Крупные мировые ритейлеры
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Зарубежный опыт торговли
Категорийный менеджмент
Открытия и закрытия магазинов
Вендинг. Магазины без продавцов
16 июля 2015, 02:15 15510 просмотров

Опыт Белоруссии

Как вендинговый бизнес автоматизировал доставку данных в налоговую

Вендинговый бизнес берут под контроль

Сегодня в России активно обсуждается возможность перехода на онлайн-контроль кассовых операций в магазинах. В связи с этим Retail.ru рассказывает читателям о достаточно интересном опыте внедрения автоматизированной системы контроля за выручкой в вендинговом бизнесе в Республике Беларусь.

Три года назад, в 2012 году, Министерство по налогам и сборам (МНС) в Беларуси внедрило систему контроля выручки вендинговых автоматов. Проще говоря, как только покупатель опускает купюру в автомат, оплачивая товар или услугу, информация о поступивших деньгах поступает в налоговую службу.

Что касается покупателей, то они не почувствовали изменений, а вот владельцы вендинговых аппаратов по понятным причинам были против подобных новшеств – у многих декларируемый доход в разы отличался от реального. Несмотря на то, что у предпринимателей был выбор: либо работать с кассой (что делает бессмысленным сам принцип вендингового бизнеса – торговать без кассира), либо установить в автомат модуль СКНО (средство контроля налоговых органов), с помощью которого автомат подключается к системе контроля налоговой и передаёт данные о выручке, предприниматели выбрали второй вариант, как более выгодный.

Впрочем, белорусские предприниматели быстро поняли, что система контроля имеет не только минусы, но и может принести реальную пользу. Но об этом чуть позже.

Принцип действия

IT-решение, которое разработала белорусская компания Novacom, по заказу МНС, позволяет собирать данные о выручке автоматов с точностью до купюры в режиме реального времени. Основу системы составляет специальное устройство, которое устанавливается в торговый автомат и передает данные в центр обработки.

Устройство подключается к информационной шине данных купюроприемника, распознает сигналы о приёме денег и передает данные о принятых купюрах с помощью GSM-модуля в центр обработки данных МНС.

Если сравнивать с системой, которую собираются внедрить в магазинах в России, то они во многом похожи. Различие лишь в том, что система в магазине передает данные с кассы – с чековой ленты, в вендинге же основу составляет информация о принятых наличных деньгах.

Польза для бизнеса

В рамках системы есть разные уровни доступа пользователей. Данные по торговому автомату могут получать не только контролирующие органы, но и владельцы торговых автоматов, у которых появилась возможность в любое время удалённо контролировать выручку по отдельным автоматам и сети в целом.

Практически полностью исчезло воровство среди обслуживающего персонала торговых автоматов. Со слов самих предпринимателей, многие из них после первых недель работы с новой системой были сильно удивлены, увидев, что выручка, по данным системы, была значительно выше, чем реальное количество денег в аппарате. После того, как по требованию некоторых владельцев на аппарат на какое-то время были поставлены пломбы и персонал не имел доступа к наличности, количество денег по данным из системы и находящихся в автомате совпали.

Отслеживая в режиме онлайн работоспособность автомата, предприниматели могут оперативно реагировать на поломки и замечать простой оборудования.

Собственник бизнеса может загружать данные в аналитическую систему для анализа ряда параметров, таких как анализ товаропотока с учетом времени суток, сезонности, места расположения торгового автомата, прогнозирования расхода и пополнения ингредиентов и т.д. Таким образом, оператор может своевременно планировать логистику по обслуживанию оборудования, вести контроль остатков товара, планировать закупки продуктов и т.п.

Вопрос безопасности

В результате тестирования системы контроля кассовых операций в российских магазинах, была обнаружена недоработка в безопасности передачи данных. Что касается безопасности передачи информации в вендинговом бизнесе – то объемы самого вендингового бизнеса менее масштабны в сравнении с количеством магазинов и касс в них. И проблема, соответственно, также менее глобальна.

Тимур Богданович, руководитель проекта СКТА в Novacom, рассказал: «В системе нет такого количества промежуточных звеньев. Передача данных ведется в выделенной защищенной сети оператора мобильной связи. Далее по каналам GSM информация попадает на ресурсы владельца системы. На входе также имеется группа безопасности, которые осуществляет проверку уже входящих данных. Доступ к системе осуществляется только при проведении идентификации и аутентификации пользователя с использованием его сертификата открытого и личного ключа и с учётом разграничения прав.

В случае сбоя связи данные накапливаются во внутренней памяти СКНО. Это отдельный модуль с запасом ресурса от месяца и более. В наше время столь длительных перебоев связи уже фактически не бывает, даже в форс-мажоры или сложные погодные условия. При восстановлении канала устройство начинает немедленную передачу данных».

Минусы – в цене

Затраты на оборудование, абонентскую плату или на сервис, с ним связанный, является самым распространенным «минусом» почти всех инноваций. Тигран Симонян, управляющий ООО «БЛР-Трейд», одного из крупнейших вендинговых операторов в Беларуси, выделил два основных минуса системы контроля, и оба они касаются затрат на внедрение и обслуживание:

«Первый – для подключения к системе нужно внести залог за передающий блок. Залоговая стоимость – в эквиваленте $80. Если предприниматель решит вернуть блок, скажем, через год работы, он получит ту же сумму, которую вносил в момент подключения. В Беларуси высокая инфляция, поэтому на момент возврата это будут деньги существенно меньшие, чем на момент подключения.

Второй минус – стоимость абонентского обслуживания каждого блока. Она составляет эквивалент $16,5 в месяц, что дорого. Это сразу ставит под вопрос рентабельность аппаратов в местах с низкой проходимостью – абонентская плата просто съест всю маржу. Приходится искать другие места установки. Для нашей компании, у которой достаточно много аппаратов, это обычное дело. А для индивидуальных предпринимателей с 2-3 машинами это может стать проблемой».

За первые шесть месяцев работы системы было подключено более 2300 торговых автоматов, сейчас – работают более 3000. Что касается автоматов, расположенных в Минске, то здесь лидируют автоматы по продаже кофе, снеков и бутилированной питьевой воды. К системе подключены и другие виды автоматов, например фотоавтоматы, в которых можно сделать срочный снимок на документы, ручные мойки типа «Керхер» на автозаправочных станциях.

Тигран Симонян, управляющий ООО «БЛР-Трейд», одного из крупнейших вендинговых операторов Беларуси поделился мнением, что бы он хотел изменить в автоматизированной системе контроля налоговых органов: Я бы изменил в системе и в подходе к ее эксплуатации две вещи. Первая – следует добавить интеграцию СКНО с телеметрией в программном обеспечении самих вендинговых аппаратов. Некоторые вендинг-операторы уже оплачивают за софт для телеметрии. Телеметрия, пусть и в урезанном виде, есть и в составе СКНО. Через терминал видно, включен ли аппарат, находится ли он на обслуживании (работает в тестовом режиме), и сколько денег в него поступило. Хорошо бы в самой СКНО либо в результате интеграции с телеметрией производителей аппаратов видеть еще ряд параметров – сообщения об ошибках в конкретном узле аппарата (застряла купюра, не выдаются палочки для размешивания напитков, неправильно работает дозатор, неправильно работает заварной блок и т.д.), количество ингредиентов в аппарате, количество проданных порций каждого напитка за отчетный период. Вторая вещь для изменений – это цена. Сегодня она действительно очень высокая даже для такой компании, как наша, которая оперирует достаточно большим количеством аппаратов. СКНО собирает данные о движении денег и товаров. В этом вся выгода и польза государства от ее внедрения. Прозрачность стоит гораздо дороже, чем вся собранная с предпринимателей абонентская плата.

Ольга Крыкова, специально для Retail.ru

 

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Опыт Белоруссии

Вендинговый бизнес берут под контроль

Сегодня в России активно обсуждается возможность перехода на онлайн-контроль кассовых операций в магазинах. В связи с этим Retail.ru рассказывает читателям о достаточно интересном опыте внедрения автоматизированной системы контроля за выручкой в вендинговом бизнесе в Республике Беларусь.

Три года назад, в 2012 году, Министерство по налогам и сборам (МНС) в Беларуси внедрило систему контроля выручки вендинговых автоматов. Проще говоря, как только покупатель опускает купюру в автомат, оплачивая товар или услугу, информация о поступивших деньгах поступает в налоговую службу.

Что касается покупателей, то они не почувствовали изменений, а вот владельцы вендинговых аппаратов по понятным причинам были против подобных новшеств – у многих декларируемый доход в разы отличался от реального. Несмотря на то, что у предпринимателей был выбор: либо работать с кассой (что делает бессмысленным сам принцип вендингового бизнеса – торговать без кассира), либо установить в автомат модуль СКНО (средство контроля налоговых органов), с помощью которого автомат подключается к системе контроля налоговой и передаёт данные о выручке, предприниматели выбрали второй вариант, как более выгодный.

Впрочем, белорусские предприниматели быстро поняли, что система контроля имеет не только минусы, но и может принести реальную пользу. Но об этом чуть позже.

Принцип действия

IT-решение, которое разработала белорусская компания Novacom, по заказу МНС, позволяет собирать данные о выручке автоматов с точностью до купюры в режиме реального времени. Основу системы составляет специальное устройство, которое устанавливается в торговый автомат и передает данные в центр обработки.

Устройство подключается к информационной шине данных купюроприемника, распознает сигналы о приёме денег и передает данные о принятых купюрах с помощью GSM-модуля в центр обработки данных МНС.

Если сравнивать с системой, которую собираются внедрить в магазинах в России, то они во многом похожи. Различие лишь в том, что система в магазине передает данные с кассы – с чековой ленты, в вендинге же основу составляет информация о принятых наличных деньгах.

Польза для бизнеса

В рамках системы есть разные уровни доступа пользователей. Данные по торговому автомату могут получать не только контролирующие органы, но и владельцы торговых автоматов, у которых появилась возможность в любое время удалённо контролировать выручку по отдельным автоматам и сети в целом.

Практически полностью исчезло воровство среди обслуживающего персонала торговых автоматов. Со слов самих предпринимателей, многие из них после первых недель работы с новой системой были сильно удивлены, увидев, что выручка, по данным системы, была значительно выше, чем реальное количество денег в аппарате. После того, как по требованию некоторых владельцев на аппарат на какое-то время были поставлены пломбы и персонал не имел доступа к наличности, количество денег по данным из системы и находящихся в автомате совпали.

Отслеживая в режиме онлайн работоспособность автомата, предприниматели могут оперативно реагировать на поломки и замечать простой оборудования.

Собственник бизнеса может загружать данные в аналитическую систему для анализа ряда параметров, таких как анализ товаропотока с учетом времени суток, сезонности, места расположения торгового автомата, прогнозирования расхода и пополнения ингредиентов и т.д. Таким образом, оператор может своевременно планировать логистику по обслуживанию оборудования, вести контроль остатков товара, планировать закупки продуктов и т.п.

Вопрос безопасности

В результате тестирования системы контроля кассовых операций в российских магазинах, была обнаружена недоработка в безопасности передачи данных. Что касается безопасности передачи информации в вендинговом бизнесе – то объемы самого вендингового бизнеса менее масштабны в сравнении с количеством магазинов и касс в них. И проблема, соответственно, также менее глобальна.

Тимур Богданович, руководитель проекта СКТА в Novacom, рассказал: «В системе нет такого количества промежуточных звеньев. Передача данных ведется в выделенной защищенной сети оператора мобильной связи. Далее по каналам GSM информация попадает на ресурсы владельца системы. На входе также имеется группа безопасности, которые осуществляет проверку уже входящих данных. Доступ к системе осуществляется только при проведении идентификации и аутентификации пользователя с использованием его сертификата открытого и личного ключа и с учётом разграничения прав.

В случае сбоя связи данные накапливаются во внутренней памяти СКНО. Это отдельный модуль с запасом ресурса от месяца и более. В наше время столь длительных перебоев связи уже фактически не бывает, даже в форс-мажоры или сложные погодные условия. При восстановлении канала устройство начинает немедленную передачу данных».

Минусы – в цене

Затраты на оборудование, абонентскую плату или на сервис, с ним связанный, является самым распространенным «минусом» почти всех инноваций. Тигран Симонян, управляющий ООО «БЛР-Трейд», одного из крупнейших вендинговых операторов в Беларуси, выделил два основных минуса системы контроля, и оба они касаются затрат на внедрение и обслуживание:

«Первый – для подключения к системе нужно внести залог за передающий блок. Залоговая стоимость – в эквиваленте $80. Если предприниматель решит вернуть блок, скажем, через год работы, он получит ту же сумму, которую вносил в момент подключения. В Беларуси высокая инфляция, поэтому на момент возврата это будут деньги существенно меньшие, чем на момент подключения.

Второй минус – стоимость абонентского обслуживания каждого блока. Она составляет эквивалент $16,5 в месяц, что дорого. Это сразу ставит под вопрос рентабельность аппаратов в местах с низкой проходимостью – абонентская плата просто съест всю маржу. Приходится искать другие места установки. Для нашей компании, у которой достаточно много аппаратов, это обычное дело. А для индивидуальных предпринимателей с 2-3 машинами это может стать проблемой».

За первые шесть месяцев работы системы было подключено более 2300 торговых автоматов, сейчас – работают более 3000. Что касается автоматов, расположенных в Минске, то здесь лидируют автоматы по продаже кофе, снеков и бутилированной питьевой воды. К системе подключены и другие виды автоматов, например фотоавтоматы, в которых можно сделать срочный снимок на документы, ручные мойки типа «Керхер» на автозаправочных станциях.

Тигран Симонян, управляющий ООО «БЛР-Трейд», одного из крупнейших вендинговых операторов Беларуси поделился мнением, что бы он хотел изменить в автоматизированной системе контроля налоговых органов: Я бы изменил в системе и в подходе к ее эксплуатации две вещи. Первая – следует добавить интеграцию СКНО с телеметрией в программном обеспечении самих вендинговых аппаратов. Некоторые вендинг-операторы уже оплачивают за софт для телеметрии. Телеметрия, пусть и в урезанном виде, есть и в составе СКНО. Через терминал видно, включен ли аппарат, находится ли он на обслуживании (работает в тестовом режиме), и сколько денег в него поступило. Хорошо бы в самой СКНО либо в результате интеграции с телеметрией производителей аппаратов видеть еще ряд параметров – сообщения об ошибках в конкретном узле аппарата (застряла купюра, не выдаются палочки для размешивания напитков, неправильно работает дозатор, неправильно работает заварной блок и т.д.), количество ингредиентов в аппарате, количество проданных порций каждого напитка за отчетный период. Вторая вещь для изменений – это цена. Сегодня она действительно очень высокая даже для такой компании, как наша, которая оперирует достаточно большим количеством аппаратов. СКНО собирает данные о движении денег и товаров. В этом вся выгода и польза государства от ее внедрения. Прозрачность стоит гораздо дороже, чем вся собранная с предпринимателей абонентская плата.

Ольга Крыкова, специально для Retail.ru

 

беларусь, вендинг, автоматизация торговлиОпыт Белоруссии
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/cases/opyt-belorussii/2020-02-25


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052