1 января 2010, 00:00 4939 просмотров

Интервью с гендиректором сети «Домотехника»

 

Генеральный директор «Домотехники» Константин Теретышник сообщил, что его компания до конца года откроет еще 5 магазинов, и планирует открывать ежегодно 15 торговых объектов. А также -выводит на рынок собственный бренд бытовой электроники Rotex.

 

Кто сегодня является собственником «Домотехники»?

 

Компания принадлежит двум физическим лицам и одному юридическому. Юрлицо — это швейцарская компания «Финдовер СА», которой принадлежит 89,65% акций.

 

А с чего началась история вашей сети?

 

В 1999 году в Киеве появился первый магазин розничной продажи под торговой маркой «Домотехника». До этого компания занималась только оптовой торговлей.

 

Почему решили перейти в розницу?

 

Это связанно со стратегией развития компании, которая заключалась в том, чтобы работать непосредственно с потребителями товаров. К тому же необходимо было продвигать свой бренд на рынке. А в оптовой торговле этого не сделаешь.

 

Сегодня в вашу сеть входит 34 магазина в разных городах Украины. Как вы определяете, в каком городе открывать новую торговую единицу целесообразно?

 

Прежде всего мы обращаем внимание на областные и районные центры. Нам интересны города, население которых составляет 50 тысяч человек и более. Также для нас очень важен экономический потенциал региона. Ну и, конечно, мы анализируем, насколько сильно в данном городе представлены наши конкуренты.

 

И еще один важный момент: когда мы заходим на какой-то региональный рынок, наш магазин обязательно открывается только в каком-либо торговом центре. Мы не арендуем отдельно стоящих зданий. Делается это для того, чтобы увеличить поток посетителей.

 

А как компания относится к возможности строительства собственных магазинов?

 

Недвижимость — это отдельный бизнес. Если кто-то из ритейла и строит объекты, то, как правило, это опять же торговые центры, в которых владелец, помимо размещения своего магазина, зарабатывает на сдаче площадей в аренду другим операторам. Для нас аренда — это оптимальный вариант.

 

Но ведь некоторые операторы продуктового ритейла строят собственные магазины?

 

Ритейл продуктов и электроники — это совсем разные вещи. С точки зрения количества посетителей, продуктовый магазин — это трафикообразующий объект. Причина очевидна: продукты мы покупаем каждый день, а электронику гораздо реже.

 

Сколько еще магазинов под брендом «Домотехника» появится до конца этого года?

 

Мы планируем открыть еще 5 магазинов.

 

Какой объем инвестиций для этого потребуется?

 

Можно считать так: для того чтобы открыть один магазин, нужен миллион долларов.

Вы уже наверняка определились с источником инвестиций…

 

У нас всегда два источника. Первый — заемные средства, второй — реинвестирование собственной прибыли.

 

Сегодня все чаще украинские компании пытаются отказываться от заемных денег. А дополнительные финансовые средства привлекают от продажи акций. Как вы относитесь к такому источнику инвестирования?

 

Безусловно, мы рассматриваем такой вариант. Для того чтобы иметь возможность выйти на фондовую биржу, наша компания уже два года проходит аудит. После того как аудит за-кончится, мы сможем разместить свои акции на бирже.

 

У вас есть план развития только до конца этого года или вы смотрите дальше?

У нас есть план развития на три года.

 

И каковы основные стратегические шаги на этот период?

 

Мы планируем каждый год открывать по 15 магазинов.

 

Многие сети, занимающиеся продажей электроники, предлагают своим покупателям кредит под 0%. Можете объяснить, как такое возможно?

 

В общем-то кредиты — это компетенция банка. Но в принципе схема достаточно проста. Для того чтобы расположить к себе покупателей, сети регулярно предлагают акции для своих клиентов. Данная акция заключается в том, что ритейлер договаривается с банком и оплачивает часть банковских комиссий. Поэтому кредит для клиента получается дешевле. Банк же, в свою очередь, получает ту же прибыль, что и при обычном кредите.

 

Но какие-то комиссии все же остаются?

 

Комиссия для покрытия затрат банка существует, и она входит в стоимость товара, взятого в кредит. Хотя если вы будете покупать сразу за наличные, то акционный товар вам обойдется дешевле, нежели при кредите под 0%.

 

В украинских розничных сетях все чаще можно встретить товары, которые операторы продают под собственными торговыми марками. Продвигает ли «Домотехника» какие-либо свои бренды?

Мы только в этом году запустили собственную торговую марку, которая называется Rotex. Под этой маркой выпускается мелкая бытовая техника: утюги, чайники, фены и т.д. Первая продукция только прибыла и сейчас находится в порту на разгрузке.

 

Вы производите свои товары не в Украине?

 

Да. Наши заказы выполняются в Китае. Сегодня многие бренды, даже известные европейские, производятся на китайских предприятиях.

 

Разве не дешевле производить все у нас?

 

Получается, что нет. Затраты на производство в Китае ниже, чем в Украине. К примеру, у нас рыночная зарплата грузчика — 2,5 тысячи гривен. А в Китае столько инженер получает.

 

А вы не думаете, что собственную торговую марку продвигать значительно сложнее? Ведь она никому не известна, а покупатель ориентируется на известные бренды.

 

Это не совсем так. Через наши сети мы имеем возможность донести до покупателя, что собой представляет наш товар. Также мы можем предложить более выгодную цену и сервисное обслуживание. Относительно своей торговой марки мы можем предложить целый ряд приоритетов, которые мы не делаем для чужих торговых марок.

 

А сегодняшний покупатель не задается целью купить, к примеру, утюг только известной торговой марки. Он прежде всего смотрит на соотношение цены и качества.

 

Кроме Rotex, планируете ли выводить еще собственные торговые марки?

 

В этом нет смысла. Для розничной сети, торгующей электроникой, одной собственной торговой марки вполне достаточно. Лучше приложить все маркетинговые усилия к раскрутке одного бренда, чем распыляться на три или четыре.

 

Насколько сегодня рынок ритейла электроники уже насыщен?

 

Здесь все зависит от сегментов товаров. Если брать бытовую технику — стиральные машины, холодильники, газовые печи, — то здесь рынок практически достиг своего пика.

А вот с высокотехнологичными товарами, такими как компьютеры или мобильные телефоны, ситуация совсем другая. В этом сегменте происходят постоянные обновления. Причем новые модели могут кардинально отличаться от предыдущих по функциональности. Поэтому этот сегмент растет постоянно. И в этом случае, думаю, о насыщении рынка вообще говорить не придется.

 

А какой процент рынка ритейла электроники занимает «Домотехника»?

 

Мы ориентируемся на данные GfK Ukraine. По информации этой компании, мы занимаем 4%.

 

Открытие еще 5 магазинов до конца года позволит вам увеличить эту долю?

 

Для того чтобы увеличить долю на рынке, нужно, во-первых, агрессивно развиваться, во-вторых, сдерживать развитие своих конкурентов.

Сдерживание развития конкурентов несовместимо с философией ведения нашего бизнеса. Поэтому мы планируем, открывая новые магазины.

 

Допускаете ли вы расширение бизнеса, к примеру, за счет продуктового ритейла?

 

Я вам так скажу: тот, кто уже занимается одним ритейлом, менять его на другой не будет. Все, кто уходит из этого бизнеса, занимаются чем-либо более спокойным. С другой стороны, выход из ритейла — процесс сложный. Это ведь постоянные заказы, которые нужно довести до логического завершения. К примеру, технику, которую производят в Китае, нужно заказать в мае, чтобы получить ее в декабре.

 

Сегодня украинские компании, занимающиеся ритейлом, не ограничиваются отечественным рынком? Планирует ли «Домотехника» открытие магазинов за пределами Украины?

 

Таких планов пока нет. Мы еще не освоили украинский рынок.

 

Некоторые операторы ритейла в Украине приглашают на работу иностранных топ-менеджеров для более динамичного развития компании. Практикует ли что-то подобное ваша компания?

 

В 2006-2007 годах у нас работали австрийские консультанты. Они делились с нами опытом. Но мы не привлекали западных управленцев — у них совсем другая ментальность. А в нашем деле важно понимать специфику рынка.

 

По вашему мнению, какова сегодня капитализация компании «Домотехника»?

 

Трудно сказать однозначно. Оценка материальных активов — это одно, а стоимость бренда — совсем другое. Хотя, как правило, компанию оценивают по годовому обороту.

 

И каков на сегодня ваш годовой оборот?

 

Наш оборот за 2007 год — 1,408 миллиарда гривен.

 

Какую прибыль при таком обороте получает компания?

 

Наша чистая прибыль за прошлый год — более 210 миллионов гривен.

 

А каковы финансовые планы на 2008 год?

 

Мы всегда планируем работать не хуже, чем в прошлом году. А каковы будут эти результаты по окончании года, вы сможете узнать, если придете ко мне в 2009 году.

 

Справка:

 

Константин Теретышник

Родился 30 октября 1964 года в городе Евпатория.

В 1990 году окончил Московский институт пищевой промышленности.

С 1991 по 2000 год работал в банковских, финансовых и коммерческих структурах.

В 1998 году окончил Киевскую высшую банковскую школу.

С 2005 года — генеральный директор компании «Домотехника».

Женат.

 

Компания «Домотехника»

Основана в 1995 году. На сегодняшний день это группа компаний, в которую входят:

национальная сеть супермаркетов электроники;

сервисные центры;

производственные подразделения;

логистическая компания.

Под собственной торговой маркой Rotex «Домотехника» выпускает пылесосы, утюги, фены, соковыжималки, чайники, масляные радиаторы и тепловентиляторы. Продукция проектируется компанией Grenston International LLC (США) и производится в Китае.

 

Источник: «Дело»

Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Почему ритейлеры тестируют, но не внедряют?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Интервью с гендиректором сети «Домотехника»Украина, Домотехника, супермаркет электроники