Баннер ФЗ-54
8 июня 2014, 00:01 2726 просмотров

Квас пьют дома

Российские бренды пользуются популярностью только в своей стране

Исполнительный директор некоммерческого партнерства «РусБренд» Алексей Поповичев
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «РусБренд» Алексей Поповичев

Сильный бренд – залог успеха любой компании, если его умело продвигать, защищать и вовремя обновлять. Об успехах отечественных компаний на этом поприще с корреспондентом «РГБ» побеседовал исполнительный директор некоммерческого партнерства «РусБренд» Алексей Поповичев.

 – Мы часто в разговорах упоминаем слово бренд, лишь примерно представляя его суть. Что же такое бренд на самом деле?

В летнюю жару наши люди отдают предпочтение чисто российским напиткам. Фото: Руслан Кривобок/ РИА Новости www.ria.ru
В летнюю жару наши люди отдают предпочтение чисто российским напиткам. Фото: Руслан Кривобок/ РИА Новости www.ria.ru
 – Есть несколько определений этого понятия. Мне больше всего нравится то, которое предложил президент Ассоциации коммуникационных агентств России Сергей Пискарев: бренд – это опыт, накопленный потребителем в отношении торговой марки. С моей точки зрения, это система взаимоотношений между потребителем и торговой маркой, которая формирует определенную связь. Эта связь может быть разной, эмоциональной или рациональной, но всегда в ее основе лежит определенное качество товара. Мои европейские коллеги говорят, что бренд основывается на трех китах – товарном знаке, постоянном уровне качества и инновациях. При этом постоянное качество необязательно должно быть высоким, просто должен соблюдаться определенный уровень качества, стабильный с точки зрения потребителя. На рынке есть достаточно сильные бренды как в категории люкс, так и в других категориях. После кризиса 1998 года, когда у людей не было возможности покупать дорогие импортные товары, в России появилось много контрафактной продукции, и потребитель сразу это заметил, потому что, когда человек изо дня в день покупает один и тот же продукт под одним и тем же товарным знаком, он сразу видит падение качества.

 – Подделка – это один из способов использования бренда. Но есть и легальные способы, такие как франчайзинг или лицензирование…

 – У нас эти способы уже освоены. Франшиза подразумевает, что то предприятие, которому она передана, должно работать по тем же правилам и с соблюдением тех же требований, по которым работает франчайзер, и за этим устанавливается жесткий контроль. В России рестораны «Макдоналдс» до сих пор принадлежат непосредственно компании «Макдоналдс». Первую франшизу российский предприниматель получил только полтора года назад на развитие сети ресторанов на вокзалах и в аэропортах. А во всех странах рестораны «Макдоналдс» открываются по франшизе. Вы можете зайти в такой ресторан в Лондоне или в Хургаде, и везде уровень сервиса будет одинаковым. Это в глазах потребителя повышает авторитет бренда. Бренд должен вызывать потребительское доверие.

 – Многие эксперты, особенно на Западе, говорят, что в мире известны только три российских бренда – матрешка, водка и автомат Калашникова. Это действительно так?

 – Они близки к истине, хотя я бы сюда добавил еще Большой театр. Если судить по зарубежным опросам, то, к сожалению, надо констатировать, что известность российских брендов за рубежом крайне мала. Время от времени, помимо перечисленных брендов, появляются персонажи из большого спорта, раньше это была Анна Курникова, сейчас, наверно, Маша Шарапова. В США и Канаде сюда можно добавить хоккеиста Александра Овечкина. Поэтому сегодня Калашников – бренд номер один, который широко известен во всем мире. Я думаю, что в Европе уже достаточно известен «Газпром», может быть, еще какие-то энергетические компании. По данным последнего исследования международного агентства Millward Brown, в первую сотню брендов входят Сбербанк и МТС. В принципе наши высокотехнологичные компании, те, которые работают в области связи, серьезно занимаются продвижением своих брендов, но, к сожалению, потребительские бренды пока на международной арене неизвестны. Был, если вы помните, бренд «Русская икра», но в последние годы он сошел на нет в связи с временным запретом на продажу черной икры на мировых рынках, а впоследствии был замещен икрой иранского происхождения. Сейчас зарубежные потребители знакомы с нашей продукцией слабо.

 – После Советского Союза у нас осталось немало узнаваемых брендов, например шоколад «Аленка», вокруг которого шли ожесточенные споры. Что делать с этими брендами?

 – В СССР были все-таки не бренды, а ГОСТы. Скажем, конфета «Мишка на Севере»… Был под него ГОСТ, в котором была прописана рецептура и технология производства этого продукта, и каждая фабрика могла его производить в соответствии с этим ГОСТом. При этом одни делали хорошие конфеты, а конфеты других с тем же названием не пользовались спросом у покупателей. «Яву» фабрики «Ява» курильщики активно покупали. А вот «Яву» дукатовскую не брали. Народ судил о качестве не по торговым маркам, а по производителям. Отсюда идут многие противоречия, которые до сих пор сохраняются. После распада Советского Союза некоторые товарные знаки были приватизированы и развивались, инвестировались средства в маркетинг, в рекламу, а другие заглохли. В качестве примера можно рассматривать тот же шоколад «Аленка», печенье «Юбилейное», пиво «Жигулевское». Первые два бренда нашли хозяев и живут, а пиво выпускают многие заводы – это не бренд, а, скорее, сорт пива. И качество продукта у всех разное.

 – Бренды переходят из рук в руки, вокруг них ведутся споры. Как следует защищать бренды?

 – У нас часто возникают споры из-за того, что многие наши производители не уделяли внимания, а многие до сих пор не уделяют, необходимости правильно работать со своей интеллектуальной собственностью. Ведь в основе любого бренда лежит товарный знак. А товарный знак в обязательном порядке должен регистрироваться, чтобы обладатель мог защитить свои права. В России этим занимается Роспатент. Если есть необходимость продвигать товарный знак за рубежом, нужно получить международную регистрацию. Есть процедуры регистрации по Мадридскому соглашению, которые позволяют регистрировать товарные знаки сразу в нескольких странах. Многие не считают нужным получать такую регистрацию, и этим пользуются конкуренты. Десять лет назад были большие патентные войны, когда многие иностранные компании, которые хотели развивать бизнес в России, пришли сюда и поняли, что их товарные знаки зарегистрированы здесь какими-то другими компаниями. Кто-то решал вопрос через суды, кто-то выкупал свои товарные знаки за достаточно большие деньги. Была такая компания «Фунай», которая выкупила свой товарный знак за миллион долларов. Существовал целый бизнес на регистрации и перепродаже товарных знаков. Многие российские предприятия тоже сталкивались с таким явлением. Я думаю, что любой предприниматель должен позаботиться о безопасности своего бренда. Это не очень дорого, но в будущем это даст хороший эффект.

 – Какие бренды наиболее успешно продвигаются на внешнем и внутреннем рынках?

 – Появились новые сильные бренды, например, в массмедиа, в секторе информационных технологий, в молочной промышленности. К числу наиболее ярких российских брендов, которые завоевали российский рынок, я бы причислил водку «Русский стандарт». Этот бренд больше продается за рубежом, чем в России. В свое время пиво «Балтика» где-то продвигалось. Такие экзотические продукты, как «Русский квас», продвигать трудно. Они рассчитаны на специфическую аудиторию. На внутреннем рынке наиболее известны бренды отечественных торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток», «Дикси» и т.д. Они активно изучают международную практику и реально претендуют на первые места на российском рынке.

Андрей Евпланов, «Российская Бизнес-газета» №950

Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
5521
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1365
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
1822
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2458
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2438
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5887
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
627
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
823

Исполнительный директор некоммерческого партнерства «РусБренд» Алексей Поповичев
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «РусБренд» Алексей Поповичев

Сильный бренд – залог успеха любой компании, если его умело продвигать, защищать и вовремя обновлять. Об успехах отечественных компаний на этом поприще с корреспондентом «РГБ» побеседовал исполнительный директор некоммерческого партнерства «РусБренд» Алексей Поповичев.

 – Мы часто в разговорах упоминаем слово бренд, лишь примерно представляя его суть. Что же такое бренд на самом деле?

В летнюю жару наши люди отдают предпочтение чисто российским напиткам. Фото: Руслан Кривобок/ РИА Новости www.ria.ru
В летнюю жару наши люди отдают предпочтение чисто российским напиткам. Фото: Руслан Кривобок/ РИА Новости www.ria.ru
 – Есть несколько определений этого понятия. Мне больше всего нравится то, которое предложил президент Ассоциации коммуникационных агентств России Сергей Пискарев: бренд – это опыт, накопленный потребителем в отношении торговой марки. С моей точки зрения, это система взаимоотношений между потребителем и торговой маркой, которая формирует определенную связь. Эта связь может быть разной, эмоциональной или рациональной, но всегда в ее основе лежит определенное качество товара. Мои европейские коллеги говорят, что бренд основывается на трех китах – товарном знаке, постоянном уровне качества и инновациях. При этом постоянное качество необязательно должно быть высоким, просто должен соблюдаться определенный уровень качества, стабильный с точки зрения потребителя. На рынке есть достаточно сильные бренды как в категории люкс, так и в других категориях. После кризиса 1998 года, когда у людей не было возможности покупать дорогие импортные товары, в России появилось много контрафактной продукции, и потребитель сразу это заметил, потому что, когда человек изо дня в день покупает один и тот же продукт под одним и тем же товарным знаком, он сразу видит падение качества.

 – Подделка – это один из способов использования бренда. Но есть и легальные способы, такие как франчайзинг или лицензирование…

 – У нас эти способы уже освоены. Франшиза подразумевает, что то предприятие, которому она передана, должно работать по тем же правилам и с соблюдением тех же требований, по которым работает франчайзер, и за этим устанавливается жесткий контроль. В России рестораны «Макдоналдс» до сих пор принадлежат непосредственно компании «Макдоналдс». Первую франшизу российский предприниматель получил только полтора года назад на развитие сети ресторанов на вокзалах и в аэропортах. А во всех странах рестораны «Макдоналдс» открываются по франшизе. Вы можете зайти в такой ресторан в Лондоне или в Хургаде, и везде уровень сервиса будет одинаковым. Это в глазах потребителя повышает авторитет бренда. Бренд должен вызывать потребительское доверие.

 – Многие эксперты, особенно на Западе, говорят, что в мире известны только три российских бренда – матрешка, водка и автомат Калашникова. Это действительно так?

 – Они близки к истине, хотя я бы сюда добавил еще Большой театр. Если судить по зарубежным опросам, то, к сожалению, надо констатировать, что известность российских брендов за рубежом крайне мала. Время от времени, помимо перечисленных брендов, появляются персонажи из большого спорта, раньше это была Анна Курникова, сейчас, наверно, Маша Шарапова. В США и Канаде сюда можно добавить хоккеиста Александра Овечкина. Поэтому сегодня Калашников – бренд номер один, который широко известен во всем мире. Я думаю, что в Европе уже достаточно известен «Газпром», может быть, еще какие-то энергетические компании. По данным последнего исследования международного агентства Millward Brown, в первую сотню брендов входят Сбербанк и МТС. В принципе наши высокотехнологичные компании, те, которые работают в области связи, серьезно занимаются продвижением своих брендов, но, к сожалению, потребительские бренды пока на международной арене неизвестны. Был, если вы помните, бренд «Русская икра», но в последние годы он сошел на нет в связи с временным запретом на продажу черной икры на мировых рынках, а впоследствии был замещен икрой иранского происхождения. Сейчас зарубежные потребители знакомы с нашей продукцией слабо.

 – После Советского Союза у нас осталось немало узнаваемых брендов, например шоколад «Аленка», вокруг которого шли ожесточенные споры. Что делать с этими брендами?

 – В СССР были все-таки не бренды, а ГОСТы. Скажем, конфета «Мишка на Севере»… Был под него ГОСТ, в котором была прописана рецептура и технология производства этого продукта, и каждая фабрика могла его производить в соответствии с этим ГОСТом. При этом одни делали хорошие конфеты, а конфеты других с тем же названием не пользовались спросом у покупателей. «Яву» фабрики «Ява» курильщики активно покупали. А вот «Яву» дукатовскую не брали. Народ судил о качестве не по торговым маркам, а по производителям. Отсюда идут многие противоречия, которые до сих пор сохраняются. После распада Советского Союза некоторые товарные знаки были приватизированы и развивались, инвестировались средства в маркетинг, в рекламу, а другие заглохли. В качестве примера можно рассматривать тот же шоколад «Аленка», печенье «Юбилейное», пиво «Жигулевское». Первые два бренда нашли хозяев и живут, а пиво выпускают многие заводы – это не бренд, а, скорее, сорт пива. И качество продукта у всех разное.

 – Бренды переходят из рук в руки, вокруг них ведутся споры. Как следует защищать бренды?

 – У нас часто возникают споры из-за того, что многие наши производители не уделяли внимания, а многие до сих пор не уделяют, необходимости правильно работать со своей интеллектуальной собственностью. Ведь в основе любого бренда лежит товарный знак. А товарный знак в обязательном порядке должен регистрироваться, чтобы обладатель мог защитить свои права. В России этим занимается Роспатент. Если есть необходимость продвигать товарный знак за рубежом, нужно получить международную регистрацию. Есть процедуры регистрации по Мадридскому соглашению, которые позволяют регистрировать товарные знаки сразу в нескольких странах. Многие не считают нужным получать такую регистрацию, и этим пользуются конкуренты. Десять лет назад были большие патентные войны, когда многие иностранные компании, которые хотели развивать бизнес в России, пришли сюда и поняли, что их товарные знаки зарегистрированы здесь какими-то другими компаниями. Кто-то решал вопрос через суды, кто-то выкупал свои товарные знаки за достаточно большие деньги. Была такая компания «Фунай», которая выкупила свой товарный знак за миллион долларов. Существовал целый бизнес на регистрации и перепродаже товарных знаков. Многие российские предприятия тоже сталкивались с таким явлением. Я думаю, что любой предприниматель должен позаботиться о безопасности своего бренда. Это не очень дорого, но в будущем это даст хороший эффект.

 – Какие бренды наиболее успешно продвигаются на внешнем и внутреннем рынках?

 – Появились новые сильные бренды, например, в массмедиа, в секторе информационных технологий, в молочной промышленности. К числу наиболее ярких российских брендов, которые завоевали российский рынок, я бы причислил водку «Русский стандарт». Этот бренд больше продается за рубежом, чем в России. В свое время пиво «Балтика» где-то продвигалось. Такие экзотические продукты, как «Русский квас», продвигать трудно. Они рассчитаны на специфическую аудиторию. На внутреннем рынке наиболее известны бренды отечественных торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток», «Дикси» и т.д. Они активно изучают международную практику и реально претендуют на первые места на российском рынке.

Андрей Евпланов, «Российская Бизнес-газета» №950

Квас пьют домаквас, национальные бренды, безалкогольные напитки
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Квас пьют дома
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/80939/2017-09-24