировать более 25,7% российского рынка, или около 4 трлн руб., что на 3 п. п. больше, чем в 2015 году. При этом более половины этой суммы пришлось на две торговой компании – «Магнит» и X5 Retail Group.
Максимальный рост выручки по итогам 2016 года демонстрирует компания X5 Retail Group – 27,5%, годовой оборот которой составил 1 025,6 трлн руб. В то время как ее главный конкурент ‑ торговая сеть «Магнит» ‑ увеличил свою выручку на 12,8% до 1 069,2 трлн руб.
Высокие результаты (рост на 21,2% по итогам 2016 г.) также показала быстрорастущая торговая сеть «Лента». Компания является лидером по открытиям в формате «гипермаркет» на российском рынке FMCG, а также по темпам роста выручки в форматах «гипермаркет» и «супермаркет». Согласно рейтингу крупнейших ритейлеров России INFOLine Retail Russia TOP-100, в 2016 году выручка сети в формате «гипермаркет» выросла на 20,5%, а в формате «супермаркет» – на 39,4%. При этом показатель LFL по сопоставимым объектам составил 5,5% и 7,9% соответственно. В 2017 году «Лента» планирует открыть 30 гипермаркетов и 50 супермаркетов, инвестировав 30-35 млрд руб., а к 2021 году ‑ удвоить торговые площади, ежегодно открывая 150-200 тыс. кв. м площадей гипермаркетов, а торговую площадь супермаркетов планирует увеличить в 8 раз.
Иван Федяков также сообщил, что в 2016 году ТОП-100 ритейлеров открыли 12 тысяч новых магазинов, то есть в России открывался один магазин каждые 40 минут.