Аналитики Центробанка считают, что методика Росстата является основной причиной занижения данных по розничным продажам в России, что существенно снижает оценку динамики всей национальной экономики.
Как сообщается в отчете регулятора, «статистика по обороту розничной торговли и, как следствие, потреблению населения в ВВП по использованию, занижает реальные показатели потребительской активности».
Согласно мнению специалистов ЦБР, подобные данные приводят к недооцениванию степени улучшения динамики ВВП страны. Предполагается, что основной изъян расчетов скрывается в методологических особенностях расчета оборота розничных продаж, в том числе дефляторов, инфляции, скидок ритейлеров. Кроме того, Росстат не учитывает большую часть промо-акций, хотя в кризис жители России стали ими пользоваться куда чаще.
ЦБР также обращает внимание на то, что во второй половине 2016 года продажи продуктов в России в годовом исчислении снижались быстрее, чем непродовольственных товаров. Также аналитики ЦБР отметили, что динамика общего объема розничного товарооборота не очень хорошо соотносится с данными по продажам отдельных категорий товаров.
«Такая сравнительная динамика нелогична, поскольку в условиях снижающихся доходов и роста неопределенности потребители обычно сокращают объемы потребления не первой необходимости, т.е. непродовольственных товаров», - поясняет регулятор.
Напомним, что согласно данным Росстата, оборот ритейла России в 2016 году упал на 5,2% после обрушения на 10% в 2015 году.