Кризис. Точка бифуркации
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
31 августа 2010, 00:00 4054 просмотра

"Поставщики алчно потирают руки"

На какие продукты питания сейчас наблюдается ажиотажный спрос и рост цен? — "Повышенный спрос" и "рост цен" в условиях рыночной экономики — практически синонимы. Поэтому если товара нет на рынке, но нет и спроса на него, цена не поднимется. Нынешний рост цен и спроса прежде всего касается круп. Практически всех видов крупы, а главным образом, конечно, гречки. Следом идет пшено — там тоже большой ажиотаж. Цены на эти крупы выросли на 50-100%. И каковы причины? — Во-первых, плохой урожай. А во-вторых — потребительская паника. Когда страшно даже не само явление, а ожидание его последствий. Я думаю, что 70% роста цен — это паника, а 30% — влияние объективных факторов. Часто ли на рынке наблюдается подобная паника? Помнится, пару лет назад соль скупали... — Кстати, про ту историю с солью. Знаете, с чего все началось? Один из губернаторов, выступая по какому-то местному ТВ и отвечая на вопросы населения, получил вопрос: правда ли, что есть дефицит соли и что соли не будет? Он ответил: конечно, это полная чушь, соли — немереное количество, и хоть тоннами покупайте, все равно много. Но, видимо, с учетом того уровня доверия, которое население испытывало к этому губернатору, он еще говорить не закончил, а уже все бросились скупать соль, и потом это перекинулось на несколько других регионов. С гречкой, я думаю, во многом сейчас так же будет. Знаете, еще Высоцкий в своей песне о слухах сообщал, что "все подорожает, а особенно — поваренная соль". Чем необычнее слух, тем охотнее в него верят. Судя по практике, где-то раз в год что-то такое бывает. Особенно если это подкрепляется какими-то внешними факторами, например, как в данном случае, засухой, которая начинает в массовом сознании, в сознании толпы превращаться в какие-то ужасы. Насколько эта паника провоцируется субъективными факторами — тем же поведением госорганов? — Конечно, очень часто еще и госорганы ведут себя непоследовательно: выдают, скажем, какие-то противоречивые данные, например, как в этом году было, по урожаю. Когда прогнозы постоянно корректировались, как и данные о запасах зерна, и одни высокопоставленные руководители приводили одни цифры, другие — другие и никто не мог точно сказать, что же на самом деле происходит. Это создает благоприятную основу для панических слухов и ажиотажного спроса. Такое всегда возникает на почве недоговоренности, скрытности. И кто именно, по-вашему, спровоцировал массовую скупку гречки в Москве? — Я думаю, что источником нельзя назвать кого-то одного, потому что ключевой источник — это объективные аномальные погодные условия, которые каждому были видны из окна, каждый этим смогом дышал. Конечно же, какую-то лепту внесли СМИ, потому что люди охотно смотрят какие-то ужасы, воспринимают какие-то негативные новости. И делают выводы. Но мы такое за последнее десятилетие наблюдаем не первый раз. И каждый раз ничего не пропадает. Что, советские корни столь глубоки? Или ФАС почем зря пугает ростом цен? — Главе ФАС Игорю Артемьеву я еще месяц назад звонил на тему того, что если не принять какие-то превентивные меры по недопущению спекуляций, то будет та ситуация, которая сейчас и имеется. И кстати, не из благородных соображений, а из чувства самосохранения, потому что понимаю, что будет всегда много желающих во всем обвинить торговлю. Ведь мы являемся последним звеном перед покупателем, и цены покупатель видит в магазинах. Хорошо, вы белые и пушистые. А что говорят поставщики? — Те поставщики, которые производят первичные сельхозпродукты и находятся на территориях, где урожаи были более или менее нормальные — а такие регионы в стране есть,— алчно потирают руки и честно говорят, что на их улице праздник. И говорят, что делают все от них зависящее, чтобы максимально озолотиться в этот замечательный период времени. На сколько они пытаются повысить цены? — Очень многие даже не пытаются их повысить. Они просто придерживают продукт, не продают, думая, что завтра он будет дороже. Но на потребителях это сказывается: чем меньше предложение, тем выше цены. И на сколько выше? — Про крупы я сказал — до 100%. Если конкретнее, по гречке подорожание до 60%, по пшеничной муке — до 90%. Это среднее изменение закупочных цен с 1 июля по 25 августа. Еще сильно дорожают молоко и сахар — там не такие драматические цифры, как по крупам, но процентов 10-15 есть. Птица в среднем дорожает процентов на 5-10 — в ее стоимость корма тоже входят. Подсолнечное масло — до 15%, рис — до 35%, горох колотый  — до 20%. По розничным ценам изменения примерно вдвое меньше, чем по закупочным. Вы упоминали, что такие волны ажиотажного спроса накатывают не в первый раз. Как по вашему опыту, быстро ли спадет нынешняя? — Я думаю, что ажиотажный период будет длиться два-три месяца. Не больше. Но это не значит, что цены потом откатятся на прежний уровень. Возможно, они просто поднимутся и там же останутся. Журнал «Деньги»   № 34
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
"Поставщики алчно потирают руки" На какие продукты питания сейчас наблюдается ажиотажный спрос и рост цен? — "Повышенный спрос" и "рост цен" в условиях рыночной экономики — практически синонимы. Поэтому если товара нет на рынке, но нет и спроса на него, цена не поднимется. Нынешний рост цен и спроса прежде всего касается круп. Практически всех видов крупы, а главным образом, конечно, гречки. Следом идет пшено — там тоже большой ажиотаж. Цены на эти крупы выросли на 50-100%. И каковы причины? — Во-первых, плохой урожай. А во-вторых — потребительская паника. Когда страшно даже не само явление, а ожидание его последствий. Я думаю, что 70% роста цен — это паника, а 30% — влияние объективных факторов. Часто ли на рынке наблюдается подобная паника? Помнится, пару лет назад соль скупали... — Кстати, про ту историю с солью. Знаете, с чего все началось? Один из губернаторов, выступая по какому-то местному ТВ и отвечая на вопросы населения, получил вопрос: правда ли, что есть дефицит соли и что соли не будет? Он ответил: конечно, это полная чушь, соли — немереное количество, и хоть тоннами покупайте, все равно много. Но, видимо, с учетом того уровня доверия, которое население испытывало к этому губернатору, он еще говорить не закончил, а уже все бросились скупать соль, и потом это перекинулось на несколько других регионов. С гречкой, я думаю, во многом сейчас так же будет. Знаете, еще Высоцкий в своей песне о слухах сообщал, что "все подорожает, а особенно — поваренная соль". Чем необычнее слух, тем охотнее в него верят. Судя по практике, где-то раз в год что-то такое бывает. Особенно если это подкрепляется какими-то внешними факторами, например, как в данном случае, засухой, которая начинает в массовом сознании, в сознании толпы превращаться в какие-то ужасы. Насколько эта паника провоцируется субъективными факторами — тем же поведением госорганов? — Конечно, очень часто еще и госорганы ведут себя непоследовательно: выдают, скажем, какие-то противоречивые данные, например, как в этом году было, по урожаю. Когда прогнозы постоянно корректировались, как и данные о запасах зерна, и одни высокопоставленные руководители приводили одни цифры, другие — другие и никто не мог точно сказать, что же на самом деле происходит. Это создает благоприятную основу для панических слухов и ажиотажного спроса. Такое всегда возникает на почве недоговоренности, скрытности. И кто именно, по-вашему, спровоцировал массовую скупку гречки в Москве? — Я думаю, что источником нельзя назвать кого-то одного, потому что ключевой источник — это объективные аномальные погодные условия, которые каждому были видны из окна, каждый этим смогом дышал. Конечно же, какую-то лепту внесли СМИ, потому что люди охотно смотрят какие-то ужасы, воспринимают какие-то негативные новости. И делают выводы. Но мы такое за последнее десятилетие наблюдаем не первый раз. И каждый раз ничего не пропадает. Что, советские корни столь глубоки? Или ФАС почем зря пугает ростом цен? — Главе ФАС Игорю Артемьеву я еще месяц назад звонил на тему того, что если не принять какие-то превентивные меры по недопущению спекуляций, то будет та ситуация, которая сейчас и имеется. И кстати, не из благородных соображений, а из чувства самосохранения, потому что понимаю, что будет всегда много желающих во всем обвинить торговлю. Ведь мы являемся последним звеном перед покупателем, и цены покупатель видит в магазинах. Хорошо, вы белые и пушистые. А что говорят поставщики? — Те поставщики, которые производят первичные сельхозпродукты и находятся на территориях, где урожаи были более или менее нормальные — а такие регионы в стране есть,— алчно потирают руки и честно говорят, что на их улице праздник. И говорят, что делают все от них зависящее, чтобы максимально озолотиться в этот замечательный период времени. На сколько они пытаются повысить цены? — Очень многие даже не пытаются их повысить. Они просто придерживают продукт, не продают, думая, что завтра он будет дороже. Но на потребителях это сказывается: чем меньше предложение, тем выше цены. И на сколько выше? — Про крупы я сказал — до 100%. Если конкретнее, по гречке подорожание до 60%, по пшеничной муке — до 90%. Это среднее изменение закупочных цен с 1 июля по 25 августа. Еще сильно дорожают молоко и сахар — там не такие драматические цифры, как по крупам, но процентов 10-15 есть. Птица в среднем дорожает процентов на 5-10 — в ее стоимость корма тоже входят. Подсолнечное масло — до 15%, рис — до 35%, горох колотый  — до 20%. По розничным ценам изменения примерно вдвое меньше, чем по закупочным. Вы упоминали, что такие волны ажиотажного спроса накатывают не в первый раз. Как по вашему опыту, быстро ли спадет нынешняя? — Я думаю, что ажиотажный период будет длиться два-три месяца. Не больше. Но это не значит, что цены потом откатятся на прежний уровень. Возможно, они просто поднимутся и там же останутся. Журнал «Деньги»   № 34 лев хасис, х5 retail group, поставщики, розничная торговля, ритейлеры"Поставщики алчно потирают руки"
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/postavshchiki-alchno-potirayut-ruki/2020-02-28


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052