Россия по-прежнему входит в десятку крупнейших мировых рынков вина, несмотря на экономический кризис.
В ближайшее десятилетие только Россия и Китай повысят свое место в мировом рейтинге стран-потребителей винной продукции. Об этом говорится в исследовании перспектив глобальной винодельческой отрасли, подготовленном компанией Coface, занимающейся кредитным страхованием.
К 2027 году Китай станет крупнейшим рынком вина, оттеснив на второе место нынешнего лидера – США. Россия также поднимется с нынешнего седьмого места на шестое, опередив Великобританию.
Эксперты Coface отмечают, что потребление вина связано с уровнем экономического развития. В Китае вино будет становиться все более популярным продуктом благодаря растущему среднему классу, численность которого может увеличиться в три раза к 2022 году. За последние шесть лет Китай дополнительно импортировал 238 тыс. тонн вина на сумму 1,8 млрд. долл. и, как ожидается, импорт будет расти ускоренными темпами. Однако пока что в Китае потребление вина на душу населения составляет всего лишь 1,3 литра в год. Для сравнения, во Франции этот показатель равен 43,8 литра, но он снижается.
В ближайшие 10 лет мировой рынок вина будет ежегодно расти в среднем на 0,65%, главным образом за счет Азии, Америки и в меньшей степени России, в то время как потребление вина в Европе продолжит снижаться. К 2027 году самый высокий спрос на вино будет в азиатских странах.
Такие перемены на глобальном рынке могут повлиять и на размещение винодельческого производства. В настоящее время 60 процентов вина в мире производится в Европе. Крупнейшими винодельческими державами являются Италия (18 процентов), Франция (17 процентов) и Испания (13 процентов), и на их долю приходится две трети мирового экспорта. Однако производство вина в европейских странах, за исключением Испании, падает. Европа сталкивается с растущей конкуренцией со стороны новых центров виноделия. Соглашения о свободной торговле, заключенные Китаем с Австралией, Чили и Новой Зеландией, предоставляют преимущества экспортерам вина из этих стран, освобождая их от пошлин. Кроме того, низкие обменные курсы национальных валют Чили и ЮАР повышают конкурентоспособность их винной продукции, заключает исследование Coface.